Использование программы дубль ГИС в работе с детьми дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Без пространственной практической ориентировки ребенка в пространстве невозможно формирование пространственных представлений и понятий. Однако на определенном этапе обучения, когда необходимо понимание детьми пространственных отношений, более существенным является не практическая ориентировка в пространстве, а именно восприятие и понимание пространственных отношений с помощью графических схем, моделей, карт. В этом направлении в работе с детьми я поставила следующие задачи:

  1. В старшей группе – совершенствовать у детей умение ориентироваться в окружающем пространстве: влево – вправо; вверх – вниз; вперед – назад; между, рядом. Учить двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками-указателями направления движения (вперед, назад, направо, налево и т.д.).

В своей работе я начала использовать программу дубль ГИС. Я распечатала карты микрорайона, и предложила их детям. Вначале они с интересом рассматривали карты, им понравилось находить свою улицу, свой дом, детский сад, магазин, детскую игровую площадку. Затем предложила детям с помощью карт микрорайона найти и показать, например дорогу от детского сада домой, «я иду прямо, потом сворачиваю налево, затем направо, захожу в подъезд, поднимаюсь на третий этаж и т.д.». Все это они отмечали на карте карандашом.

  1. В подготовительной группе – учить детей ориентироваться на ограниченной поверхности (на листе бумаги, учебной доске, странице тетради, книги и т.д.).

Я предлагала детям расположить на карте микрорайона предметы и их изображения в указанном направлении. Учила отражать в речи пространственное расположение предмета, изображения(слева, вверху, внизу, правее, выше, ниже, в левом верхнем углу, перед, за, между, рядом и др).

По карте микрорайона дети учились читать простейшую информацию, обозначающую пространственные отношения и направление движения объектов (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз); самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения направления движения (знаки и символы).

Дети определяли по карте микрорайона направление движения с помощью стрелок в соответствии с планом маршрута (до поликлиники, до магазина, до библиотеки, до школы и т.д.). Такие игры способствовали концентрации внимания, учили работать с картами, на которых указывается начало и конец движения. С помощью простейших карт дети не только двигались по стрелкам-указателям, описывая путь, но и с помощью воспитателя моделировали собственные планы маршрутов.

Также особое внимание я уделяю формированию у детей навыков безопасного поведения на проезжей части улицы, связанного с ориентировкой в пространстве. С этой целью провожу различные игры, например: «Я - пешеход», «Как нужно обходить транспорт», «Выбери правильный ответ».

Работу по картам я провожу как часть занятия, на занятиях по математике, познавательных занятиях, занятиях по развитие речи и в свободной деятельности.

Работая по картам из программы дубль ГИС, дети научились ориентироваться в городе, микрорайоне, на листе бумаги, находить дорогу к различным зданиям. Например: от дома до детского сада, от дома до поликлиники, от дома до кинотеатра, от детского сада до школы и т.д. Лучше узнали родной город, полюбили его. Эта работа способствовала развитию речи. Дети научились пользоваться в жизни и в речи следующими понятиями: слева – справа; вверху – внизу; спереди – сзади; между, рядом и др.

В качестве примера приведено занятие по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие во времени» (ПДД, с использованием программы дубль ГИС) Подготовительная к школе, логопедическая группа.

Цели:

  • Познакомить с историей возникновения дорог. Закрепить умения различать и называть дорожные знаки, их значение. Учить отгадывать загадки. Учить пользоваться картой микрорайона, ориентироваться в ней, находить дорогу от школы до дома (дублю ГИС).
  • Закрепить навык выкладывание целого знака из разрезанного.
  • Развивать любознательность, мышление, фонетический слух, мелкую моторику. Воспитывать любовь к родному городу.

Материал. Картинки с изображением различных дорог. Дорожные знаки. Посылка. Разрезанные дорожные знаки. Макет машины времени. Звуковое сопровождение. Макет светофора и кружки красного, желтого, зеленого цветов символизирующих цвета светофора. Три флажка символизирующих три сигнала светофора. Карты микрорайона по количеству детей из программы дубль ГИС.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это у нас? Это же машина времени. А, давайте, отправимся путешествовать. Закрывайте глаза и отправляемся в путь. (сигналы)

– А кто это?

Василиса Премудрая: Здравствуйте, ребята! Я – Василиса Премудрая. А знаете, почему меня так назвали? Потому что я все знаю. А как вы сюда попали?

Воспитатель: Мы на машине времени сюда прилетели.

Василиса Премудрая: Вот здорово – вы летаете! А мы передвигаемся по дорогам из камней – булыжные мостовые. А вам рассказать, как строились дороги?

Дети:

Василиса Премудрая: Давным-давно поселения людей окружали непроходимые леса. Предки наши разводили скот, охотились, собирали мед, ловили рыбу. Трудно было пробираться через непроходимые леса, но это было необходимо. И люди стали прорубать в лесах так называемые проходы.

Проходы со временем стали называть дорогами. В России первые дороги были вымощены бревнами.

