Урок-исследование на тему "Вода – чудо природы"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели урока:

  • обобщить знания детей о воде;
  • познакомить с тремя состояниями воды и её свойствами;
  • развивать бережное отношение к водным богатствам нашей планеты;
  • научить видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Оборудование: презентация к уроку, глобус, сосуды разной формы (стакан, бутылка, кувшин, миска), сахар, соль, пластмассовые палочки разных цветов.

В рамках подготовки к уроку учащимся было дано задание подготовить сообщения на темы:

  • воде и её свойства;
  • отношение людей к воде (в устном народном творчестве, писателей и поэтов, художников);
  • способы пропаганды бережного отношения к воде, как к части нашей природы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Актуализация знаний, постановка цели.

Учитель. Велика возможность человеческой мысли: научились общаться на расстоянии, проникли в подводный мир, изучаем недра Земли, взлетели выше полёта птицы. Стремясь к неизведанному, замечаем ли мы хорошо знакомое? Можем ли объяснить механизм, на первый взгляд, простых природных явлений.

В своей работе хочу привлечь внимание к воде. Почему это вещество самое распространённое и самое необходимое с научной точки зрения. Это самая необычная, самая загадочная жидкость. Если древний человек обожествлял воду и жил в гармонии с этой природной Стихией, почему современный человек страдает от природных катаклизмов? Знает ли он, что такое вода.

Ученик:

В кружева будто одеты,
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А в сущности — только вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана,
И все это — только вода.

IV. Изучение нового материала.

На доске написана цитата Леонардо да Винчи: “... Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле”.

- Какую часть поверхности занимает вода?

Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду. Тучи, облака, туманы, несущие влагу всему живому на земной поверхности, – это ведь тоже вода. Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, снеговые покровы, застилающие почти половину планеты, – и это вода. Вода есть и под землёй.

- Есть ли вода в теле живых организмов?

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нём влагу. Вода содержится во всех частях растения. Вспомните, как много сока в арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок – вода с растворёнными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах растений есть вода, хотя не в таком большом количестве. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы.

- Какую часть человеческого тела составляет вода?

Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Вода необходима нашему организму для удаления разных вредных веществ. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Например, человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть её он выпивает, а часть содержится в пище).

- Какова роль воды в окружающей среде и в хозяйственной деятельности человека?

Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

Но вода не только “поит”, но ещё и кормит – по морям и океанам днём и ночью плывут тысячи рыболовных судов. Вода “добывает” электрический ток, работая на электростанциях. Она моет всех людей, города, машины, дороги. А ещё вода – это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров. Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства – ничего не сделать без воды.

Вывод: Безгранично многообразие жизни. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть только там, где есть вода. Нет живого существа, если нет воды. С древних времён реки и водоёмы были одним из мест, где зарождались цивилизации. Вода – это жизнь.

Физминутка.

V. Знакомство со свойствами воды.

Опыт 1. Какая форма у воды?

Наливаем воду в сосуды разной формы (стакан, бутылка, кувшин, миска). Вода примет форму того сосуда, куда она налита.

Вывод: вода не имеет формы.

Опыт 2. Какова прозрачность воды?

В стакан с водой опускаем твёрдый предмет (ложку, вилку и т.д.). Они все отчетливо видны.

Вывод: вода прозрачна.

Опыт 3. Каков вкус воды?

В два стакана с обычной водой добавляем сахар и соль. В одном стакане вода станет сладкой, а в другом солёной.

Вывод: вода безвкусна, вкус воды зависит от растворённых в ней веществ.

Опыт 4. Каков цвет воды?

В стакан воды опускаем пластмассовые палочки разных цветов. Цвет опускаемых палочек не совпадает со цветом воды.

Вывод: вода бесцветна.

Опыт 5. Каков запах воды?

Понюхаем цветы, духи, кусочек хлеба и воду. Тонкий аромат издают цветы и духи. Чувствуется аппетитный запах хлеба. А вода не пахнет.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт 6. Течёт ли вода?

Выливаем воду из стакана. Она растекается в разные стороны. Можно воду перелить из стакана в другую посуду.

Вывод: вода течёт, этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьём воду.

Круговорот воды в природе.

Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)

Вода в природе существует в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном. При переходах из одного состояния в другое могут происходить различные процессы: испарение (лужа высыхает, вода медленно превращается в пар и улетучивается), конденсация (водяной пар, соприкасаясь с холодным, переходит в жидкое или твёрдое состояние), замерзание (жидкая вода превращается в снег, лёд), плавление (тают снег, лёд), индевение (образование инея – переход газообразной воды в твёрдое состояние), возгонка (переход твёрдой воды в газообразную). При переходе воды из одного состояния в другое существенно изменяются её свойства. Благодаря этим процессам в природе происходит круговорот воды.

Рисунок 1

Вывод. Круговорот в природе происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков. Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое.

VI. Закрепление изученного материала.

Заслушиваются сообщения учащихся.

VII. Подведение итогов.

  • Что вам понравилось сегодня на занятии?
  • Какой же вывод вы можете сделать?
  • Что особенно запомнилось на уроке?