В младшем дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности - познания окружающего мира и себя в нем. Главным средством удовлетворения этой потребности является сенсорное (чувственное) освоение действительности за счет ощущений, чувственных восприятий, и наглядных представлений.
Для младшего дошкольника типичен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Осуществление этой задачи тесно связано с развитием сенсорных способностей, а также с освоением простейших форм наглядно-образного мышления.
Маленькому ребенку в постижении окружающего мира помогают взрослые.
Обучение детей на занятиях по ознакомлению с природой осуществляется разными методами (наблюдение, рассматривание картин, игрушек и т.д.), широко используются активные действия детей (предметные, продуктивные, игровые, включенные в игры, инсценировки с игрушками). Выбор метода зависит от вида занятия, его основной задачи. В соответствии с этим используются и разнообразные словесные методы (чтение художественного произведения, рассказ воспитателя).
Во время проведения прогулок воспитатель обращает внимание ребенка на окружающую природу. Не спеша, давая малышу внимательно рассмотреть то, о чем говорит, взрослый рассказывает о природных изменениях окружающего мира в различные времена года. Осенью малыши вместе с воспитателем рассматривают деревья на участке группы: листья становятся желтыми, красными, разноцветно осенними и опадают с дерева при малейшем дуновении ветра. Природа засыпает, трава становится коричневой и желтой, цветы опускают свои головки и засыхают. Все готовится к приходу зимы. Дети в это время любят собирать красивые листья, поднимая их с земли, они ощущают их в своих маленьких ручках, листья шуршат под их маленькими ножками, дети внимательно слушают осень. Собирают красивые букеты, тут же разбрасывают их, получая массу удовольствия, и формируя при этом мелкую моторику рук, обогащая свои сенсорные ощущения. Все это, несомненно, развивает восприятие ребенком окружающего мира, обогащает его речь и интеллект.
Воспитатель обращает внимание детишек и на изменения в животном мире. Прежде всего, это птицы, которые все чаще и чаще прилетают на участок группы в поисках пищи. Взрослый объясняет ребятам, что корма становиться все меньше и меньше, птицам труднее прокормить себя. Для этого люди вешают на деревья кормушки. Особенно хорошо, если радом растет рябина, на которой в это время года висят сочные и спелые ягоды, такие красивые и полезные для птиц.
Чаще всего ребята встречаются во время прогулок с воронами, воробьями и голубями. Воспитатель объясняет, как питаются птицы, как они разговаривают. Дети внимательно слушают и пытаются подражать птичьему разговору: кар-кар, чик-чирик и т.д.
Наступает зима: выпадает первый снег. Ребята пытаются поймать в ладони снежинки, которые моментально тают, что вызывает особый интерес у ребенка. Малыши чувствуют холодное прикосновение зимы к их рукам.
Приближаются новогодние праздники. Елки, расположенные на участке взрослые наряжают бумажными игрушками. Дети радуются, это вызывает у них положительные праздничные эмоции. На прогулку ребята берут с собой лопатки и играют ими, копая снег. Совместно с взрослыми они учатся лепить снеговика, катая снежные комки, которые быстро увеличиваются в размере. А потом происходят интересные игры с вылепленным снеговиком.
Птицы реже появляются, им трудно искать корм. Для этого на участке установлена кормушка. Собираясь на прогулку, воспитатель берет с собой зерно или хлебные крошки. На участке дети наблюдают за кормлением птиц из кормушки. Все это учит детишек любить родную природу, беречь окружающую среду.
Постепенно солнышко начинает пригревать, снег начинает таять, природа готовиться к приходу весны. Наблюдения на участке и беседы продолжаются. Дети знакомятся с весной.
Правильно организованная прогулка помогает детям интересно проводить время на свежем воздухе. Занятия по ознакомлению с природой дают возможность последовательно формировать у них знания об особенностях природного окружения.
Существуют различные методы ознакомления ребенка с природой, окружающим миром. В том числе и словесные беседы в помещении группы, показ наглядного материала, дидактическая игра.
Проведем такое занятие по ознакомлению с весной.
Познакомимся с Весной. Апрель.
Программное содержание:В раннем дошкольном возрасте малыши на занятиях, которые проводятся по окружающему миру, знакомятся с различными временами года. Значительное место в таких занятиях имеет само время проведения. В таком возрасте большое значение имеет наглядность материала, который излагает взрослый.
Поэтому временем изучения данной темы мы выберем весну. На предыдущих занятиях малыши знакомятся с весной по стандартным изображениям, которые находятся в группе. Эти изображения, как правило, выполнены художниками в виде доступного для восприятия ребенка рисунка.
