Ведение понятия "задача". Составные части задачи. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель урока: на основании понимания научить детей находить в тексте задачи условие и вопрос, подвести детей к автоматическому навыку выделения основных частей задачи.

Задачи:

  • Обучающая: способствовать формированию навыков решения задач, закрепить навыки по этой теме и знания, полученные на предыдущих уроках по сложению и вычитанию в пределах 10, а также знания состава чисел.
  • Развивающая: развивать умение работать самостоятельно и в группе, развивать логическое мышление, внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения.
  • Воспитывающая: воспитывать положительное отношение к учебному процессу, взаимопонимание, взаимопомощь, культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу.

Основные формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

При построении урока использовались принципы:научности, проблемности, наглядности, активности, доступности, системности и последовательности.

Для достижения поставленных целей урока были выбраны методы:

  • словесные
  • практические
  • наглядные (с применением ИКТ)
  • контроля и самоконтроля

На уроке проводилась работа:

  • по закреплению навыков устного счета
  • по введению основных частей задачи (условие, вопрос)
  • по овладению умениями и навыками при закреплении темы
  • самостоятельная работа

Оборудование:

  • компьютер, экран, проектор, слайды;
  • индивидуально: цифровые «веера», карточки с названиями составных частей задачи;
  • бумажные вопросительные знаки;
  • изображение «улыбающегося» солнышка ( индивидуально для каждого ребенка);
  • доски для письма «фантазия»;
  • перфокарты разных цветов (для дифференцированной работы по группам).

План урока:

  • Организационный момент – 1 мин
  • Минута настроения (психологический настрой) – 1 мин
  • Постановка цели – 2 мин
  • Минута красивого письма – 5 мин
  • Актуализация знаний (устный счет, повторение, «открытие» нового знания, закрепление, обработка полученных знаний) – 20 мин
  • Физминутки 2 шт. – 4 мин.
  • Самостоятельная работа – 5 мин.
  • Итог урока – 5 мин.
  • Оценка знаний – 2 мин.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Проверяется готовность детей к уроку, порядок на рабочих местах.

– Здравствуйте, ребята! Готовы работать? А давайте проверим, готовы ли ваши пальчики.

Пальчиковая разминка: дети по очереди разминают пальчики, начиная с большого пальца левой, а затем и правой рук.

Этот  пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его,
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик – безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал!

– Молодцы!

2. Минута настроения

– Добрый день, ребята! Мне приятно вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение!

На части не делится солнце лучистое
И вечную Землю  нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить!

– Итак, готовы вы отправиться в волшебный мир математики? Но давайте сегодня постараемся и сделаем так, чтобы тучки не закрыли наше веселое солнышко. Хорошо?!

3. Постановка цели

– Ребята, сегодня мы с вами проведем необычный урок математики, а поможет нам в этом компьютер.
– Тему урока вы сможете назвать сами, если разгадаете ребус. (На экране слайд с ребусом)
–  Задача!
–  Молодцы, вы правильно разгадали ребус.  Сегодня мы с вами будем решать задачи. Но начнем мы, конечно, с повторения и устного счета.

4. Повторение. Устный счет

1. Задачи в стихах (на экране появляются слайды, изображающие условие задачи, дети пишут ответы на досках «фантазиях»)

Пять щенков в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он глядит в окно, считает:
Сколько их теперь играет? (4)

Вот восемь зайчишек по полю идут,
За ними вдогонку двое бегут
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопятся зайцев домой? (10)

Три цыпленка стоят
На скорлупки глядят
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней.
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят у наседки моей? (5)

Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку

– Сколько неживых предметов дама сдавала в багаж? (6)

Дядя ежик в сад зашел,
Десять спелых груш нашел.
Семь из них он дал ежатам,
Остальные же зайчатам.

