Использование проектной технологии в экологическом воспитании младших школьников.

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Классное руководство


Сфера применения проектной технологии велика – от процесса обучения до воспитания, формирования личности ребенка. Сущность проектной технологии – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и через проектную деятельность предполагает практическое применение имеющихся и приобретенных знаний. Этот метод поз- воляет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения.

В методических рекомендациях Департамента образования г. Москвы от 20.11.2003 №2-34-20 по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Москвы предлагается начинать вовлечение детей в проектную деятельность уже со 2-го класса. В опыте многих учителей успешная работа по проведению отдельных проектов даже с самыми маленькими учениками. Конечно, в этом случае речь не может идти о больших самостоятельных проектах, но освоение определенных закономерностей этой работы действительно можно начинать уже в начальной школе. Кстати, мои бывшие выпускники, которые получили подобный опыт во 2-4-х классах, гораздо проще встраивались в систему проектной деятельности основного звена школы.

Надо сказать, что у младших школьников, может быть, даже больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача взрослых – поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными за претами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность – хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе.

Проектная деятельность в начальной школе может проходить в форме небольших междис-циплинарных исследований. Содержанием проектной деятельности младших школьников могут стать извечные детские «почему?», на которые взрослым порой бывает так трудно найти ответы. Осуществляя работу над проектом, ребенок получает возможность самостоятельно (конечно, с помощью взрослого) найти ответы на свои вопросы. Если обобщить самые частые детские «почему?», то они выглядят так.

- Кто мы? Чтобы ответить на этот вопрос, дети исследуют природу своего «Я», здоровье физическое, духовное и социальное.

- Где мы во времени и пространстве? Чтобы узнать это, дети исследуют развитие человека в историческом и географическом аспекте, начиная это исследование с истории и географии своей семьи.

- Как мы выражаем свои мысли и чувства? Для этого дети исследуют способы выражения своих чувств и эмоций, изучают идеалы, верования и ценности других людей.

- Как устроен наш мир? Дети исследуют объекты и явления природы; предметы, созданные руками человека, знакомятся с миром науки и техники.

- Как мы организуем свою жизнь? Дети изучают мир труда и его ценности, узнают, как труд человека влияет на него самого и других людей.

- Как мы живем на нашей планете? Дети исследуют проблему ответственности человека за сохранение и бережное использование природных ресурсов, взаимоотношения отдельных людей и сообществ.

Любой из этих вопросов можно наполнить предметным содержанием или проблемами, спонтанно возникающими в детском коллективе.

Целями проектной деятельности в начальной школе так же, как и в основном звене, является формирование у детей предметных знаний и общеучебных навыков. Однако здесь имеется определенная специфика.

Предметные знания в данном случае понимаются как универсальный инструментарий, используемый ребенком в его учебной и внеучебной деятельности. К ним относятся:

1. Социальные (связанные с групповым взаимодействием). Проектная работа предполагает коллективную деятельность, а значит, способствует формированию:

  • умения работать в группе, внимательно относиться к другим, делиться материалами, соблюдать очередность, принимать и выполнять определенную роль (лидер, исполнитель, оппонент);
  • умение пойти на компромисс, разумно реагировать в ситуации конфликта.

2. Коммуникативные(связанные с работой с информацией). Проектная работа предполагает изучение некоторого объекта и передачу полученной информации. Поэтому в ходе этой работы формируются:

  • умение слушать и слышать другого человека (не перебивая говорящего), принимать другое мнение, часто отличное от собственного;
  • умение высказывать свое мнение (говорить спокойно, не обижая слушателей), отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
  • умение рассказать о проделанной работе.

3. Мыслительные (связанные с интеллектуальным актом). В ходе работы ребенок сталкивается с такими вопросами, как:

  • Что это такое?
  • На что это похоже?
  • К каким из уже известных мне предметов и явлений это относится?
  • Из чего это состоит?
  • Как это связано между собой и с другими предметами и явлениями?
  • Как это работает?

Поиск ответов на эти вопросы способствует развитию таких мыслительных операций, как, например, анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификация и выявление закономерностей.

4. Исследовательские. Работа над проектом заставляет ребенка наблюдать различные предметы и явления, принимать во внимание мелкие детали и различия, фиксировать результаты проведенного исследования и представлять материал наглядно. Кроме того, работая над проектом, ребенок ставит перед собой цель, продумывает план, а закончив работу, сам ее оценивает. Следовательно, у него формируются умения и навыки:

  • формулировать вопросы;
  • планировать свою деятельность;
  • наблюдать предметы и явления;
  • оценивать свою работу по предложенным критериям.

Критерии представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе и осваивает в результате работы.

Критерии оценивания проектов младших школьников:

  1. Постановка цели проекта.
  2. Планирование путей достижения цели проекта.
  3. Глубина раскрытия темы проекта.
  4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.
  5. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.
  6. Соответствие требованиям оформления письменной части.
  7. Качество проведения презентации.
  8. Качество проектного продукта.

