Многообразие организмов. Класс пресмыкающиеся

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)


Применение ИКТ формирует коммуникативные качества личности, помогает ребёнку адаптироваться в информационном обществе. Информационно-коммуникативные технологии имеют целый ряд очевидных достоинств:

- урок становится более ярким, эффектным, а значит запоминающимся, что стимулирует познавательный интерес учащихся;

- расширяется информационное поле урока;

- повышается эффективность урока;

- экономится время учителя на уроке и затраты при подготовке;

- достигается индивидуализация процесса обучения и стимулируется самостоятельная активность учащихся.

Наконец, это интересно самому учителю, несмотря на продолжительный подготовительный этап. Урок получается более ярким, интересным, информационно насыщенным, детально проработанным, а удовольствие от хорошо проведенного урока компенсирует потраченное на его подготовку время!

Я предлагаю разработку двух уроков по зоологии для 7 класса с использованием на уроке мультимедийной презентации, разработанной мною для разнообразия наглядности применяемой на уроках.

Урок "Класс Пресмыкающиеся, особенности строения,
жизнедеятельности как первых настоящих наземных позвоночных"

Задачи: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности пресмыкающихся как первых настоящих наземных позвоночных; выявлять черты приспособленности организмов к жизни на суше.

Оборудование: мультимедийная презентация “Класс пресмыкающиеся”; таблицы с изображением пресмыкающихся.

Методические рекомендации.

I. Проверка знаний

Выполнение тестового задания из книги С.И. Гуленков, Н.И. Сонини “Тестовые задания. 7 класс”.

Работа по вариантам.

Вариант №1

1. Выберите один правильный и наиболее полный ответ.

1) Название класса Земноводные свидетельствует о том, что жизнь этих животных хотя бы на отдельных этапах жизненного цикла связана с водой:

а) соленой;

б) пресной;

в) или соленой, или пресной.

2) Отделы в позвоночнике лягушки:

а) шейный и туловищный; в) хвостовой;

б) крестцовый; г) все верно.

3) В среднем ухе лягушки слуховых косточек:

а) одна; б) две; в) три; г) четыре.

4) Амфибии — это животные:

а) холоднокровные;

б) теплокровные.

5) У лягушки сердце:

а) однокамерное; в) четырехкамерное;

б) двухкамерное; г) трехкамерное.

6) Предками земноводных считают древних рыб из класса Костные рыбы, подкласса:

а) лучеперые рыбы;

б) кистеперые рыбы;

в) двоякодышащие рыбы;

г) хрящекостные рыбы.

2. Выберите три правильных ответа.

1) У земноводных в отличие от представителей костных рыб:

а) четыре отдела в позвоночнике;

б) парные конечности подвижно сочленены с телом;

в) четырехкамерное сердце;

г) два круга кровообращения;

д) есть среднее ухо с двумя слуховыми косточками.

2) Для земноводных характерно:

а) наличие кроветворного органа — красного костного мозга;

б) наличие шейного отдела в позвоночнике;

в) полное разделение артериального и венозного кровотока;

г) наличие трубчатых костей в скелете;

д) отсутствие век.

3) В классе земноводных выделяют отряды:

а) хвостатые;

б) бесхвостые;

в) четырехногие;

г) безногие;

д) безголовые.

4) У головастика лягушки прудовой, в отличие от взрослой особи:

а) однокамерное сердце;

б) сердце двухкамерное;

в) глаза не имеют век;

г) осевой скелет представлен хордой;

д) три пары ног.

Вариант №2

1. Выберите один правильный и наиболее полный ответ.

1) У земноводных выделяют следующие отделы тела:

а) голова, шея, туловище, хвост;

б) голова, шея, грудь, туловище, хвост;

в) голова, туловище, хвост;

г) голова, грудь, хвост.

2) Лягушки отнесены к отряду:

а) хвостатые;

б) бесхвостые;

в) безногие.

3) Аксолотль — это личинка животного:

а) тритона малоазиатского;

б) амбистомы тигровой;

в) червяги цейлонской;

г) квакши обыкновенной.

4) На суше зимуют амфибии:

а) тритоны; в) жабы;

б) саламандры; г) все верно.

