Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

Разделы: Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)

Загрузить презентацию (804 кБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)


Занятие спланировано по разделу “Создание изделий из текстильных и поделочных материалов”. Программа “Технология” синтезирует цели и задачи творческого и художественного восприятия мира вышивки, использует богатую фантазию растительного орнамента, разнообразие цветов шёлковых лент. Школьники погружаются в мир творчества и фантазии, развивая художественно-эстетическое восприятие. Урок “История появления вышивки шелковыми лентами” органически вписывается в раздел творческих работ по рукоделию.

(Слайд № 2)

Тема урока: “История появления вышивки шелковыми лентами”.

“Нужно любить то, что делаешь,
и тогда труд возвышается до творчества”.

М.Горький

Цели:

  • создать условия для знакомства с историей возникновения вышивки шёлковыми лентами;
  • изучения опыта применения вышивки в современном творчестве;
  • освоения технических условий и приёмов выполнения вышивки шёлковыми лентами;
  • овладения приёмами и способами работы по технологии вышивки шёлковыми лентами

Наглядные пособия: образцы вышивки, эскизы, расположение узоров, стилизованные рисунки; отделочные материалы; виды швов: петельный, тамбурный, стебельчатый.

Оборудование: ножницы, иголки, булавки, шёлковые ленты, шаблоны для перевода узоров, вышивальные нитки, бусины, бисер.

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный; наглядный; практическая работа под контролем учителя.

Объект труда: “Плоский узел”, “Шов “Вытянутый стежок”, “Шов “Вытянутый стежок с завитком”, “Шов “Узелки”.

Межпредметные связи: математика – подсчет стежков, черчение – построение чертежа, литература – выразительный рассказ, рисование – зарисовка эскиза.

Оборудование и материалы: - проектор, интерактивная доска, презентация, презентация 2, презентация 3, презентация 4, технологическая карта “Плоский узел”, “Шов “Вытянутый стежок”, “Шов “Вытянутый стежок с завитком”, “Шов “Узелки”, игла, нить, ножницы.

Ход урока

1. Организационная часть.

1.1. Контроль посещаемости

1.2. Проверка готовности к занятию

2. Сообщение познавательных сведений.

Учитель: Здравствуйте, я рада приветствовать вас в нашей творческой мастерской.

Ты входишь в мир, как в двери мастерской. Ты можешь сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. А часть радости творца обязательно передается его творение. Потом ее почувствуют те, кто будет это творение смотреть.

3. Повторение.

Устный фронтальный опрос с элементами демонстрации (на столе стоит зеленый сундучок).

Нынче к нам на наш урок
Поутру невесть откуда,
Глянь-ка, прислан сундучок-
Чудо, цвета изумруда
И окован серебром…
Гляньте: грамотка на нем!
Мы сейчас ее прочтем.
(достаю грамоту и читаю).
Здесь дружок таится клад
И сокровища лежат.
А какие угадай,
А потом и открывай!

Давайте подумаем, что за сокровища в нем лежат?

Сундук-то старинный… Может мы найдем в нем кружева белоснежные или яркие вышивки?

Итак, открываем короб! Вот так славный товар! Ах, так что же это? Ваша задача определить к какому виду рукоделия относится это изделие?

(Учитель достает поочередно изделия, дети называют виды рукоделия.)

Народные умельцы творят своими руками чудеса! Наверное, здесь еще много лежит сокровищ народного творчества.

У наших девочек руки не простые,
У наших девочек руки золотые
Пришли к нам с рукоделием,
Удивить своим изделием.

И, правда! Да наш – то сундук все еще полон сокровищ! (Достаю творческие работы учащихся. Кто же выполнил такое чудо?)

Сегодня мы с вами выполним вышивку атласными лентами. Ознакомимся с историей возникновения вышивки лентами, выполним вышивку ленточными стежками.

(Слайд № 3)

3.1 Изложение нового материала.

Ученица: Шёлковые ленты и тесьма, применяемые для отделки, прочно вошли в нашу жизнь. (Слайд № 4) Их применяют и в свадебном наряде невесты, богато украшают кружевами, лентами, рюшами. Подчёркивают изысканность упакованному подарку. (Слайд № 5) Ленты “оживляют” причёску, а отделанные ими и тесьмой шляпки, сумочки и платья придадут так называемую “изюминку “.

Сложился обычай украшать автомобили свадебного кортежа лентами цветов государственного флага и перевязывать конверты с новорожденными голубой или розовой лентами, в зависимости от пола ребёнка.