За каждый критерий максимум 3 балла. Количество критериев оценивания проектов может ме - няться в соответствии с целями обучения. Оценка проекта по критериям осуществляется и взрослым, и ребенком. При необходимости можно организовать взаимооценивание детьми проектов друг друга. Сравнение внутренней и внешней оценки и способствует формированию адекватной самооценки, что является важнейшим социальным навыком.

Этапы работы над проектом.

Первый этап работы над проектом – проблематизация. Началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы. На этом этапе учителю предстоит кропотливая индивидуальная работа с учениками. Материалом для обсуждения может стать житейский случай, взаимоотношения, учебные интересы, хобби и т.п. Следующий этап – целеполагание.На этом этапе необходимо определиться с проектным продуктом, решить, что будет создано для того, чтобы цель проекта была достигнута. Для этого необходимо пред – ставить себе как можно больше способов достижения цели проекта и выбрать из них самый оп – тимальный. Когда появилось четкое представление об исходной проблеме проекта и ясна ее цель, надо спланировать все шаги, которые предстоит пройти от исходной проблемы до реали - зации цели проекта. Планирование представляет определенную трудность для школьников, поэ- тому здесь нужна помощь учителя. Надо лишь показать алгоритм планирования, научить ученика планировать собственную деятельность. Следующий этап – реализация намеченного плана. Работу начинаем в соответствии с разработанным планом и графиком. В случае необхо – димости можно вносить изменения в первоначальный план. Самым увлекательным во всей работе над проектом является создание проектного продукта. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Далее предстоит презентация проекта. Презентация- это витрина проекта. Все должно быть подчинено одной цели – наилучшим образом показать результат работы и компетентность ее автора, которую он приобрел в процессе этой работы. Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувства меры, - важнейший социальный навык. Регламент презентации, как правило, предоставляет не более 7 минут на выступление. За это короткое время необходимо рассказать о своей работе. Поэтому я учу детей выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли. (Вместе с родителями пишем текст презентации в виде тезисов.) Презентацию долго репетирую. Учу авторов отвечать на вопросы.

Выполнение таких несложных на первый взгляд проектов дает детям возможность уже в начальной школе познакомиться с технологией проектной деятельности, освоить важнейшие на-выки самооценивания и рефлекции, научиться публично защищать свой проект, освоить навыки самопрезентации. Знания, приобретенные детьми в ходе этой работы, отличаются прочностью, легко переносятся на другой учебный и внеучебный материал, формируя основу учебного и житейского опыта.

Особенностью проектной деятельности в начальной школе является небольшая продолжи- тельность проекта, вовлечение в эту работу родителей ребенка, значительная обучающая, организующая и стимулирующая помощь учителя.

Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, которая заключается в следующем. Во-первых, это формирование у учащихся ряда коммуникативных умений, к которым относятся:

  • умение спрашивать;
  • умение выражать свою точку зрения;
  • умение договариваться.

Вторым показателем готовности младших школьников к созданию проекта выступает развитие их мышления, определенная их интеллектуальная зрелость, которая включает в себя:

развитие аналитико-синтетических действий;

сформированность алгоритма сравнительного анализа;

  • умение вычленять существенный признак;
  • возможность выделять общий способ действий;
  • перенос общего способа действия на другие учебные задачи.

Третьим показателем готовности младших школьников является накопление опыта развернутой содержательной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формирова – нию у детей следующих умений:

  • адекватно оценивать свою и работу одноклассников;
  • обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной зада -чи с акцентом на положительное;
  • выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания.

Для формирования выделенных показателей на уроках в 2-3 классах в качестве подготовки к последующей работе по совместному проектированию проводила деловую игру «Ученый совет» класса, в ходе которой дети, объединяясь в группы, обсуждали интересующие их темы, спорили, доказывали, принимали решения, защищали свои суждения, делали выводы.

Мой опыт свидетельствует, что для создания ученического проекта эффективна следующая последовательность: от недолговременных (1–2 урока) к долговременным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

Среди проектов, которые вызвали у учащихся сильный положительный эмоционально-познавательный отклик, можно назвать такие: личный проект «Ромашка», литературный проект «Сам себе сказочник», общеклассный проект «Вода – источник жизни», «Животный мир Якутии». Многие проекты, разрабатываемые нами, имели ярко выраженную экологическую направленность. Работа строилась таким образом:

  • учитель выполняет функцию научного руководителя. Под его руководством ученики строят проекты;
  • родители - опосредованные исполнители проектов. Они создают условия для участия детей в экологической работе и вместе с ними мотивированы на успех.

В творческих заданиях по курсу «Окружающий мир» (авторы А.А.Вахрушев, Ю.А.Барышева) заложены темы, которые могут быть разработаны как ученические проекты. Дети совместно работали над групповыми проектами «Хлеб – всему голова» (2кл.), «Наши реки» (2кл.), «И все - таки она прекрасна суровая моя зима!» (3кл.). «Растительный и животный мир Якутии» (3кл.), индивидуальные проекты «Жили-были динозавры» (4кл.), групповые проекты «Подземные богатства Якутии» (4кл.), «Лекарственные растения родного края» (4кл.).

