О деятельностном подходе к здоровьесберегающей работе в школе

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Отношения, познающиеся из опыта, всегда не вполне достоверны и совершенны, и, однако же, сравнению всегда есть за что уцепиться.
М. Монтень

Как строится система работы сегодняшней школы? Всем известно, что она "укладывается" в рамки плана, основанного на рекомендациях Министерства образования и науки. Они, в свою очередь, отражают те требования к современной школе, которые предъявляет ей общество, государство. Главной задачей государственной политики в области воспитания является сегодня формирование, во-первых, социально активной и, во-вторых, всесторонне развитой личности. Всё это в полной мере касается здоровьесбережения - одного из приоритетных направлений современной педагогики.

Формирование всесторонне развитой личности (совершенного человека) - проблема далеко не новая, но, к сожалению, оставшаяся почти нерешённой. Видимо, не вполне оправдывают себя существующие методики, нужны новые пути, новые идеи.

Как подготовить ребёнка к жизни? Как научить его преодолевать трудности, решать проблемы, проявлять инициативу, спорить, дружить, отвечать за свои поступки? Как пробудить в нём любовь к ближнему? Как сохранить лучшее, что дано от рождения, и искоренить эгоизм, равнодушие, лень - всё то, что иногда, к сожалению, порождает не всегда благополучная семья и социокультурная среда? Одним словом, как воспитать в нём ценностное отношение к здоровью в противовес тем ложным, фальшивым ценностям и соблазнам, которых так много в окружающей нас жизни?

Сегодня много и правильно говорят о необходимости деятельностного подхода к обучению и воспитанию. Ребёнок с помощью школы должен не только научиться "добывать" самостоятельно знания, но, главное, понимать их ценность, уметь их применять в жизни. Знать и уметь не одно и то же. Педагогика пришла к выводу о том, что ребёнку нужно "прожить" свой опыт, позволяющий ему подготовиться к встрече с перипетиями жизни. "Погружение" в жизнь возможно только в том случае, если ребёнок окажется перед необходимостью и потребностью активного участия в ней. Отсюда такое пристальное внимание к проектным, игровым и другим интерактивным формам работы. Ничего нового! Обратимся к истории. Самым эффективным было воспитание в первобытнообщинном мире: природа требовала от человека поведения, которое позволяло бы ему выжить в окружении беспощадной природы. Так возникла потребность к познанию окружающего мира, сформировался первый опыт сохранения жизни.

Сегодня даже младший школьник об окружающем мире знает много больше, чем древний человек, однако справиться с опасностями ему нисколько не легче. Может быть, потому, что эти знания "готовые", виртуальные, неактивные, бездейственные - не закреплённые опытом? Готовые знания делают ребёнка инертным и ленивым, гасят проявление любознательности, отнюдь не способствуют главному - воспитанию потребности их приобретать. Зачем учиться? Ведь они не пригодятся! Активный от природы, ребёнок нуждается лишь в мудром сопровождении, в "экспериментальной детской площадке", где можно было бы раскрыть и реализовать себя с пользой для себя же и, конечно, для общества.

Справедливости ради надо сказать, что и опасностей, угрожающих нашему здоровью, стало больше. Сегодня мы говорим не только о физическом, но и о психологическом, нравственном, духовном здоровье. Одно от другого нельзя отделить.

Современная школа не медицинское, а общеобразовательное учреждение. Сохраняя физическое здоровье ребёнка, она, прежде всего, отвечает за его духовно-нравственное и психологическое здоровье. Вот почему нужно искать новые методические резервы здоровьесбережения не только в области физвоспитания, но и в предметно-воспитательной области - в сфере преподавания и классного руководства, а также в педагогическом сотрудничестве учителей. Как уже было сказано выше, строить такую работу надо на исключительно интерактивной и компетентностной основе, предоставляя ребёнку реальные возможности для самореализации, самосовершенствования, для самостоятельного здоровьесберегающего опыта. Приведу примеры интерактивных проектных мероприятий, направленных на формирование опыта здоровьесберегающей культуры.

