Применение ИКТ формирует коммуникативные качества личности, помогает ребёнку адаптироваться в информационном обществе. Информационно-коммуникативные технологии имеют целый ряд очевидных достоинств:
- урок становится более ярким, эффектным, а значит запоминающимся, что стимулирует познавательный интерес учащихся;
- расширяется информационное поле урока;
- повышается эффективность урока;
- экономится время учителя на уроке и затраты при подготовке;
- достигается индивидуализация процесса обучения и стимулируется самостоятельная активность учащихся.
Наконец, это интересно самому учителю, несмотря на продолжительный подготовительный этап. Урок получается более ярким, интересным, информационно насыщенным, детально проработанным, а удовольствие от хорошо проведенного урока компенсирует потраченное на его подготовку время!
Я предлагаю разработку двух уроков по зоологии для 7 класса с использованием на уроке мультимедийной презентации, разработанной мною для разнообразия наглядности применяемой на уроках.
Урок "Класс Пресмыкающиеся, особенности строения,жизнедеятельности как первых настоящих наземных позвоночных"
Задачи: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности пресмыкающихся как первых настоящих наземных позвоночных; выявлять черты приспособленности организмов к жизни на суше.
Оборудование: мультимедийная презентация “Класс пресмыкающиеся”; таблицы с изображением пресмыкающихся.
Методические рекомендации.
I. Проверка знаний
Выполнение тестового задания из книги С.И. Гуленков, Н.И. Сонини “Тестовые задания. 7 класс”.
Работа по вариантам.
Вариант №1
1. Выберите один правильный и наиболее полный ответ.
1) Название класса Земноводные свидетельствует о том, что жизнь этих животных хотя бы на отдельных этапах жизненного цикла связана с водой:
а) соленой;
б) пресной;
в) или соленой, или пресной.
2) Отделы в позвоночнике лягушки:
а) шейный и туловищный; в) хвостовой;
б) крестцовый; г) все верно.
3) В среднем ухе лягушки слуховых косточек:
а) одна; б) две; в) три; г) четыре.
4) Амфибии — это животные:
а) холоднокровные;
б) теплокровные.
5) У лягушки сердце:
а) однокамерное; в) четырехкамерное;
б) двухкамерное; г) трехкамерное.
6) Предками земноводных считают древних рыб из класса Костные рыбы, подкласса:
а) лучеперые рыбы;
б) кистеперые рыбы;
в) двоякодышащие рыбы;
г) хрящекостные рыбы.
2. Выберите три правильных ответа.
1) У земноводных в отличие от представителей костных рыб:
а) четыре отдела в позвоночнике;
б) парные конечности подвижно сочленены с телом;
в) четырехкамерное сердце;
г) два круга кровообращения;
д) есть среднее ухо с двумя слуховыми косточками.
2) Для земноводных характерно:
а) наличие кроветворного органа — красного костного мозга;
б) наличие шейного отдела в позвоночнике;
в) полное разделение артериального и венозного кровотока;
г) наличие трубчатых костей в скелете;
д) отсутствие век.
3) В классе земноводных выделяют отряды:
а) хвостатые;
б) бесхвостые;
в) четырехногие;
г) безногие;
д) безголовые.
4) У головастика лягушки прудовой, в отличие от взрослой особи:
а) однокамерное сердце;
б) сердце двухкамерное;
в) глаза не имеют век;
г) осевой скелет представлен хордой;
д) три пары ног.
Вариант №2
1. Выберите один правильный и наиболее полный ответ.
1) У земноводных выделяют следующие отделы тела:
а) голова, шея, туловище, хвост;
б) голова, шея, грудь, туловище, хвост;
в) голова, туловище, хвост;
г) голова, грудь, хвост.
2) Лягушки отнесены к отряду:
а) хвостатые;
б) бесхвостые;
в) безногие.
3) Аксолотль — это личинка животного:
а) тритона малоазиатского;
б) амбистомы тигровой;
в) червяги цейлонской;
г) квакши обыкновенной.
4) На суше зимуют амфибии:
а) тритоны; в) жабы;
б) саламандры; г) все верно.
