Сочинение по картине И.И. Левитана "Золотая осень". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели: 

  • Научить писать сочинение на материале непосредственных наблюдений; формировать умение строить текст в определенной форме, определять основную мысль сочинения.
  • Воспитывать творческую активность, эстетическое воспитание, чувство красоты, интерес к устному народному творчеству, живописи, музыке, воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
  • Развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи, чувство прекрасного, внимания, память.

Оборудование: 

  1. Картина Левитана «Золотая осень».
  2. Чайковский «Времена года», Октябрь.
  3. Портрет Левитана.
  4. Картины осени.
  5. Эпиграф:
    «Люблю я пышное природы увядание,
    В багрец и золото одетые леса»
    (А.С. Пушкин)
  6. Гербарий – листья клена, ивы.
  7. Интерактивная доска Smart Boad
  8. Видеопроектор
  9. Мультимедийная презентация

Ход урока

Организационный момент:

Психологическая установка.

  • Успех любой работы зависит от настроения человека, от его желания каждый день узнавать что-то новое для себя. Положительным результат работы будет только тогда, когда каждый из вас сам захочет быть внимательным на уроке, захочет все запомнить надолго, навсегда.

Сообщение темы, задач:

  • Существует старое присловье: «Картину нужно не только смотреть, но и видеть».
  • Сегодня мы будем учиться видеть то, что изображено на картине.

Беседа:

  • Назовите осенние месяцы.
  • Можно ли всю осень назвать золотой? (ранняя)
  • В каком месяце бывает пора, которая называется золотой осенью. (октябрь)
  • Какие пословицы, поговорки об осени вы знаете?

Ученики читают и объясняют.

  • Лето со снопами, осень с пирогами.
  • В октябре лист на дереве не держится.
  • Сентябрь холоден, да сыт.
  • Осенью и воробей богат.
  • В ноябре зима с осенью борется.

Загадка.

Пришла без краски и без кисти.
И перекрасила все листья.
(Листья)

  • Какой месяц характеризует загадка?

Окружающая природа прекрасна. Но всегда ли мы эту красоту замечаем? (Нет, это зависит и от нашего настроения, и от развитости чувства прекрасного. И сегодня на уроке мы попытаемся проникнуть в мир прекрасного, оказаться там, где некогда бродил и любовался осенним лесом автор живописной картины)

  • Представьте, что вы в лесу и перед вами множество осенних листьев. Это осень оставила записки о себе.
  • На что похожи листочки? (презентация) (листья клена – звездочки, ивы – золотые рыбки, осины – фонарики)
  • С чем можно сравнить осенние листья? (с брошками осени, которые украсили платья)
  • Представьте, что подул ветер и стал рвать с деревьев листья.
  • Как они движутся? (прыгают по земле, как белки, самолетиками кружатся в воздухе)
  • А сейчас представьте, что вы стоите возле дуба, прижавшись к дереву. Прислушайтесь к звукам осени. Расскажите о них так, чтобы мы могли тоже услышать. (ученик)
  • Как осень может плакать? (россыпь листьев)
  • А какие инструменты может озвучить осень? (Скрипка: осень играет на скрипке, а смычок у нее из листьев. Гитара: переборы струн – точно рябь по осенней воде. Саксофон: у него высокий звук, как высокое бездонное осеннее небо.)
  • А как красоту осени можно сохранить зимой? (фото, гербарий, снять на камеру)
  • А как называется картина с изображением природы? (Пейзаж. Объяснить. Картина изображающая естественную или измененную человеком природу)

Упражнение в зрительной памяти.

Игра «В музее осени».

(на доске 5 картин с изображением осени)

  • Художница осень пригласила нас в осенний музей. На картинах она изображена разной: грустной и веселой, солнечной и пасмурной, золотой и уже с облетевшей листвой. Но в нашем музее есть картина, которую осень очень любит. Постарайтесь ее найти по описанию.

Читает ученик с. 186.

  • Что помогло вам сразу найти нужную картину?
  • Знаете ли вы, кто написал эту картину?

    Ученики об И.И.Левитане – прочитать.