Интеллектуально-спортивные игры

Интеллектуально-спортивные игры "За здоровый образ жизни!" - это краткосрочный проект, в котором участвуют несколько классов смежных параллелей. Проводится он в несколько этапов для учеников разных возрастных групп. Такой проект основан на педагогическом сотрудничестве детей и классных руководителей, учителей физической культуры, ОБЖ, музыки, информатики, истории, литературы и родителей.

1 этап - интеллектуальный

Участники, поддерживаемые болельщиками-одноклассниками, соперничают в знаниях о здоровом образе жизни. Каждая команда отвечает на вопросы игры, в т.ч. вопросы соперников и жюри (это учителя, родители, представители общественности) в рамках темы проекта.

2 этап - творческий

Может выглядеть как сценическая постановка, рекламный видеоролик, исполнение песни, стихов, защита презентации, представляющие собой творческое решение здоровьесберегающей проблемы, например:

  • "Здоровый ужин каждому нужен"
  • "Наши обереги"
  • "Здоровье - это красиво" и т.д.

Критерии (требования):

  • убедительность
  • доступность
  • креативность (оригинальность)
  • практическая направленность

3 этап - спортивный

Готовится учителями ОБЖ и физической культуры. Теперь его участниками могут стать болельщики первого этапа. Представляет собой спортивные соревнования и физические упражнения, которые нужно показать в соответствии с заданиями.

Каждый этап начинается театрально-музыкальной заставкой, объединяющей участников проекта (работа педагогов дополнительного образования)

Жюри подведёт итоги каждого этапа и объявит победителей игры. На подготовку и проведение такого воспитательного проекта требуется не менее месяца. Мероприятие подробно освещается школьной газетой и видеоцентром. Организационная ответственность лежит на зав. кафедрой классных руководителей и на руководителях каждого этапа.

Педагогические результаты не могут быть мгновенными. Значит, для объективной оценки этой работы следует использовать психолого-педагогическое сопровождение. Другими словами, школьный психолог и социальный педагог должны быть полноправными участниками воспитательного проекта, анализируя его с точки зрения познавательного интереса детей и их социальной активности.

Здоровьесберегающий проект - это не догма. Он всегда открыт для новых идей и новых участников. Такой проект не может проводиться спонтанно и должен найти своё место в плане воспитательной работы школы. Такая работа имеет несомненные воспитательные преимущества: она объединяет детей, педагогов, позволяя каждому из них раскрыться творчески, интеллектуально и в социальном плане. На таком же принципе могут быть основаны и межшкольные (городской уровень) здороовьесберегающие проекты.

Интерактивный классный час по следам урока

Каждая образовательная область располагает своими возможностями для здоровьеберегающего поиска. Богатым потенциалом обладает межпредметное сотрудничество педагогов. Как учитель-словесник, считаю, что современный урок - мощное мотивационное поле для развития интеллектуальных способностей, нравственных и эстетических чувств ребёнка, его потребности в здоровом образе жизни, в овладении опытом общения с людьми, природой, культурой, т.е. в воспитании гармонично развитой, физически и духовно здоровой личности. Этой теме посвящен мой доклад "Здоровьесберегающие технологии в практике учителя-словесника" (Педчтения - 2009). Внеурочная деятельность по здоровьесбережению оправдана только тогда, когда, она не утомляет и без того уставшего ребёнка, не является формально необходимой и когда она естественно "продолжает" урок, органично вписываясь в систему работы школы по здоровьесбережению. На мой взгляд, примером такой работы может стать классный час, проведённый в сотрудничестве с педагогом-психологом по следам урока литературы в 5 классе ""Васюткино озеро" В. Астафьева как детская робинзонада". Выдержка из технологической карты позволяет представить методическую идею и структуру урока, воспитательная цель которого определяется здоровьесберегающим характером литературного материала. Увлечённые приключениями астафьевского героя Васютки, заблудившегося в сибирской тайге и вынужденного искать способы выживания, дети активно участвовали в уроке.