5) Тазовый пояс лягушки связан с позвоночником на уровне следующего отдела:
а) туловищного; в) поясничного;
б) крестцового; г) хвостового.
6) Предками земноводных считают древних кистеперых рыб, обитавших:
а) в море;
б) в пресном водоеме.
2. Выберите три правильных ответа.
1) У земноводных в отличие от представителей надкласса Рыбы:
а) парные конечности с суставным соединением костей;
б) конечности с пальцами;
в) хорошо выражена шея;
г) имеется селезенка;
д) череп подвижно соединен с шейным позвонком.
2) У лягушки озерной:
а) пояс задних конечностей не связан с осевым скелетом и находится в толще мышц;
б) ухо только внутреннее;
в) пояс задних конечностей опирается на позвоночник;
г) позвоночник из четырех отделов;
д) передний мозг из двух полушарий.
3) У бесхвостых амфибий:
а) нет грудной клетки;
б) есть грудная клетка;
в) хвостовые позвонки слились в единую кость;
г) в шейном отделе позвоночника один позвонок;
д) нет хвостового отдела у позвоночника.
4) У головастика лягушки прудовой, в отличие от взрослой особи:
а) трехкамерное сердце;
б)однокамерное сердце;
в) есть хвост с хвостовым плавником;
г) один круг кровообращения;
д) есть орган боковой линии.
II. Изучение нового материала
- Особенности организации пресмыкающихся как первых настоящих наземных позвоночных. Особенности внешнего строения в сравнении с земноводными. Тело ящерицы и его основные отделы, особенности рогового покрова, кожи, связанные с жизнью на суше. Линька ящериц и змей, ее значение для пресмыкающихся. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация презентации слайды № 2-4). Оформление в тетради таблицы “Особенности внешнего строения пресмыкающихся в сравнении с земноводными”).
- Усложнение скелета пресмыкающихся: отделы скелета, особенности каждого из них, строение шейного позвонка, обеспечивающего подвижность головы. Особенности расположения конечностей по бокам тела, влияющие на своеобразное передвижение ящерицы. (Демонстрация презентации слайд №5)
- Особенности пищеварительной системы ящерицы: отграничение ротовой полости от глотки, подвижность языка, наличие зубов, приросших к челюстям, их функции. (Беседа с элементами рассказа, демонстрация презентации слайд №6).
- Особенности строения дыхательной системы: гортань, трахея, бронхи, ячеистые легкие, механизм дыхания, связанный с жизнью на суше. (Рассказ с элементами беседы, демонстрация презентации слайд №7)
- Прогрессивные изменения кровеносной системы, связанные с наземным образом жизни ящерицы: трехкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке, два круга кровообращения. (Беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация презентации слайд №8-9)
- Усложнения в строении нервной системы и органов чувств ящерицы по сравнению с нервной системой и органами чувств лягушки. (Рассказ с элементами беседы, демонстрация презентации слайд №10)
- Особенности организации выделительной и половой систем у пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. (Рассказ с элементами беседы, демонстрация презентации слайд № 11-13)
III. Закрепление знаний о приспособленности ящерицы к жизни на суше.
Заполнение таблицы “Черты усложнения во внутреннем строении у пресмыкающихся животных”.
Слайд №14
IV. Задание на дом
Изучить текст на с. 196-200, ответить на вопросы 1-8 рубрики “Проверьте свои знания”.
Учитель разбивает класс на 4 группы, выбирает жюри 4 человека из наиболее активных на уроках учащихся и хорошо знающих материал. Всем командам дается задание по отрядам и п\отрядам пресмыкающихся.
Подготовить материал по отрядам пресмыкающихся по плану:
- Особенности строения.
- Интересные факты.
- 5 вопросов сопернику.
Учащиеся сразу договариваются, кто какой вопрос будет готовить к следующему уроку-игре.
Урок "Многообразие пресмыкающихся,
их роль в природе и практическое значение"
Задачи: ознакомить учащихся с многообразием пресмыкающихся (основными отрядами), их широким распространением на Земле, показать их место и роль в природе и жизни человека, находить в их строении черты приспособленности к жизни на суше.
