Цели:
- Научить писать сочинение на материале непосредственных наблюдений; формировать умение строить текст в определенной форме, определять основную мысль сочинения.
- Воспитывать творческую активность, эстетическое воспитание, чувство красоты, интерес к устному народному творчеству, живописи, музыке, воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
- Развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи, чувство прекрасного, внимания, память.
Оборудование:
- Картина Левитана «Золотая осень».
- Чайковский «Времена года», Октябрь.
- Портрет Левитана.
- Картины осени.
- Эпиграф:
«Люблю я пышное природы увядание,
В багрец и золото одетые леса»
(А.С. Пушкин) - Гербарий – листья клена, ивы.
- Интерактивная доска Smart Boad
- Видеопроектор
- Мультимедийная презентация
Ход урока
Организационный момент:
Психологическая установка.
- Успех любой работы зависит от настроения человека, от его желания каждый день узнавать что-то новое для себя. Положительным результат работы будет только тогда, когда каждый из вас сам захочет быть внимательным на уроке, захочет все запомнить надолго, навсегда.
Сообщение темы, задач:
- Существует старое присловье: «Картину нужно не только смотреть, но и видеть».
- Сегодня мы будем учиться видеть то, что изображено на картине.
Беседа:
- Назовите осенние месяцы.
- Можно ли всю осень назвать золотой? (ранняя)
- В каком месяце бывает пора, которая называется золотой осенью. (октябрь)
- Какие пословицы, поговорки об осени вы знаете?
Ученики читают и объясняют.
- Лето со снопами, осень с пирогами.
- В октябре лист на дереве не держится.
- Сентябрь холоден, да сыт.
- Осенью и воробей богат.
- В ноябре зима с осенью борется.
Загадка.
Пришла без краски и без кисти.
И перекрасила все листья.
(Листья)
- Какой месяц характеризует загадка?
Окружающая природа прекрасна. Но всегда ли мы эту красоту замечаем? (Нет, это зависит и от нашего настроения, и от развитости чувства прекрасного. И сегодня на уроке мы попытаемся проникнуть в мир прекрасного, оказаться там, где некогда бродил и любовался осенним лесом автор живописной картины)
- Представьте, что вы в лесу и перед вами множество осенних листьев. Это осень оставила записки о себе.
- На что похожи листочки? (презентация) (листья клена – звездочки, ивы – золотые рыбки, осины – фонарики)
- С чем можно сравнить осенние листья? (с брошками осени, которые украсили платья)
- Представьте, что подул ветер и стал рвать с деревьев листья.
- Как они движутся? (прыгают по земле, как белки, самолетиками кружатся в воздухе)
- А сейчас представьте, что вы стоите возле дуба, прижавшись к дереву. Прислушайтесь к звукам осени. Расскажите о них так, чтобы мы могли тоже услышать. (ученик)
- Как осень может плакать? (россыпь листьев)
- А какие инструменты может озвучить осень? (Скрипка: осень играет на скрипке, а смычок у нее из листьев. Гитара: переборы струн – точно рябь по осенней воде. Саксофон: у него высокий звук, как высокое бездонное осеннее небо.)
- А как красоту осени можно сохранить зимой? (фото, гербарий, снять на камеру)
- А как называется картина с изображением природы? (Пейзаж. Объяснить. Картина изображающая естественную или измененную человеком природу)
Упражнение в зрительной памяти.
Игра «В музее осени».
(на доске 5 картин с изображением осени)
- Художница осень пригласила нас в осенний музей. На картинах она изображена разной: грустной и веселой, солнечной и пасмурной, золотой и уже с облетевшей листвой. Но в нашем музее есть картина, которую осень очень любит. Постарайтесь ее найти по описанию.
Читает ученик с. 186.
- Что помогло вам сразу найти нужную картину?
- Знаете ли вы, кто написал эту картину?
Ученики об И.И.Левитане – прочитать.
Работа над описанием картины.