(Слайд № 6, гиперссылка, презентация 2) История вышивки шёлковыми лентами восходит к древним англосакским традициям. С давних времён узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. В Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей. В Древнем Риме цветными лентами отделывалась одежда, причём каждому социальному классу соответствовал свой цвет и материал. В Средние века в Италии лентами декорировали спинки стульев и балдахины, а так же подвязывали тяжёлые занавески, которые закрывали окна для защиты от холода в зимнее время.

(Слайд № 7) Король Франции Людовиг ХIV украшал лентами, унизанными драгоценными камнями даже свою обувь и призывал весь двор одеваться оригинально и с выдумкой. Именно в это время во Франции и появилась вышивка шёлковыми лентами. (Слайд № 8) Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, оформляя их мелкими розочками “а ля рококо”, листьями и множеством разнообразных цветов с жемчужинами и хрусталиками.

Расцвет этого искусства пришёлся на 70-е годы 19 столетия. К тому времени вышивку можно было увидеть не только на платьях, но и на зонтиках, абажурах, стёганых одеялах, безделушках для дома и шляпах. (Слайд № 9, 10) На Руси вышивка повсеместно использовалась для украшения сарафанов и головных уборов. (Слайд № 11, 12) После Второй мировой войны интерес публики ко всем видам рукоделия стал снижаться.

Но в течение двух последних десятилетий началось возрождение вышивки лентами. Вернулся интерес, и это искусство вновь заблистало всеми своими гранями. В ближайшие годы этот вид вышивки ждёт широкое распространение и успех. (Слайд №13, гиперссылка) Мне хочется показать работы учащихся нашей школы.

(Слайд № 14, 15, гиперссылка, презентация 3)

3.2 Учитель: Выбор материалов, инструментов, приспособлений.

Для основы при вышивке шёлковой лентой используют самые разнообразные ткани: хлопковые, льняные, шёлковые, шерстяные.

Вышивать можно по любой поверхности, лишь бы ткань была настолько прочной, чтобы на ней надёжно удерживались стежки, и настолько эластичной, чтобы сквозь неё легко проходила нитка. Рисунок можно перевести на ткань, тогда легко будет выполнять вышивку. Однако можно переводить только основные элементы, для того, чтобы ткань не маралась.

Для вышивания применяются разные иглы: тонкие – для лёгких тканей и толстые – для плотных. Ушко иглы должно быть удлинённым, чтобы можно было легко вдеть ленту и она, не скручивалась, скользила бы по нему. Ленты шириной 3, 6, 7, 9, 12 мм, иглы № 18 – 11. Ещё используют ленты и тесьму из органзы, вышивальные нитки, бусины, бисер.

(Слайд № 16, гиперссылка, презентация 4)

3.3. Швы вышивки:

1. Плоский узел.

Чтобы начать работу, возьмите ленту длиной примерно 50 см, вставьте в иголку, подогните кончик на несколько мм и вколите в иголку по центру. Придерживая ленту одной рукой и подтягивая другой, затяните узелок (рис. 1 - смотри ИТК).

Чтобы закрепить ленту, после того как вы завершили работу, выведите её на изнанку и непосредственно на ткани закрепите мелкими стежками, выполненными нитками для вышивания.

2. Шов “Вытянутый стежок”.

С помощью шва “Вытянутый стежок “выполняем незабудки, листики, мелкие цветочки. Это один из наиболее древних швов, применяемых как при шитье, так и при вышивании.

Протянем иголку на лицевую сторону работы. Помогая себе другой рукой, пропустите ленту, придерживая у ткани, чтобы она не запуталась, на изнаночную сторону (рис. 2 - смотри ИТК)).

3. Шов “Вытянутый стежок с завитком”.

Этим швом мы выполняем зелень, листики, элементы цветов.

Протянем иголку на лицо, помогая себе большим пальцем, прижмём ленту к ткани и протянем её на себя. Подберём нужный для определённого лепестка размер, введём иголку в центр ленты. Проколов и ткань, вытащим иголку на изнанку. Натянем ленту осторожно и медленно, до тех пор, пока не образуется углубление. Таким образом, у нас получился лепесток. Для того чтобы стежок получился воздушным, затягивайте ленту постепенно, пока на её конце не образуется маленький завиток (рис. 3 - смотри ИТК).

4. Шов “Узелки”.

Этот шов применяем при выполнении маленьких розочек, веточек сирени.

Протянем иголку с лентой, натягивая её другой рукой на лицевую сторону работы. Два раза перевьём иголку лентой, продолжая удерживать ленту, распределим витки так, чтобы они не перекрывали друг друга. Затем воткнём иголку в ткань, в тоже место, откуда она вышла. Ленту нужно всё время придерживать, чтобы при прокалывании на ней образовались узелки. Протяните иголку с лентой через ранее сделанные узелки. Вышивая узелки, закрепляйте каждый шов по отдельности (рис. 4 - смотри ИТК, Приложение 1).