В связи с возрастными особенностями малышей проводить такие занятия продолжительный промежуток времени не рекомендуется. Поэтому с каждым временем года ребенок знакомится в течение нескольких занятий. Кроме внутригрупповых занятий воспитатель знакомит малышей с происходящими природными изменениями на улице во время прогулок. Тут можно очень подробно рассматривать различные перемены окружающего мира.
Это дает возможность подробного и кропотливого изучения предложенного взрослым материала. Каждый урок оставляет в памяти ребенка характерные особенности, присущие этому времени года.
Подготовившись подробным образом к проведению заключительного занятия по теме, воспитатель может предложить малышам знакомство с весенним периодом года по заранее подобранным фотографическим изображениям весны.
Итак, время проведения – весна. Воспитатель подбирает фотографии, соответствующего периода времени, которые отвечают материалу, излагаемому им в ходе занятия. Фотографий должно быть не более 10, так как излишняя информация в раннем возрасте не оставит в памяти ребенка желаемого эффекта.
Выберем соответствующие слова для проводимого занятия. Дети раннего возраста очень восприимчивы к стихотворным произведениям, написанным специально для них. Поэтому лучшим стихотворением будет Апрель С.Я. Маршака.
В заключение занятия необходимо проверить прочность знаний, которые получили Ваши воспитанники. Для этого выполните те же фотографии, только меньшего размера, и разрежьте их пополам различным образом, чтобы они имитировали паззлы. Предложите малышам помочь собрать разрезанные фотографии. Они выполнят это с удовольствием.
Таким образом, воспитатель познакомит детей с Апрелем, и получит возможность узнать, как малыши запомнили полученную в ходе урока информацию.
Цели и задачи:
- Образовательные: Знакомство ребенка с характерными особенностями весеннего периода Апреля месяца; с изменениями, которые происходят в природе в это время года.
- Обучающие: Научить ребенка восприятию общего изменения природы весной. Обучить малышей тому, что весной просыпается от «зимней спячки» все вокруг: и растения и животные.
- Воспитательные: Воспитать в сознании малыша любовь к растениям и животным. Воспитать желание помочь животным и растениям в трудные периоды времени. Привить любовь к окружающему миру.
Материалы и оборудование: Подготовленные заранее фотографии по теме размером 20*30 и 15*20. Меньшие фотографии разрезаются различным образом на две половинки (для проведения второй части занятия).
Ход занятия
Основная часть:
Воспитатель: «Ребята, когда сегодня я шла на работу к вам в детский сад, на улице папа ворона пел песню маме вороне. Он радовался и танцевал весенний танец. Действительно: ведь на дворе Апрель месяц».
Воспитатель читает детям стихотворение С.Я. Маршака Апрель:
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
Далее воспитатель разбивает на части стихотворение и иллюстрирует свой рассказ фотографиями:
Апрель, апрель! На дворе звенит капель. По полям бегут ручьи, На дорогах лужи. |
|
Скоро выйдут муравьи После зимней стужи. |
|
Пробирается медведь Сквозь лесной валежник. |
|
Стали птицы песни петь, И расцвел подснежник. |
Воспитатель: «Ребята, после Апреля наступает Май месяц. Солнышко начинает греть все теплее и теплее, появляются почки на деревьях, выползают жуки, птицы вьют гнезда, и у них появляются птенцы. В Мае распускаются цветы. У людей весной всегда хорошее настроение».
При этом воспитатель демонстрирует все приготовленные им фотографии, которые иллюстрируют предложенный им материал.
Заключительная часть: (дидактическая игра)
Воспитатель: «А теперь ребята помогите мне, пожалуйста, найти половинки фотографий. Кто-то разрезал их и случайно перепутал».
Воспитатель достает по четыре фрагмента фотографий и, вызывая поочередно к себе по одному ребенку, предлагает ему найти половинку изображения. Малыши радуются полученным результатам.
Итог занятия:
Таким образом, в ходе предложенного занятия, воспитанники младшей группы детского сада знакомятся с характерными особенностями месяца апрель. У них развивается интерес к окружающему. Воспитывается любовь к животным и красоте окружающего мира.
За весной следует лето. Воспитатель рассказывает детям об этом времени года на улице, во время проведения прогулок, и в группе, во время проведения занятий. Которые должны быть наглядными, и ребенок должен ощущать окружающий его мир, прикасаться к нему руками.
В раннем дошкольном возрасте происходят самые запоминающиеся события в жизни малыша, он очень много узнает об экологии и окружающей его среде, делает выводы, запоминающиеся на всю жизнь.
Проводя такие занятия, воспитатель знакомит детей младшего возраста с миром природы. Формирует представления детей о сезонных изменениях в природе. Расширяет знания детей о животных и птицах. Воспитывает бережное отношение к животным, желание заботиться о них.