Предмет, класс Программный материал Виды деятельности и формы работы Образовательные и развивающие цели Воспитательная цель: здоровьесберегающий аспект
Литература + ОБЖ, 5 класс "Васюткино озеро"

В. Астафьева - рассказ-робинзонада. "Васюткино озеро в жизни мальчика".

Наблюдение над характером литературного героя в обучающей работе с текстом (комментированное чтение, пересказ Совершенствование монологического высказывания с опорой на примеры из худ. литерат.; обучение комментированному чтению: раскрыть действенность и естественность поступков героя в исключительных обстоятельствах Значение человеческого опыта в подготовке к жизненным трудностям; воспитание самостоятельности, ответственности, стрессоустойчивости, мудрому отношению к природе и её законам;

Но опыт Васютки - это "виртуальный" опыт. Однако же, "как говорил Монтень, "сравнению есть всегда за что зацепиться". Мы с педагогом-психологом "зацепились" за возможность моделирования похожих, но не повторяющих сюжетные линии рассказа жизненных ситуаций, в которых человеку нужно сохранить себя, свою жизнь, своё здоровье и свою душу. Предложив эти ситуации детям для разрешения, мы добились активнейшего участия каждого ребёнка уже не в судьбе Васютки, а в своей собственной судьбе! Ситуация начиналась словами из текста Астафьева, но в определённый момент события развивались по-иному, и нужно было найти выход из новых трудностей. Эта интерактивная игра позволила детям включиться, что называется, в самый процесс жизни, соперничать в высказывании версий спасения, размышлять о причинах поступков, включится в обсуждение не только проблем физического выживания, но и нравственных проблем.

Ситуация 1

После этого Васютка пытался припомнить, на какой стороне деревьев сделаны зарубки старые и на какой - новые. Но этого-то он и не приметил. Затеси и затеси.

- Эх, дубина!

Страх начал давить ещё сильнее, но Васютка старался не показывать его, чтобы не испугать младшего брата - Алешу. Не помогло - в свои пять лет Алеша был сообразительным ребенком. Видя, что они ходят по незнакомым местам, Алеша спросил:

-- Васютка, куда ты меня ведешь? Я не узнаю это место. Неужели мы заблудились?

Страх сковал Васютку, ведь он был в ответе за младшего брата. Не зная, что ответить, он тихо сказал:

-- Может и заблудились, но ты не переживай - к вечеру будем дома, не так уж и далеко мы ушли. Вот увидишь - скоро зарубки найдем, и вечером будем рассказы рыбаков слушать, да орешки щелкать.

Алеша сел на сломанное дерево и навзрыд заплакал. Несмотря на все уговоры Васютки, брат отказывался идти дальше.

Ситуация 2

Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенёта. И тут его будто стукнуло: да ведь они заблудились! Как же такое могло случиться? Ведь он был не один, а со своим другом - Степаном, который хорошо знал тайгу. Неужели они так увлеклись охотой, что не заметили как вышли на незнакомое место.

Стараясь не выдать своего страха, Васютка, не смотря в глаза своему другу, сказал:

-- Лучше ищи затеси, они должны быть здесь.

Спустя полчаса безуспешного поиска, Степан, наконец, сказал:

-- Все, заблудились. Говорил я тебе, что негоже за глухарем одним идти. Если бы ты меня послушался, то мы бы уже дома были!

На что Васютка ответил:

-- А ты-то сам тоже хотел похвастаться перед остальными! Разве не так?!

-- Может и так. Да если бы ты не предложил, мне бы и в голову не пришло преследовать глухаря.

Было заметно, что мальчишки еле сдерживаются, чтобы не наброситься друг на друга.