– Сколько груш дядя ежик дал зайчатам? (3)

– А сейчас проверьте ответы (на экране появляются ответы 4, 10, 5, 6,3)
– Ниже напишите эти числа в порядке возрастания.
– Проверьте свои ответы на экране (3, 4, 5, 6, 10)

2. Работа с отрезком натурального ряда чисел

Дети пользуются «веерами».

(Появляется улыбающееся солнышко с глазками, ротиком, носиком, но без лучей)

– Что отсутствует у нашего солнышка, а в математике учит считать? (Солнышко с лучами)

(Луч учит!) На экране появляются примеры, затем – ответы на луче. Дети хором называют ответы и потом проверяют.

0 + 1                         1
1 + 1                         2
2 + 1                         3
3 + 1                         4
4 + 1                         5
5 + 1                         6
6 + 1                         7
7 + 1                         8
8 + 1                         9
9 + 1                        10

(Луч проверяет!)

Появляется пример. После того, как дети покажут на «веерах» ответ – появляется ответ на луче.

10 – 1                       9
6 + 1                         7
3 – 1                         2
0 + 1                         1
4 – 1                         3
7 – 1                         6
9 + 1                         10
5 – 1                         4
6 – 1                         5
7 + 1                         8

– Показать на цифровом веере, какое число следует за число 6,8?
– Как мы получили последующее число? (прибавили 1)
– Покажите, какое число является предыдущим для чисел 8, 6?
– Как получили предыдущее число (отняли 1)

– А теперь повторим состав некоторых чисел.

Дети показывают на веерах.

  • 5 – это 3 … (и 2)
  • 7 – это 4 … (и 3)
  • 10 – это 6 … (и 4)
  • 6 – это 1 … (и 5)
  • 8 – это 2 … (и 6)
  • 9 – это 8 … (и 1)

5. Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (Потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки к верху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два – вперед нагнуться,
Раз и два – назад прогнуться. (Движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (Улыбнуться друг другу)

– Мы опять с вами улыбаемся и солнышко радуется вместе с нами!

6. Подготовка к основному этапу

  – А к нам сегодня на урок пришли гости, сказочные герои, которых вы все знаете. Отгадаете, кто это?  И я покажу вам  их.
Детям загадываются загадки, после того, как они отгадывают,  на слайде появляются картинки с их изображением этих персонажей.

Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут? (Буратино)

Я – славный мишка …
Любой меня поймет:
Чтоб бодр и весел был мой дух,
Мне очень нужен мед! (Винни-Пух)

Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек в тревоге,
От беды уносит ноги…
Ну-ка быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (Зайка)

– Так вот нашим сказочным героям было дано домашнее задание – придумать задачу. Давайте посмотрим, что у них получилось. Учитель читает тексты.
 (Изображение Винни-Пуха и текст)
«Вечером было 3 горшочка с медом, а утром – ни одного. Где бы подкрепиться?»
 (Изображение Зайки)
«Кто в теремочке живет?»
(Фигурка Буратино)
«У меня 5 яблок. Я дал Пьеро 2 яблока. Сколько яблок у меня осталось?»

– Как вы думаете, кто из литературных героев решал именно задачу?

На доске прикрепляется первая карточка  со словом  ЗАДАЧА. Мнения детей могут разойтись, так как недостаточно знаний. Тогда учитель высказывает предположение:

– Наверное, вы почувствовали, что вам не хватает знаний о задаче? Давайте  сформулируем, что нужно знать о задаче, чтобы правильно ответить на вопрос и оценить наших сказочных героев.

7.«Открытие» новых знаний

На доске прикрепляется вторая карточка со словом ПОДУМАТЬ!

Что такое задача? Какие мысли приходят в голову? (Текст, числа, вопрос…) – выслушиваются ответы детей.

– Помогу вам. Задача – это математическое высказывание, состоящее из двух частей.