Оборудование: таблицы и рисунки с изображением пресмыкающихся разных отрядов, презентация “ Класс пресмыкающиеся”.
Методические рекомендации.
I. Изучение нового материала.
Класс разбит на 4 команды. Из наиболее подготовленных учащихся выбирается жюри в составе 4 человек. Жюри выставляет оценки за этапы урока каждой команде. Фиксирует время ответов. Подводит итоги.
Капитаны команд выбирают путем лотереи отряды пресмыкающихся.
1. Многообразие современных пресмыкающихся, основные отряды: Чешуйчатые, Черепахи, Крокодилы, Клювоголовые. (Рассказ учителя с элементами беседы, использование рисунков, слайдов презентации № 15)
2. Участники команд знакомят учащихся с особенностями строения отрядов.
А. Ящерицы - представители отряда чешуйчатых, их различия по форме тела, способам передвижения, питанию. (Сообщение учащихся группы №1. Использование слайда №16)
Б. Змеи - представители отряда чешуйчатых, их различия по форме тела, способам передвижения, питанию. (Сообщение учащихся группы №2. Использование слайда №17)
В. Черепахи, особенности их строения, питания, размножения; сухопутные и морские черепахи, их приспособленность к местам обитания. (Сообщение учащихся группы №3. Использование слайда №18)
Г. Крокодилы, черты приспособленности к жизни в водной среде, особенности размножения на суше. (Сообщение учащихся группы №4. Использование слайда №19).
3. Участники команд сообщают интересные факты из жизни представителей данных п/отрядов и отрядов.
4. Члены команды задают по 2 вопроса командам соперника. Кто первый поднял руку, тот и отвечает. (Скорость поднятия руки фиксирует учитель)
5. Каждая команда получает письменные тестовые вопросы по теме. При подведении итогов учитывается скорость и правильность выполнения заданий.
Выберите один правильный ответ.
1. Защита от иссушения тела у рептилий служат:
А) волосяной покров
Б) роговые щитки
В) хитиновый скелет
Г) подкожный жир.
2. У ящерицы прыткой:
А) позвонки хвостового отдела не срастаются в единую кость подобно тому, как у лягушки
Б) четырехкамерное сердце
В) нет грудной клетки
Г) все верно
3. Почки у рептилий представлены:
А) предпочкам
Б) туловищными почками
В) тазовыми почками
4. Дыхание у ящерицы:
А) кожное
Б) жаберное
В) легочное
Г) легочное и кожное
5. Скелет свободной передней конечности у ящерицы прыткой состоит из следующих отделов:
А) плеча
Б) предплечья и кисти
В) кисти и плеча
Г) кисти, предплечья и плеча.
Выберите три правильных ответа.
6. Для ящерицы характерно:
А) первый шейный позвонок вращается вокруг зубца второго позвонка
Б) периодически происходит линька
В) головной мозг состоит из пяти отделов
Г) десять пар черепно-мозговых нервов
Д) жаберное дыхание
7. Крокодилам свойственно:
А) трехкамерное сердце
Б) четырехкамерное сердце
В) неполное разделение артериального и венозного кровотока
Г) наличие перепонки между четырьмя пальцами задних конечностей
Д) прирастание зубов к челюстям.
8. У змей:
А) отсутствует грудина
Б) хорошо подвижные веки
В) веки, сросшиеся друг с другом и прозрачные
Г) прозрачность век усиливается после линьки
Д) у позвоночных четко различимы отделы: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой.
Жюри проверяют работы команд.
- Учитель сообщает учащимся, пока подводятся итоги, о значение современных пресмыкающихся в жизни человека, его хозяйственной деятельности. (Рассказ учителя с элементами беседы. Слайд №23).
- Подводятся итоги групповой работы и конкурса. Участники команды-победителя получают шоколадные медальки.
II. Закрепление знаний. Составление общей характеристики пресмыкающихся.
III. Задание на дом.
Изучить текст на с. 201, выполнить задания 1-4 рубрики “Выберите правильный ответ” или задание на с. 203. Знать общую характеристику пресмыкающихся.