Представленный урок (Приложение 2) проводится в 9-м классе после изучения темы “Закон сохранения импульса” и занимает 2 учебных часа (80 мин.). На этом уроке учащиеся знакомятся с новым для них видом движения, в котором прослеживается применение в быту, технике и в природе закона сохранения импульса, изученного учащимися на предыдущих уроках. Одной из целей этого урока является пропаганда научных знаний, воспитание патриотизма у учащихся, чувства гордости за российских учёных, за свою Родину. В последние годы в средствах массовой информации очень мало внимания уделяется такому празднику, как День космонавтики, поэтому целесообразно спланировать изучение механики таким образом, чтобы тема “Закон сохранения импульса” изучалась в апреле. На первом уроке третьей четверти я даю задание учащимся: найти материал по темам: “Мечты и реальность”, “Жизнь и деятельность С.П.Королёва”, “Ю.А.Гагарин – Первый космонавт Земли”, “Пороховые ракетные двигатели”, “Жидкостно-реактивные двигатели”, “Воздушно-реактивные двигатели”; один из учащихся готовит презентацию по теме “Реактивное движение в технике и живой природе”. В течение двух недель учащиеся консультируются по своим докладам и готовят чертежи и схемы.
Данный урок разработан на основе методики деятельностного подхода к обучению физике. Эта методика разработана преподавателем МГУ С.В.Анофриковой на основе исследований, проведённых видными российскими учёными П.Я.Гальпериным и Н.Ф.Талызиной. С помощью специально подобранных заданий на уроке организуется деятельность учащихся по овладению основными видами (приёмами) познавательной деятельности: распознавание и воспроизведение физического явления. Содержание этой деятельности формируется в максимально обобщённом виде (см. Приложение 1), что создаёт возможность учащимся самостоятельно планировать и реализовывать свою деятельность в каждой конкретной ситуации.
При 2-х часах физики в неделю устройство и принцип действия различных видов реактивных двигателей можно не рассматривать, а исторический экскурс оформить в виде газеты на ватмане или ограничиться раздаточной таблицей “Этапы освоения космического пространства”. В классах гуманитарного профиля можно также опустить решение расчётных задач; в деятельности по воспроизведению реактивного движения ситуации д) и е) можно оставить для домашнего выполнения.