Урок-проект "Театр на столе"

Разделы: Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Школе потребовались такие методы обучения, которые:

формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

- развивали бы в первую очередь обще-учебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, само оценочные;

- формировали бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;

- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Поиски новых средств обучения учащихся привели меня к пониманию того, что мне нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.

Таких методов много, среди них ведущее место принадлежит сегодня методу проектов. Этот метод обучения меня привлёк давно, поэтому собрано немало материала в виде разработок уроков.

Что же это за метод обучения?

Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях “прагматической педагогики”, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон-Дьюи(1859 -1952), но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

В этом я убедилась на своём опыте работы. Например: при проведении урока-проекта “Пасхальное яйцо”, презентацию которого я выставляю на фестиваль “Открытый урок”, внешний результат – изготовленное детьми само яйцо, внутренний – всё то, что они узнали, чему научились. Или урок – проект “Театр на столе”, который тоже примет участие в фестивале, поделки, изготовленные детьми – внешний результат, а всё остальное - внутренний.

Какие же основные требования к уроку – проекту?

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования.

Работа поэтому методу – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи(проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
  2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта в частности – с определения вида продукта и формы презентации. План проекта должен быть разработан с указанием всех конкретных действий, со сроком исполнения этих действий и ответственных за все перечисленные действия.
  3. Каждый проект обязательно требует исследовательской и трудовой деятельности учащихся. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, проектирование защищаемого продукта, обработка информации, осмысление этой информации и представление для защиты.
  4. Результатом работы над проектом является продукт.
  5. Подготовленный продукт должен быть представлен общественности достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
  6. Все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы,, чертежи, отчёты должны быть собраны в папку проекта – его Портфолио.

Метод проектов, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.

  1. Исследовательские проекты.
  2. Информационные проекты.
  3. Творческие проекты.
  4. Ролевые проекты.
  5. Практико-ориентированные проекты, с которыми работаю я. Хочу немного на этом виде остановиться.

Этот вид проекта нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт изготовления заранее определён и может быть использован в жизни класс, школы, микрорайона, города. Палитра разнообразна - методическое пособие, персонажи для инсценировки различных сказок, различные рекомендации. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

По комплектности можно выделить два типа проектов.

  1. Моно проекты проводятся в рамках одного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
  2. Меж предметные проекты, когда в подготовке проекта используются несколько предметов. Например: трудовое обучении – изготовление продукта, предназначенного для защиты; окружающий мир – поиск информации, литературное чтение – обыгрывание изготовленных поделок(инсценировка сказки).

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутри классными;

- внутри школьными;

- региональными;

- межрегиональными;

- международными.

В своей практике я пользовалась только внутри классными контактами.

Проекты могут быть по продолжительности:

  1. Мини-проекты, эти проекты укладываются в один урок.
  2. Краткосрочные проекты, требуют выделения 4-6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
  3. Недельные проекты, выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
  4. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

Но из опыта работы я поняла, что годичные проекты не надо применять в работе с младшими школьниками. Из-за длительности проекта учащиеся теряют интерес в работе, они привыкли работать под руководством руководителя, сами работать ещё не умеют, поэтому защиту проекта можно сорвать. В начальной школе по продолжительности лучше использовать краткосрочные проекты или проекты, рассчитанные на 30-40 часов.

Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности.

Какими могут быть виды презентационных проектов?

- Воплощение (в роль человека, одушевлённого или неодушевлённого существа).

- Деловая игра.

- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.

- Диалог исторических или литературных персонажей.

- Защита на учёном совете.

- Игра с залом.

- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…

- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

- Научная конференция.

- Отчёт исследовательской экспедиции.

- Пресс-конференция.

- Путешествие.

- Реклама.

- Ролевая игра.

- Спектакль.

- Телепередача.

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты своей работы, анализ групповой и индивидуальной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом необходимо демонстрировать и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени.

Педагогической целью проведения презентации является выработка и развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:

- кратко, достаточно полно и лаконично рассказать о постановке и решении задачи проекта;

- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;

- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;

- демонстрировать найденное решение;

- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;

- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы.

Готовы ли младшие школьники к проектной деятельности?

Вообще, проекты в младших классах – это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Эффективность использования данного метода во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми.

Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима ещё и особая готовность, зрелость, заключающаяся в следующем:

1. Сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений:

  • умение спрашивать;
  • умение управлять голосом;
  • умение выражать свою точку зрения;
  • умение договариваться.

2. Развитие мышления ребёнка:

  • развитие аналитико-синтетических действий;
  • сформированность алгоритма сравнительного анализа;
  • умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
  • возможность выделять общий способ действий;
  • перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

3. Умение оценивать свою деятельность:

  • адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
  • обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
  • выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы соответствующие учебной деятельности:

- мотивационный(учитель: заявляет общий замысел, создаёт положительно мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

- планирующий – подготовительный(определяются тема и цели проекта, формируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

- информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

- рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от возраста учащихся, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности.

Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Как же сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы эта работа не свелась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме?

Прежде всего необходимо заинтересовать детей. Тема проекта должна быть близка и интересна ученикам, доступна, так как они ещё младшие школьники.

Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определённой работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.

На втором этапе организуется деятельность учащихся. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта.

После того как спланирована работа, пора действовать. Это уже третий этап. Главная роль здесь у детей. Учитель должен стать наблюдателем, но постоянно находиться на контроле: нормально ли идёт ход деятельности, каков уровень подготовленности.

Этап презентации бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.

Я считаю, что метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Этот метод показывает путь, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью. Организация такой деятельности школьников способствует развитию творческого потенциала учащихся, принятию решений, развитию умения работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда, формирует привычку к анализу потребительских и технологических ситуаций.

Но в заключении я хочу отметить, что проектное обучение не должно вытеснять привычную систему обучения, его следует использовать как дополнение к другим видам обучения. Мой опыт работы показывает, что этот метод эффективно может применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5