5) Тазовый пояс лягушки связан с позвоночником на уровне следующего отдела:

а) туловищного; в) поясничного;

б) крестцового; г) хвостового.

6) Предками земноводных считают древних кистеперых рыб, обитавших:

а) в море;

б) в пресном водоеме.

2. Выберите три правильных ответа.

1) У земноводных в отличие от представителей надкласса Рыбы:

а) парные конечности с суставным соединением костей;

б) конечности с пальцами;

в) хорошо выражена шея;

г) имеется селезенка;

д) череп подвижно соединен с шейным позвонком.

2) У лягушки озерной:

а) пояс задних конечностей не связан с осевым скелетом и находится в толще мышц;

б) ухо только внутреннее;

в) пояс задних конечностей опирается на позвоночник;

г) позвоночник из четырех отделов;

д) передний мозг из двух полушарий.

3) У бесхвостых амфибий:

а) нет грудной клетки;

б) есть грудная клетка;

в) хвостовые позвонки слились в единую кость;

г) в шейном отделе позвоночника один позвонок;

д) нет хвостового отдела у позвоночника.

4) У головастика лягушки прудовой, в отличие от взрослой особи:

а) трехкамерное сердце;

б)однокамерное сердце;

в) есть хвост с хвостовым плавником;

г) один круг кровообращения;

д) есть орган боковой линии.

II. Изучение нового материала

  1. Особенности организации пресмыкающихся как первых настоящих наземных позвоночных. Особенности внешнего строения в сравнении с земноводными. Тело ящерицы и его основные отделы, особенности рогового покрова, кожи, связанные с жизнью на суше. Линька ящериц и змей, ее значение для пресмыкающихся. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация презентации слайды № 2-4). Оформление в тетради таблицы “Особенности внешнего строения пресмыкающихся в сравнении с земноводными”).
  2. Усложнение скелета пресмыкающихся: отделы скелета, особенности каждого из них, строение шейного позвонка, обеспечивающего подвижность головы. Особенности расположения конечностей по бокам тела, влияющие на своеобразное передвижение ящерицы. (Демонстрация презентации слайд №5)
  3. Особенности пищеварительной системы ящерицы: отграничение ротовой полости от глотки, подвижность языка, наличие зубов, приросших к челюстям, их функции. (Беседа с элементами рассказа, демонстрация презентации слайд №6).
  4. Особенности строения дыхательной системы: гортань, трахея, бронхи, ячеистые легкие, механизм дыхания, связанный с жизнью на суше. (Рассказ с элементами беседы, демонстрация презентации слайд №7)
  5. Прогрессивные изменения кровеносной системы, связанные с наземным образом жизни ящерицы: трехкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке, два круга кровообращения. (Беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация презентации слайд №8-9)
  6. Усложнения в строении нервной системы и органов чувств ящерицы по сравнению с нервной системой и органами чувств лягушки. (Рассказ с элементами беседы, демонстрация презентации слайд №10)
  7. Особенности организации выделительной и половой систем у пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. (Рассказ с элементами беседы, демонстрация презентации слайд № 11-13)

III. Закрепление знаний о приспособленности ящерицы к жизни на суше.

Заполнение таблицы “Черты усложнения во внутреннем строении у пресмыкающихся животных”.

Слайд №14

IV. Задание на дом

Изучить текст на с. 196-200, ответить на вопросы 1-8 рубрики “Проверьте свои знания”.

Учитель разбивает класс на 4 группы, выбирает жюри 4 человека из наиболее активных на уроках учащихся и хорошо знающих материал. Всем командам дается задание по отрядам и п\отрядам пресмыкающихся.

Подготовить материал по отрядам пресмыкающихся по плану:

  1. Особенности строения.
  2. Интересные факты.
  3. 5 вопросов сопернику.

Учащиеся сразу договариваются, кто какой вопрос будет готовить к следующему уроку-игре.

Урок "Многообразие пресмыкающихся,
их роль в природе и практическое значение"

Задачи: ознакомить учащихся с многообразием пресмыкающихся (основными отрядами), их широким распространением на Земле, показать их место и роль в природе и жизни человека, находить в их строении черты приспособленности к жизни на суше.

