Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Школе потребовались такие методы обучения, которые:
формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь обще-учебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, само оценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Поиски новых средств обучения учащихся привели меня к пониманию того, что мне нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.
Таких методов много, среди них ведущее место принадлежит сегодня методу проектов. Этот метод обучения меня привлёк давно, поэтому собрано немало материала в виде разработок уроков.
Что же это за метод обучения?
Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях “прагматической педагогики”, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон-Дьюи(1859 -1952), но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
В этом я убедилась на своём опыте работы. Например: при проведении урока-проекта “Пасхальное яйцо”, презентацию которого я выставляю на фестиваль “Открытый урок”, внешний результат – изготовленное детьми само яйцо, внутренний – всё то, что они узнали, чему научились. Или урок – проект “Театр на столе”, который тоже примет участие в фестивале, поделки, изготовленные детьми – внешний результат, а всё остальное - внутренний.
Какие же основные требования к уроку – проекту?
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования.
Работа поэтому методу – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.
- Необходимо наличие социально значимой задачи(проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
- Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта в частности – с определения вида продукта и формы презентации. План проекта должен быть разработан с указанием всех конкретных действий, со сроком исполнения этих действий и ответственных за все перечисленные действия.
- Каждый проект обязательно требует исследовательской и трудовой деятельности учащихся. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, проектирование защищаемого продукта, обработка информации, осмысление этой информации и представление для защиты.
- Результатом работы над проектом является продукт.
- Подготовленный продукт должен быть представлен общественности достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
- Все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы,, чертежи, отчёты должны быть собраны в папку проекта – его Портфолио.
Метод проектов, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.
- Исследовательские проекты.
- Информационные проекты.
- Творческие проекты.
- Ролевые проекты.
- Практико-ориентированные проекты, с которыми работаю я. Хочу немного на этом виде остановиться.
Этот вид проекта нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт изготовления заранее определён и может быть использован в жизни класс, школы, микрорайона, города. Палитра разнообразна - методическое пособие, персонажи для инсценировки различных сказок, различные рекомендации. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
По комплектности можно выделить два типа проектов.
- Моно проекты проводятся в рамках одного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
- Меж предметные проекты, когда в подготовке проекта используются несколько предметов. Например: трудовое обучении – изготовление продукта, предназначенного для защиты; окружающий мир – поиск информации, литературное чтение – обыгрывание изготовленных поделок(инсценировка сказки).
Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:
- внутри классными;
- внутри школьными;
- региональными;
- межрегиональными;
- международными.
В своей практике я пользовалась только внутри классными контактами.
Проекты могут быть по продолжительности:
- Мини-проекты, эти проекты укладываются в один урок.
- Краткосрочные проекты, требуют выделения 4-6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
- Недельные проекты, выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
- Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
Но из опыта работы я поняла, что годичные проекты не надо применять в работе с младшими школьниками. Из-за длительности проекта учащиеся теряют интерес в работе, они привыкли работать под руководством руководителя, сами работать ещё не умеют, поэтому защиту проекта можно сорвать. В начальной школе по продолжительности лучше использовать краткосрочные проекты или проекты, рассчитанные на 30-40 часов.
Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности.
Какими могут быть виды презентационных проектов?
- Воплощение (в роль человека, одушевлённого или неодушевлённого существа).
- Деловая игра.
- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
- Диалог исторических или литературных персонажей.
- Защита на учёном совете.
- Игра с залом.
- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…
- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
- Научная конференция.
- Отчёт исследовательской экспедиции.
- Пресс-конференция.
- Путешествие.
- Реклама.
- Ролевая игра.
- Спектакль.
- Телепередача.
В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты своей работы, анализ групповой и индивидуальной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом необходимо демонстрировать и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени.
Педагогической целью проведения презентации является выработка и развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:
- кратко, достаточно полно и лаконично рассказать о постановке и решении задачи проекта;
- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
- демонстрировать найденное решение;
- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы.
Готовы ли младшие школьники к проектной деятельности?
Вообще, проекты в младших классах – это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Эффективность использования данного метода во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми.
Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима ещё и особая готовность, зрелость, заключающаяся в следующем:
1. Сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений:
- умение спрашивать;
- умение управлять голосом;
- умение выражать свою точку зрения;
- умение договариваться.
2. Развитие мышления ребёнка:
- развитие аналитико-синтетических действий;
- сформированность алгоритма сравнительного анализа;
- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
- возможность выделять общий способ действий;
- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
3. Умение оценивать свою деятельность:
- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы соответствующие учебной деятельности:
- мотивационный(учитель: заявляет общий замысел, создаёт положительно мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
- планирующий – подготовительный(определяются тема и цели проекта, формируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
- информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
- рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от возраста учащихся, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности.
Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
Как же сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы эта работа не свелась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме?
Прежде всего необходимо заинтересовать детей. Тема проекта должна быть близка и интересна ученикам, доступна, так как они ещё младшие школьники.
Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определённой работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.
На втором этапе организуется деятельность учащихся. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта.
После того как спланирована работа, пора действовать. Это уже третий этап. Главная роль здесь у детей. Учитель должен стать наблюдателем, но постоянно находиться на контроле: нормально ли идёт ход деятельности, каков уровень подготовленности.
Этап презентации бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.
Я считаю, что метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Этот метод показывает путь, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью. Организация такой деятельности школьников способствует развитию творческого потенциала учащихся, принятию решений, развитию умения работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда, формирует привычку к анализу потребительских и технологических ситуаций.
Но в заключении я хочу отметить, что проектное обучение не должно вытеснять привычную систему обучения, его следует использовать как дополнение к другим видам обучения. Мой опыт работы показывает, что этот метод эффективно может применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.