Живя поверхностной исторической жизнью, человечество не выдерживает испытания на прочность, на духовность, и самые цивилизованные народы готовы на целые поколения оторваться от глубинных общих корней, от нерасторжимых сплетений, тесно связывающих прошлое и настоящее, каждого с каждым.
«Снижение нравственности, гражданственности россиян является следствием разрыва общекультурных традиций поколений, незнания истории, обычаев, языка, народов своего края». [ 1 ]
Реформирование всей системы отечественного образования привело к возрождению интереса к историческому прошлому народов России. Появились функциональные понятия: «региональный компонент», «региональный подход» в образовании, в воспитании человека, которые предполагают и знакомство с фольклором малых коренных народов.
На территории Кузбасса живут люди разных национальностей, но наиболее древней этнической группой являются шорцы – маленький народ, населяющий юг края – Горную Шорию.
Было интересно узнать о жизни этого народа: об истории, традициях, обычаях, национальных праздниках, о фольклоре. Быть сопричастной истории своего края – значит, знать истоки, которые прежде всего выражены в культуре. Замечательный ученый, исследователь шорского языка и литературы, педагог Андрей Ильич Чудояков писал: «Шорцы имеют очень богатое культурное наследие: легенды, песни, героические поэмы, сказки... Очень больно, что все это богатство постепенно теряется, так же, как исчезает и сам народ». [ 2 ]
Поэтико-прозаическая природа шорской народной сказки открывает широкие возможности для педагога-практика, она ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Краеведческая сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности ребенка.
Собирая и изучая материал, я выявила следующие проблемы:
- крайнюю органиченность круга литературы, отражающей своеобразие шорской народной сказки, ее языковой системы;
- недостаточное внимание со стороны педагогов, воспитателей к практическому использованию шорской народной сказки в работе с детьми дошкольного возраста.
Я надеюсь, что полученные знания об истории и культуре шорского народа, предложенная система воспитательно-образовательной работы по знакомству детей с шорской народной сказкой помогут воспитать уважение к людям других национальностей, расширят представления и знания детей об истории родного края, его коренного народа – шорцев.
Изучая тексты шорских народных сказок, литературоведческий материал, следует упомянуть о том, какие функции выполняет шорская народная сказка. С социально-педагогической точки зрения важны: социализирующая, креативная, голографическая, валеолого-терапевтическая, культурно-этническая, вербально-образная функции сказок. Наличие этих функций выявляется в практике обыденно-бытового, педагогического, художественного и других видов использования сказки.
Исходя из темы исследования, обратим внимание
на 2 ведущих функции.
Во-первых, народная сказка выполняет
социализирующую функцию, то есть является
средством приобщения новых поколений к
общечеловеческому и этническому опыту коренного
народа Сибири. Средствами шорской сказки можно
расширить границы индивидуально-жизненного
опыта ребенка, подключая его к аккумулированному
опыту шорского народа в этническом мире его
сказок.
Учитывая этнонациональное своеобразие шорской сказки, опираясь на исследования доктора философских наук Л.В. Филипповой, следует выделить особо культурно-этническую функцию. Сказка, как феномен культуры этноса, исторически отражает в себе хозяйственно-бытовой уклад народа, его язык, особенности его менталитета, его традиции и обычаи, предметно-вещественную атрибутику. Поэтому через сказку любой слушатель, особенно дети, могут усваивать все богатство этнической культуры, приобщаясь к историческому опыту своего народа». [ 3 ]
Известный ученый – исследователь мирового
фольклора Ф.Ф. Зелинский писал: «У нас в России
общество всегда было особенно чутко к
нравственным вопросам и запросам; у нас его
сознание менее стеснено традиционными рамками,
более рвется на простор. От условного и
преходящего к действительному, природному,
вечному...» [ 4 ] Подтверждение этой мысли я нашла в
публицистических статьях местных изданий
(газетах «Кузнецкий рабочий», «Кузбасс», в
литературных альманахах «Огни Кузбасса», в
предисловии к сборнику «Сказки Шапкая»).