Работа над описанием картины.

Рассмотрите репродукцию картины Левитана «Золотая осень», написанную в 1885 году.

  • Каково общее впечатление от пейзажа – грустное или радостное?
  • Приходилось ли вам наблюдать нечто подобное?
  • Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж? (пейзаж не вызывает грусти, вместе с художником мы любуемся, восхищаемся красотой родного края)

А теперь послушаем ребят, которые выучили стихи об осени. (Иван Бунин, А.С. Пушкин.)

  • Какое стихотворение можно отнести к данному пейзажу?
  • О чем эта картина?
  • Почему названа «Золотая осень»? (дети)
  • Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины.

Карточки.(содержание карточки)

Небо: голубое, с белыми облаками, чистое
Река: неширокая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением
Деревья: желтые, золотые, разноцветные, нарядные, пестрые, красивые
Трава: сухая, желтая, бурая
Поле: широкое, раздольное, зеленое
Лес: золотой, желтый, багряный, оранжевый
Местоположение: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали
Деревушка: маленькая, дальняя

  • Когда лес бывает таким, каким он изображен на картине? (в сухую погоду, в начале, середине осени, в яркие солнечные дни)
  • Прямо ли течет река или меняет свое направление?
  • Почему вода в начале реки темная, а дальше она становится светло-голубой? (на переднем плане … с. 188, дети)
  • Сравните ближние березки с березой, которая стоит у поворота реки.
  • Почему окраска разная?
  • Различается ли цвет неба на переднем плане и на заднем плане?
  • Что видно на высоком берегу вдали?
  • Чем осенью может быть засеяно поле? (озимые)
  • Почему крестьянские домики такие маленькие? (Потому что … с. 188, дети)
  • А на линии горизонта в глубине картины какие деревья?
  • Почему художник поместил их так далеко? (это рощица, молодые березы … с. 189, дети)
  • Как вы думаете, почему именно березу выбрал Левитан? (символ Родины)

Обобщение:

Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок установится сухая и теплая погода, то появляется чувство бодрости, жизнерадостного настроения. И поэтому не случайно глядя на картину, мы вспоминаем слова Пушкина «Люблю я пышное …»

  • Осень богатством своих красок и звуков привлекла к себе внимание и великого русского композитора П.И. Чайковского, который в 1876 г. Написал музыкальный альбом «Времена года».
  • Одну из пьес мы сейчас услышим. «Октябрь», «Осенняя песня».
  • Что вы представили себе, когда слушали музыку? (порывы ветра, медленное падение листьев)
  • Что общего между впечатлением, полученным от картины Левитана, и впечатлением, полученным от музыки Чайковского.
  • Дети. (И.Левитан и Чайковский умели находить красоту русской природы)

Речевая подготовка:

Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной.

  • Поэтому нужно избегать неправильных повторов.

a) Подберите синонимы к словам (карточки):

Художник – … (живописец, мастер кисти, пейзажист)
Создает – (пишет)
Картина – (полотно, репродукция)

a) Найдите не точно подобранное слово и замените его:

Солнечные лучи ярко греют (освещают) природу.
Молодые березки сплошь накрыты (покрыты) золотистой листвой.
Розоватые легкие облака плавают (плывут) по голубому небу.
Полотно оставляет (создает) радостное настроение.

  • Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании? (огненно-золотистый, желтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, коричневый, нежно-голубой) (на доске слова)
  • Назовите слова о погоде, которые обозначают, какая она. (солнечная, ясная, дождливая, пасмурная, теплая, прохладная)
  • Слова, обозначающие местоположение: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали.
  • Описание лучше излагать в настоящем времени, как будто действие совершается сейчас.

План поможет сделать описание последовательным.

  1. Какое время года изображено на картине?
  2. Что изображено на переднем плане? Вдали? Справа? Слева?
  3. Что видим на заднем плане?
  4. Какие цвета преобладают в пейзаже?
  5. Что особенно нравится полотне И.И. Левитана?
  • Составление устного рассказа по опорной схеме.

Написание сочинения (музыка А. Вивальди)