Оборудование: таблицы и рисунки с изображением пресмыкающихся разных отрядов, презентация “ Класс пресмыкающиеся”.

Методические рекомендации.

I. Изучение нового материала.

Класс разбит на 4 команды. Из наиболее подготовленных учащихся выбирается жюри в составе 4 человек. Жюри выставляет оценки за этапы урока каждой команде. Фиксирует время ответов. Подводит итоги.

Капитаны команд выбирают путем лотереи отряды пресмыкающихся.

1. Многообразие современных пресмыкающихся, основные отряды: Чешуйчатые, Черепахи, Крокодилы, Клювоголовые. (Рассказ учителя с элементами беседы, использование рисунков, слайдов презентации № 15)

2. Участники команд знакомят учащихся с особенностями строения отрядов.

    А. Ящерицы - представители отряда чешуйчатых, их различия по форме тела, способам передвижения, питанию. (Сообщение учащихся группы №1. Использование слайда №16)

    Б. Змеи - представители отряда чешуйчатых, их различия по форме тела, способам передвижения, питанию. (Сообщение учащихся группы №2. Использование слайда №17)

    В. Черепахи, особенности их строения, питания, размножения; сухопутные и морские черепахи, их приспособленность к местам обитания. (Сообщение учащихся группы №3. Использование слайда №18)

    Г. Крокодилы, черты приспособленности к жизни в водной среде, особенности размножения на суше. (Сообщение учащихся группы №4. Использование слайда №19).

3. Участники команд сообщают интересные факты из жизни представителей данных п/отрядов и отрядов.

4. Члены команды задают по 2 вопроса командам соперника. Кто первый поднял руку, тот и отвечает. (Скорость поднятия руки фиксирует учитель)

5. Каждая команда получает письменные тестовые вопросы по теме. При подведении итогов учитывается скорость и правильность выполнения заданий.

Выберите один правильный ответ.

1. Защита от иссушения тела у рептилий служат:

А) волосяной покров

Б) роговые щитки

В) хитиновый скелет

Г) подкожный жир.

2. У ящерицы прыткой:

А) позвонки хвостового отдела не срастаются в единую кость подобно тому, как у лягушки

Б) четырехкамерное сердце

В) нет грудной клетки

Г) все верно

3. Почки у рептилий представлены:

А) предпочкам

Б) туловищными почками

В) тазовыми почками

4. Дыхание у ящерицы:

А) кожное

Б) жаберное

В) легочное

Г) легочное и кожное

5. Скелет свободной передней конечности у ящерицы прыткой состоит из следующих отделов:

А) плеча

Б) предплечья и кисти

В) кисти и плеча

Г) кисти, предплечья и плеча.

Выберите три правильных ответа.

6. Для ящерицы характерно:

А) первый шейный позвонок вращается вокруг зубца второго позвонка

Б) периодически происходит линька

В) головной мозг состоит из пяти отделов

Г) десять пар черепно-мозговых нервов

Д) жаберное дыхание

7. Крокодилам свойственно:

А) трехкамерное сердце

Б) четырехкамерное сердце

В) неполное разделение артериального и венозного кровотока

Г) наличие перепонки между четырьмя пальцами задних конечностей

Д) прирастание зубов к челюстям.

8. У змей:

А) отсутствует грудина

Б) хорошо подвижные веки

В) веки, сросшиеся друг с другом и прозрачные

Г) прозрачность век усиливается после линьки

Д) у позвоночных четко различимы отделы: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой.

Жюри проверяют работы команд.

- Учитель сообщает учащимся, пока подводятся итоги, о значение современных пресмыкающихся в жизни человека, его хозяйственной деятельности. (Рассказ учителя с элементами беседы. Слайд №23).

- Подводятся итоги групповой работы и конкурса. Участники команды-победителя получают шоколадные медальки.

II. Закрепление знаний. Составление общей характеристики пресмыкающихся.

III. Задание на дом.

Изучить текст на с. 201, выполнить задания 1-4 рубрики “Выберите правильный ответ” или задание на с. 203. Знать общую характеристику пресмыкающихся.