Действительно, шорская народная сказка
представляет широкий богатейший материал для
нравственного, эстетического воспитания
дошкольников. В них присутствует функция
профилактики: воспитание здорового образа жизни,
избавление человека от агрессивных
поведенческих проявлений, способность
«успокоить душу» положительно воздействовать на
эмоциональную сферу ребенка. В большей степени в
литературе рассматривается способность шорской
народной сказки влиять на систему нравственных
оценок, отношений к коренным народам Сибири, их
традициям, культуре; понимание места и роли в
общекультурном процессе своего края. Такое
понимание, по мнению А. Чудоякова, будет
воспитывать интерес к литературному
краеведению, к народно-этнической культуре
шорцев, наконец, воспитанию любви к родному краю,
«принятию всего нравственного опыта шорского
народа». [ 5 ]
Красочный язык, богатый множеством сравнений, эпитетов, народных слов и выражений, живая, неповторимая красота родной природы; благородные, честные, мужественные люди и их поступки – все это будет воспитывать в ребенке эстетические чувства, чувства красоты и гармонии человека и природы. Сказка побуждает ребенка совершать честные, справедливые поступки, прививает любовь к родной земле, помогает понять истинную дружбу, воспитывает трудолюбие.
Воспитатель детского сада № 4 г. Таштагола Балашова Ольга Петровна отмечала: «В процессе знакомства детей дошкольного возраста с культурой шорского народа, я обратила внимание на то, что дети стали осознанно относиться к историческому материалу, с большим интересом слушали песни, сказки шорского народа. Проведенная работа способствовала воспитанию любви к родному краю, формированию уважительного отношения к людям, живущим на ней – коренному народу, шорцам». [ 6 ]
В литературе практически не раскрыты психолого-педагогические условия и формы работы по знакомству ребенка дошкольного возраста с шорской народной сказкой, но в ряде монографий я нашла общие подходы, предусматривающие пути, условия, формы работы воспитателя по знакомству ребенка дошкольного возраста с народной сказкой.
Можно определить следующие психолого-педагогические условия, усиливающие воздействующие функции шорской народной сказки:
- Необходимо установить психологический контакт со слушателями, внутренними механизмами которого являются эмоциональное и интеллектуальное сопереживание, сомышление, содействие. В основе эмоционального сопереживания лежит психологическое явление «заражение» (через передачу психологических настроев, внутренней экспрессии сказки через накопление чувств и страстей ее героев и самого воспитателя – рассказчика). Мыслительное содействие сомышления определяется включенностью обеих сторон в одну и ту же активную деятельность по рассматриванию той или иной проблемы, в том числе нравственной, понимание и раскрытие своеобразного мышления особой этнической группы, решение определенных интеллектуальных задач.
- Внутренним условием, способствующим эффективному воздействию шорской народной сказки на ум и чувства детей, является проявление искреннего, подлинного уважения педагога к истории и культуре шорского народа, уважение участников творческого процесса друг к другу, эмпатийность и толерантность.
- Знание воспитателем истории, традиций, обычаев шорского народа; начитанность (т.е. хорошее знание и понимание текстов шорских народных сказок) и умение выполнять идейно-художественный и действенный анализы литературного произведения.
- В процессе знакомства ребенка с шорской народной сказкой воспитатель должен удовлетворить естественные психологические потребности ребенка, т.е. потребность в автономности, в компетентности, в активности.
- Работа по знакомству с шорской народной сказкой должна быть целенаправленной и системной.
- Разнообразие форм работы воспитателя по знакомству ребенка с шорской народной сказкой должны рассматриваться как реализация «индивидуального видения», «творческого замысла», инициативы воспитателя.
- Осуществляя работу по знакомству детей с шорской народной сказкой, следует вести последовательную просветительскую работу в этом направлении с родителями и сотрудниками ДОУ.
Систему форм работы воспитателя по знакомству детей дошкольного возраста с шорской народной сказкой можно представить следующим образом:
- «традиционные – нетрадиционные формы»;
- «мероприятия крупной – малой формы»;
- «формы работы, используемые на занятиях – в свободной деятельности».
Возможные формы работы:
- Чтение или рассказывание сказки.
- Слушание грамзаписей, аудиокассет, «живого носителя» сказочного творчества.