Ситуация 3

- Моя! Моя! - в волнении забормотал Васютка, бросая утку в мешок. - Моя уточка! - Его даже лихорадить начало. - Раз ветра не было, а утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное!

Все это время Петр (товарищ Васютки, который был на несколько лет старше, однако не отличался сообразительностью и умением ориентироваться в пространстве) стоял рядом с мрачным видом.

-- Что ты зазря радуешься? - в ответ бросил он. - Утку могло и ветром сдуть - тут течение не обязательно. Давай лучше поедим и дальше пойдем.

-- Да как ты не понимаешь, Петр? Скорее всего, это озеро связано с Енисеем. Нужно скорее проверить - так ли это.

-- Не связано оно с Енисеем. Надо идти в другую сторону - я тебе точно говорю.

Васютка был поражен таким поворотом событий, он был почти уверен, что рядом Енисей. Если бы они только вышли к нему! Там их наверняка подберет проплывающий пароход или бот.

Молчание первым нарушил Петр:

-- Ты, Васютка, как хочешь. А я пойду другой дорогой.

Задания для групп:

  1. Какую основную проблему вы видите в сложившейся ситуации?
  2. Какие чувства испытывал Васютка в данной ситуации?
  3. Как бы вы посоветовали поступить Васютке в сложившейся ситуации, что сказать?
  4. Какие качества пригодились бы Васютке в этой ситуации; какие из этих качеств у него есть, а каких нет?

Диспут (круглый стол)

Со старшеклассниками можно провести проблемно-ориентированный диспут, используя известную активную форму "круглого стола". В качестве собеседников могут участвовать не только ученики, но и их родители, учителя, представители общественности, профессионалы в той или иной области. Тогда диспут будет неформальным, ведь, как правило, подростки либо ориентируются на авторитет взрослых либо "отталкиваются" от него. И то и другое хорошо. Безусловно, грамотно подготовленный диспут предполагает использование в качестве "эпиграфа" к диалогу видеосюжетов, которые демонстрируют проблему. Желательно, чтобы эти видеосюжеты не повторяли телевизионные, а были сняты самими подростками. Тогда и комментарий к ним, и их обсуждение вызовут неформальный интерес. Эту же роль (эпиграфа) могут сыграть наглядно представленные результаты тестирования (опроса) участников диспута или другой категории людей, эпизод из художественного или документального фильма, общественно значимое событие, произошедшее в школе или в стране и т. д.

Требования к участникам:

  • Соблюдение регламента
  • Корректность высказываний
  • Толерантное отношение к высказываниям других участников
  • Аргументированность с опорой на жизненный или читательский опыт

Вот какие темы для диспута я запланировала в своей работе как классный руководитель, исходя из педагогических наблюдений над своими воспитанниками, а также в результате тестирования и индивидуальных собеседований со старшеклассниками:

  • " Музыка как категория здоровья?"
  • "Экология отношений "отцов" и "детей: есть ли такая проблема?"
  • "Спорт за здоровый образ жизни?"
  • "Глобальные проблемы человечества и глобальные проблемы человека"
  • "Хороший человек и профессия"
  • "Чтобы противостоять злу, нужно:" и др.

В рамках предложенного объёма доклада не имея возможности раскрыть подробно каждую идею, позволю себе перечислить некоторые здоровьесберегающие проекты, проведённые с детьми разных возрастов:

  • психологическая игра "Как научиться понимать друг друга" (с участием психолога и на основе его наблюдений над конкретными детьми с повышенной возбудимостью, тревожностью, с завышенной самооценкой и др.)
  • КВН "Я есть то, что я ем" (с презентацией и дегустацией "здоровых" блюд)
  • классный час с участием родителей "Семьи идея мне всего милей" (портфолио моей семьи)"

"Для здоровья нужны такие знания, которые стали бы бытием". Эта мысль И. Брехмана стала в моей работе по здоровьесбережению основополагающей идеей. И на уроке, и во внеурочной деятельности я руководствуюсь ею как своим профессиональным кредо.