Представляете, как по такой дороге было неудобно ездить и как на ней трясло. Затем в городах стали строить булыжные мостовые.

Камня в городах не хватает, поэтому по царскому указу в город не пропускают, пока проезжающий не сдаст страже три камня, каждый не меньше гусиного яйца (показать камень).

Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем Василисе Премудрой, какие дороги у нас. А чем покрывают дороги у нас?

Дети: Асфальтом.

Воспитатель: Ребята, а если дорога проходит по городу, как она называется?

Дети: Улица.

Воспитатель: Правильно! Все улицы делятся на две части. Как они называются?

Дети: Та часть, по которой двигаются машины, называется проезжей частью (мостовой). А та, по которой ходят люди, называют тротуаром.

Василиса Премудрая: Как хорошо! А то в наше время и повозки и люди передвигаются по одной дороге. Дети играют с мячом здесь же. А когда проезжает карета или повозка, извозчик кричит и все расходятся в стороны.

Воспитатель: Как, вы, думаете, почему тротуары делают выше мостовой?

Дети: Чтобы в дождь с тротуаров быстрее стекала вода, что бы машины не заезжали на тротуар и не задевали прохожих, что бы сделать передвижение людей безопасным.

Василиса Премудрая: Я хочу с вами поиграть! Загадать загадки:

Если бы встала,
до неба достала бы
(дорога)

Паровоз без колес,
Вот так чудо-паровоз.
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел?
(пароход)

Высоких деревьев длинней,
Травиночки маленькой ниже,
С ней дали становятся ближе,
И мир открывается с ней.
(дорога)

Воспитатель: А наши дети тоже хотят загадать вам загадки.

Дети:

Этот конь не ест овса
Вместо ног – два колеса
Сядь верхом – и мчись на нем,
Только лучше правь рулем.
(велосипед)

Не машет крылом, а летает,
Не птица, а всех обгоняет.
(самолет)

Воспитатель: Нам, наверное, уже пора возвращаться домой.

Василиса Премудрая: Расскажите мне, где вы живете.

Воспитатель: Давайте расскажем, в какой стране мы живем?

Дети: Мы живем в России.

Воспитатель: А как называется республика? Город?

Дети: В республике Башкортостан. В городе Уфа.

Воспитатель: На какой улице находится детский сад?

Дети: На улице Российской.

Воспитатель: Но ведь у нас город большой и улиц много. Давайте вспомним некоторые из них.

Дети: Проспект Октября, Шато Руставели, Даута Юлтыя и т.д.

Василиса Премудрая: Спасибо вам ребята, вы очень интересно про свой родной город рассказали.

Воспитатель: Нам пора в дорогу. Давайте прощаться. До свидание. Закрывайте глаза – полетели!!

Воспитатель: Ну вот мы и дома. А нас здесь ожидает посылка. Давайте посмотрим, что там внутри. А внутри у нас игры:

Загадки:

  1. По полоскам черно-белым
    Пешеход шагает смело …
    Знак о чем предупреждает?
    Дай машине тихий ход … (пешеходный переход).

– Найди такой знак, покажи детям. Посмотрите, у кого есть такой же знак?

  1. В белом треугольнике с окаемкой красной
    Человечкам-школьникам очень безопасно.
    Этот знак дорожный знают все на свете:
    «Будьте осторожны, на дороге дети!»

– Найдите и покажите такой знак. Где вы видели такой на дороге?

  1. Что за знак дорожный: красный крест на белом?
    Днем и ночью можно обращаться смело!
    Врач повяжет голову белою косынкою
    И окажет первую помощь медицинскую.
    (пункт медицинской помощи).

  2. Предположим, что с друзьями ты отправился в спортзал,
    Но в дороге вспомнил: маме ты об этом не сказал.
    Жди, тебе поможет он, знак дорожный – телефон!

  3. Путь не близок, на беду ты не взял с собой еду.
    Вас спасет от голоданья знак дорожный «Пункт питанья».

Дидактическая игра "Светофор"

Воспитатель предлагает детям лист бумаги с кружками. Кружки желтым, зеленым, красным цветом. Воспитатель дает задание положить тот цвет который соответствует данному заданию. Например: «Машины поехали. Машины приготовились. Люди приготовились. Люди остановились. Люди пошли.и т.д.»

Дидактическая игра «Собери картинку»

Дети собирают картинку с изображением какого-то дорожного знака и должны назвать этот знак, что он обозначает.

Дидактическая игра "Найди дорогу"

Дети отмечают дорогу от дома до садика на карте микрорайона карандашом. (Дубль ГИС).

Физкультминутка "Светофор" 

Дети становятся цепочкой друг за другом. По сигналу воспитателя («Заводим моторы! Р-р-р-р-р») дети начинают двигаться, а воспитатель управляет движением, поднимая флажок соответствующего цвета – красный, желтый или зелёный. На красный свет светофора дети стоят, на желтый – поднимают ногу, на зеленый – шагают.

Воспитатель: Что с нами сегодня произошло? Где мы побывали? Что мы узнали? Во что поиграли?