- Беседы об истории и культуре шорского народа («Кто такие шорцы», «Откуда сказка к нам пришла»).
- Встреча с шаманом (в форме: развлечения, живого диалога, просмотра видеофильма, рассматривания иллюстраций).
- Экскурсия в краеведческий музей или библиотеку, расширяющая представления детей о шорцах, шорском фольклоре, знакомящая со сборниками шорских сказок).
- Рисование, лепка (по впечатлениям о прочитанной сказке).
- Разучивание малых фольклорных жанров шорского песенно-поэтического творчества.
- Знакомство с шорскими народными играми, песенным творчеством.
- Проведение шорских народных праздников («Праздник березы», «Праздник весенних цветов»).
Таким образом, изучив историю, идейно-художественное и тематическое своеобразие шорской народной сказки, мы можем широко использовать ее в работе с детьми дошкольного возраста, что будет способствовать не только познавательному развитию воспитанников, но и решению задач нравственного воспитания.
Нами был составлен перспективный план работы по знакомству детей с историей, культурой шорского народа (с шорской народной сказкой), включающий разнообразные формы (чтение и рассказывание сказки, этические и познавательные беседы, рассматривание альбома, иллюстраций, творческое рисование и лепку, развлечения малой формы, заучивание фольклорного материала, творческие рассказы, проведение фольклорного праздника).
Перспективный план работы по знакомству детей с историей и культурой шорского народа
Октябрь
- Этические беседы «Что ты знаешь о родном крае?», «Шорцы – кто они?»
- Рассматривание иллюстраций, рассказывающих о жизни и культуре народа.
- Чтение шорских загадок.
Ноябрь
- Творческий рассказ воспитателя «Удивительная страна – Горная Шория». (Приложение).
- Рассматривание иллюстраций «Шорская скульптура».
- Чтение шорских пословиц.
Декабрь
- Творческий рассказ «Люди тайги» (о жизни шорцев-охотников). (Приложение).
- Чтение шорской сказки «Совушка-завидушка» С. Тотыша.
- Знакомство с животными тайги (рассматривание иллюстраций).
- Лепка животных тайги.
Февраль
- Развлечение «Шаманские сказки».
- Чтение шорских народных сказок «Муравей», «Пчелка», «Как птицы огонь добывали».
Март
- Чтение шорской народной сказки «Волшебная шапка».
- Заучивание шорских загадок.
- Изготовление сувениров для мам с элементами шорского орнамента
Апрель
- Рисование по впечатлению (по мотивам шорских народных сказок).
- Чтение шорских народных сказок «Охотник Панюгеш», «Чок-Анчы».
Май
- Повторение загадок, пословиц, поговорок шорского народа.
- Чтение шорских народных сказок «Подур Пакен», «Ай-Толай».
- Проведение шорского народного праздника «Березы».
- Беседа «Что вы узнали о шорском народе?»
Ссылки:
- Добыжев В.П. Публицистические статьи. М.: Рус. 1989. С. 35.
- Чудояков А.И. Шорский фольклор. // Кузбасс, 1986, № 26
- Под ред. Безруких М.М. М.: Гум.-изд. центр Владос, 2001.
- Зелинский Ф.Ф. Сказочная древность. // Вокруг света. 1979. – № 7. – С.5.
- Чудояков А.И. Литературный альманах «Огни Кузбасса» № 3. – 1983. С.5.
- Из материалов краеведческого музея г. Кемерово.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Алексеев В.П. Антропологические данные и проблемы происхождения шорцев. // Ученые записки ХакНИИЯЛИ. – Абакан, 1965, вып.21.
- Арбачаков И.В. Новь старой Сибири. // Путь к победе. –1982, 16 октября.
- Благовещенская О.И. Устное творчество шорского народа. // Науковы записки Запорожского государственного пед. и учит. института. Т.1. – Киев, 1952.
- Васильев В.И. Шорцы. // Народы Мира: Историко-этнографический справочник. – М., 1988.
- Вербицкий В. Записки миссионера Кузнецкого отд. Алтайской духовной миссии, священника В. Вербицкого за 1861 г. // Странник, 1862.
- Волосяная струна: Произведения устной поэзии горных шорцев. – М.: Современник, 1975.