Предлагаю познакомиться долгосрочным проектом, имеющим экологическую и социальную направленность «Я и моя семья». Данный проект был реализован в 2007\08 учебном году.

Проект «Я и моя семья»

Цель проекта.

Максимальное сближение интересов родителей и детей по формированию развитой личности.

Задачи.

Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми; способствовать гармоничному развитию личности ребенка; формировать познавательный процесс на уроках.

Описание проекта.

В конце сентября 2007 года коллективом 3 «б» был составлен план мероприятий и проектов. Дети сами выбрали номинации, которые станут двигать для успешной деятельности в течение года:

  • ученик года
  • ученица года
  • семья года
  • мама года
  • открытие года
  • лучшая группа.

В классе уже существовали 3 группы: «Солнышко», «Радуга», «Орлята». Каждая группа работала очень слаженно, помогали друг другу, в классе витал здоровый дух соревнования во всем.

Итогом проекта стала рукописная книга учащихся под названием «Моя книга». Каждый в своей книге написал сочинения на разные темы, свои интересные сказки, неповторимые стихи, составили увлекательные кроссворды и загадки.

По итогам всех проектов и творческих дел были определены кандидаты в каждой номинации.

«Ученик года» – Румянцев Виталий

«Ученица года» – Васильева Дуня

«Мама года» – Бурцева Степанида Семеновна

«Открытие года» – Корт Дима

«Лучшая группа» – «Солнышко»

«Семья года»- семья Чукоровых Галина Егоровна и Иннокентий Егорович.

В 2008\09 учебном году стартовал новый долгосрочный проект «Краса земли родной» эколо - гической направленностью.

Цели: расширить экологическое знание детей, развивать познавательный интерес; навык делового общения; умение выделять главное в процессе работы с энциклопедической литературой; вос- питывать чувства товарищества.

Организация работы над проектом:

Нами были проведены следующие проекты: исследовательские(«Первый вестник весны», «Лекар- ственные растения родного края», «Жили-были динозавры», «Подземные богатства Якутии», «Животный мир родного края», проект-игра «Путешествие по природным зонам нашей страны», экскурсионный проект «Игры нашего леса».

Реализация проекта.

  1. Учащиеся с сентября начали сбор материалов.
  2. Дети по группам собирались, много обсуждали, ходили по библиотекам, учитель выполнял функцию научного руководителя.
  3. Ученики самостоятельно готовили индивидуальный материал по теме для своей группы.
  4. Защита проектов.(Ученики выступали в роли создателей проекта и защищали его после выполнения).

Признаки проектной деятельности.

  1. Дети проявили свои общеучебные навыки и умения: работа со справочной литературой, реферирование, публичное выступление.
  2. Социальная значимость проекта: проведение устных журналов, подготовка материалов для проведения мероприятий.
  3. Учащиеся заранее знали критерии оценки работы.

Результаты:

  1. Макарова Аня и Васильева Дуня награждены Дипломами Всероссийского Фестиваля исс- ледовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».
  2. Работы Рожина Романа и Васильевой Евдокии напечатали в республиканской детской га – зете «Юность Севера», как лучшие работы экологической акции «Природа и мы».
  3. Докторов Альберт занял 3 место в номинации «Лекарственные растения моего края» в республиканском конкурсе «Краса земли родной».

Номинации по итогам проектов и творческих дел.

  • «Ученик года» - Румянцев Виталий
  • «Ученица года» - Васильева Евдокия
  • «Мама года» - Потапова Христина Дмитриевна
  • «Папа года» - Степанов Андрей Климович
  • «Семья года»- семья Корт Любовь Юрьевна и Виктор Олегович.

В 2009 году мои выпускники выступили вместе со мной в районном семинаре учителей «Современные педагогические технологии». На основе своих наблюдений, изучения характерных признаков растений, на основании проведенного исследования они сделали свои выводы. На конференции учителей они предоставили проект Евдокии Васильевой «Первая песня весны», практико-ориентированный проект Ани Макаровой «Наш огород», проект-исследование «Масленок» Виталия Румянцева, проект «Чудо растение- брусника» автор Рожин Роман.

В новом 2009\10 году я продолжила работу над проблемой экологического воспитания младших школьников, используя проектную технологию. На первом родительском собрании, вместе с родителями составили план проектов и мероприятий в 2009\10 учебный год. Мы будем работать над совместным долгосрочным проектом «Мы дружим с природой». Этот проект рассчитан на четыре года. В данное время имеем неплохой результат. В 2009 году мой ученик Шадрин Айтал (1кл) неплохо выступил в региональной научной конференции школьников «Шаг в будущее». У него был проект «Горы Кисилях». В 2010 году трое моих учеников стали дипломантами среди юниоров в региональной научной конференции «Шаг в будущее». Заканчивая, сделаю такой вывод: младший школьный возраст – возраст интенсивного формирования моральных чувств, нравственного становления личности. Какие чувства и убеждения будут формироваться у моих школьников, зависит от того, чем мы жили и над чем все дружно работали…