Рассмотрите репродукцию картины Левитана «Золотая осень», написанную в 1885 году.
- Каково общее впечатление от пейзажа – грустное или радостное?
- Приходилось ли вам наблюдать нечто подобное?
- Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж? (пейзаж не вызывает грусти, вместе с художником мы любуемся, восхищаемся красотой родного края)
А теперь послушаем ребят, которые выучили стихи об осени. (Иван Бунин, А.С. Пушкин.)
- Какое стихотворение можно отнести к данному пейзажу?
- О чем эта картина?
- Почему названа «Золотая осень»? (дети)
- Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины.
Карточки.(содержание карточки)
Небо: голубое, с белыми облаками, чистое
Река: неширокая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением
Деревья: желтые, золотые, разноцветные, нарядные, пестрые, красивые
Трава: сухая, желтая, бурая
Поле: широкое, раздольное, зеленое
Лес: золотой, желтый, багряный, оранжевый
Местоположение: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали
Деревушка: маленькая, дальняя
- Когда лес бывает таким, каким он изображен на картине? (в сухую погоду, в начале, середине осени, в яркие солнечные дни)
- Прямо ли течет река или меняет свое направление?
- Почему вода в начале реки темная, а дальше она становится светло-голубой? (на переднем плане … с. 188, дети)
- Сравните ближние березки с березой, которая стоит у поворота реки.
- Почему окраска разная?
- Различается ли цвет неба на переднем плане и на заднем плане?
- Что видно на высоком берегу вдали?
- Чем осенью может быть засеяно поле? (озимые)
- Почему крестьянские домики такие маленькие? (Потому что … с. 188, дети)
- А на линии горизонта в глубине картины какие деревья?
- Почему художник поместил их так далеко? (это рощица, молодые березы … с. 189, дети)
- Как вы думаете, почему именно березу выбрал Левитан? (символ Родины)
Обобщение:
Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок установится сухая и теплая погода, то появляется чувство бодрости, жизнерадостного настроения. И поэтому не случайно глядя на картину, мы вспоминаем слова Пушкина «Люблю я пышное …»
- Осень богатством своих красок и звуков привлекла к себе внимание и великого русского композитора П.И. Чайковского, который в 1876 г. Написал музыкальный альбом «Времена года».
- Одну из пьес мы сейчас услышим. «Октябрь», «Осенняя песня».
- Что вы представили себе, когда слушали музыку? (порывы ветра, медленное падение листьев)
- Что общего между впечатлением, полученным от картины Левитана, и впечатлением, полученным от музыки Чайковского.
- Дети. (И.Левитан и Чайковский умели находить красоту русской природы)
Речевая подготовка:
Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной.
- Поэтому нужно избегать неправильных повторов.
a) Подберите синонимы к словам (карточки):
Художник – … (живописец, мастер кисти, пейзажист)
Создает – (пишет)
Картина – (полотно, репродукция)
a) Найдите не точно подобранное слово и замените его:
Солнечные лучи ярко греют (освещают) природу.
Молодые березки сплошь накрыты (покрыты) золотистой листвой.
Розоватые легкие облака плавают (плывут) по голубому небу.
Полотно оставляет (создает) радостное настроение.
- Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании? (огненно-золотистый, желтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, коричневый, нежно-голубой) (на доске слова)
- Назовите слова о погоде, которые обозначают, какая она. (солнечная, ясная, дождливая, пасмурная, теплая, прохладная)
- Слова, обозначающие местоположение: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали.
- Описание лучше излагать в настоящем времени, как будто действие совершается сейчас.
План поможет сделать описание последовательным.
- Какое время года изображено на картине?
- Что изображено на переднем плане? Вдали? Справа? Слева?
- Что видим на заднем плане?
- Какие цвета преобладают в пейзаже?
- Что особенно нравится полотне И.И. Левитана?
- Составление устного рассказа по опорной схеме.
Написание сочинения (музыка А. Вивальди)