Первая часть  –  УСЛОВИЕ (оно содержит известные числа задачи, связанные сюжетом) 

Прикрепляется карточка со словом УСЛОВИЕ

Вторая  часть – ВОПРОС (он содержит неизвестное число задачи). Чаще всего используется слово сколько)

Вопросы учителя:

– Итак, что такое условие задачи? (То, что нам известно)
– А то что нужно найти, как будет называться? (Вопрос)

Например: У Тани 4 воздушных шарика. У Оли – 2. Сколько воздушных шариков у обеих девочек? Это – задача, так как является математическим высказыванием и состоит из двух частей – условие и вопрос.

Учитель берет две карточки с буквами У , В. Дает их ученикам и просит повторить условие и вопрос.

Условие: У Тани 4 воздушных шарика. У Оли – 2.

– Известно количество шаров у Тани – 4 и у Оли – 2. Рассказывается об одном и том же предмете – о шарах. С условием связан вопрос задачи.

Вопрос: Сколько воздушных шаров у девочек?» Есть вопросительное слово «сколько.

– А теперь давайте вернемся к нашим сказочным героям и определим, является ли их задание задачей.

8. Работа по рядам

– Первый ряд получает задание Винни-Пуха. Каждый ученик получает карточку с его заданием.
– Второй ряд получает задание Зайки
– Третий ряд получает задание Буратино

Дети некоторое время совещаются и говорят ответ. В итоге  все сходятся на мысли, что задачей является только задание Буратино.

– Давайте сейчас поможем Буратино решить эту задачу.
– Открыли тетради, пропустили вниз от предыдущего задания 3 клетки, сейчас будем изображать УСЛОВИЕ задачи.

Уже другим детям даются две карточки с буквами У, В. Они повторяют сначала условие задачи.

– Рисуем в тетрадях 5 яблок, через клетку (кто не умеет, тот рисует кружочки).
– Что еще известно? (Он отдал Пьеро 2 яблока)
– Значит 2 яблока зачеркиваем.
– Что мы сейчас зарисовали? (Условие)
– Какой вопрос в этой задаче?

Ученик с карточкой  В  повторяет вопрос задачи.

– Ставим под оставшимися яблоками зеленой ручкой знак вопроса.

Двум-трем  ученикам учитель выдает вырезанные из картона вопросительные знаки, и эти дети должны повторить еще раз вопрос.

– А теперь запишем РЕШЕНИЕ. Это тоже часть задачи. Если нас спрашивают, то мы должны решить.

Учитель выдает карточку с буквой  Р другому ученику. Он должен сказать решение.

– Записываем (2 клеточки вниз)

5 – 2 = 3

– А теперь нам нужно сказать ОТВЕТ
– Кто это может сделать?

Ответ называется устно: 3 яблока.

– Молодцы. Мы помогли сказочным героям определить задачу. А теперь я хочу, чтобы вы догадались, где ЗАДАЧА, а где нет и почему.

9. Закрепление (изображение на экране)

1.«Мама принесла 5 конфет. 2 конфеты она отдала детям»

2.«На тарелке лежало 6 пирожков. 2 пирожка съели. Сколько пирожков осталось?»

Выслушиваются ответы детей. Наконец, приходим к выводу, что ЗАДАЧА под цифрой 2. Устно повторяются еще раз все составные части задачи, называется решение и ответ.

Самостоятельная работа (примеры на экране)

Работа по вариантам, более слабым учащимся выдаются перфокарточки. Взаимопроверка по вариантам.

10. Итог урока

– Расскажите, что нового и интересного вы сегодня узнали на уроке?
– Что больше всего понравилось на уроке?
– Теперь мы знаем, что такое задача и из каких частей она состоит? (Ответы детей)

(Сквозь листву огромного дерева ярко светит солнце)

– А так как все сегодня хорошо работали, то я подарю всем вам солнышко. (Учитель дарит нарисованное солнышко детям и благодарит их за работу)

11. Домашнее задание

– На следующий урок принесите текст своей задачи, оформленный на отдельном листе. Выделите синим карандашом – условие, красным – вопрос.

– Спасибо!