Текущий инструктаж.

Перед тем как приступить к выполнению вышивки, необходимо правильно организовать рабочее место, подобрать ткань, нитки, ленты, инструменты и приспособления, увеличить или уменьшить рисунок, перенести его на ткань.

Соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами, булавками, иглами.

1. Требования безопасности перед началом работы:

- рабочий инструмент и материал разложите в установленном месте, в удобном и безопасном для пользования порядке.

2. Требования безопасности во время работы:

- содержите в порядке и чистоте рабочее место ,не допускайте загромождения его инструментами, мусором;

- ни в коем случае не берите в рот иголку;

- будьте внимательны, не отвлекайтесь и не мешайте другим;

- положение тела при работе должно быть удобным, расстояние до выполняемой работы должно быть 25-30 см; стул придвигают к столу так, чтобы можно было опираться о его спинку.

- в случае плохого самочуствия или травмирования прекратите работу, поставьте в известность педагога.

3. Требования безопасности при работе с иглой:

- храните иглы в определенном месте – в игольнице;

- игла всегда должна быть с ниткой;

- нельзя вкалывать иглу в одежду;

- сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку;

- никогда не берите в рот иглу, нитки, булавки, пуговицы.

4. Требования безопасности при работе с ножницами:

- кладите ножницы справа от себя с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

- передавайте ножницы колечками вперед, с сомкнутыми лезвиями.

5. Требования безопасности по окончании работы:

- приведите в порядок рабочее место.

Могут руки людей сделать чудо любое;
И по белому полю могут выткать цветы
И по синему небу вышить солнце золотое,
Чтобы стало побольше на земле красоты.
Я возьму в руки нить и простую тряпицу,
И немножко фантазии и мастерства
И сошью я такое, что вам и не снится
Только чтобы жила на земле красота!

4. Практическая работа “Работа над образцом”.

1. Переведите на ткань основные элементы вышивки.

2. Заправьте ткань в пяльцы.

3. Подберите по цвету ленты и нитки для рисунка и приступайте к работе.

В процессе выполнения самостоятельной работы следует обратить внимание учащихся на соблюдение эстетических требований при соединении отделочных материалов: длина стежка, цвет лент и ниток и др.

4.1. Для снятия, у учащихся утомления, провести упражнения для профилактики нарушений осанки и укрепления вестибулярного аппарата. (1-3 мин.). (Слайд № 16, вторая гиперссылка, Приложение 2)

Укрепление вестибулярного аппарата.

Упражнение выполняется сидя.

1. Наклоны головы вперед и назад до касания затылком спины.

2. Повороты головы вправо и влево до упора.

3. Круговые движения головой в трех положениях: голова прямо, голова наклонена вперед, голова запрокинута назад.

4.2. Профилактика нарушений осанки

Исходное положение — стоя. Правую руку поднять вверх, согнуть в локте и завести за спину. Левую руку опустить вниз, согнуть в локте и завести за спину. Коснуться или сцепить пальцы правой и левой руки у правой лопатки. Плечи слегка отвести назад, подбородок поднять и вытянуть вперед. Повторить упражнение, начиная с левой руки.

4.3. Целевые обходы.

5. Заключительная часть. Подведение итогов урока учителем

5.1. Выставка готовых работ.

5.2. Сообщение учителя о достижении целей урока.

5.3. Выставление оценок.

5.4. Вопросы для закрепления в виде графического диктанта (cлайд № 17, Приложение 3).

1. Какие из перечисленных видов швов относятся к вышивке лентами:

а) прямой ___

б) шов “шнурок” …

2. При шитье лентами какие используют иглы:

а) тупые ___

б) острые …

3. Для вышивки лентами необходимы следующие материалы:

а) пяльцы ___,

б) шелковые нити, …

4. На каких тканях по волокнистому составу можно вышивать лентами:

а) шерстяные, ___

б) хлопковые …

5. В каком направлении можно натягивать ткань в пяльцы:

а) основы и утка __

б) по диагонали. ...

Ответы на тест: __ … ___ ____

6. Рефлексия. Анализ и оценка работы. (Слайд №18)

На данном уроке учащиеся познакомились с историей возникновения вышивки шёлковыми лентами. Посмотрели творческие работы школы выполненные ранее. Овладели приёмами и способами работы по технологии вышивки шёлковыми лентами. Самостоятельно используя основу полученных знаний на уроке и знакомства с различными видами швов вышивки шёлковыми лентами, приступили к выполнению творческой работы.

7. Домашняя работа. (Слайд № 18)

  1. Подобрать мини-сообщение по данной теме – А;
  2. Работа по индивидуальному плану – Б.

8. Уборка рабочих мест.