"Углеводороды" Общественный смотр знаний учащихся

Разделы: Химия


Цель урока: проверка знаний учащихся по теме: «Углеводороды».

Тип урока: урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Девиз урока: «Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев…» (Д.И.Менделеев)

Форма проведения: общественный смотр знаний учащихся.

Продолжительность: 2 часа.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • проверить степень усвоения основных понятий темы: углеводороды, классы углеводородов;
    • проконтролировать умения составлять уравнения химических реакций, определять их тип;
    • формировать умения решать задачи на вывод химических формул.
  • Развивающие: формировать и развивать образовательные компетенций:
    • учебно-познавательных:
      • развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности;
      • развитие умения ставить познавательную задачу, самостоятельно добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;
    • коммуникативных:
      • навыков работы в паре, взаимодействия с другими людьми, умения отвечать на поставленный вопрос;
      • умения строить ответ по плану; умение вести записи в тетради;
      • умения организовывать и анализировать собственную деятельность;
    • информационных:
      • проводить материальное и знаковое моделирование,
      • выделять существенные признаки химических реакций,
      • извлекать необходимую информацию из различных источников;
      • оформлять и представлять результаты своей работы.
  • Воспитательные:
    • воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать чувство ответственности и интерес к знаниям.

Планируемые результаты обучения. Данный урок является заключительным по теме, предполагается, что учащиеся должны продемонстрировать знания:

  • определений понятий – алканы, алкены, алкадиены, циклоалканы, арены, ароматическая связь, кратная связь, двойная связь, тройная связь, гибридизация, гомология;
  • типов химических реакций в органической химии;
  • химических свойств углеводородов;

специальные умения:

  • классифицировать углеводороды по составу;
  • называть органические вещества;
  • составлять уравнения, характерные для изученных классов углеводородов;
  • определять тип химической реакции;
  • собирать модели молекул углеводородов;
  • характеризовать особенности строения углеводородов;
  • решать задачи на вывод химических формул;

общие учебные умения:

  • планировать и регулировать свою учебную деятельность;
  • проводить самооценку;
  • коммуникативные умения (работа в группах, устная речь, ведение записей в тетради);
  • применять знания в нестандартных ситуациях (компьютерный вариант тестирования, кроссворд).

Уровень сложности. Темп урока высокий, учащимся предстоит выполнить много заданий различного характера, самим регулировать свою деятельность. Урок разработан для детей возрастной нормы, с достаточным уровнем мотивации и общих учебных и организационных умений и навыков, требует предварительной подготовки учителя и учащихся. Урок можно корректировать в зависимости от уровня учебных возможностей, мотивации учащихся и материальной базы. Например, кроссворды выдать учащимся в качестве домашнего задания, исключить некоторые этапы урока.

Подготовка к уроку

Уроку предшествует большая подготовка. На урок приглашаются учителя, родители и старшеклассники в качестве помощников. Необходимо заранее поставить в известность родителей о предстоящем зачете. К уроку необходимо подготовить:

1. Лист учета знаний учащихся по теме <Рисунок 2>. Учащимся выдается лист учета, на котором написаны все требования по подготовке к уроку. На протяжении изучения темы учитель целенаправленно готовит учащихся к зачету.

2. Маршрутный лист учащиеся получают перед уроком <Рисунок 1> и вносят в него оценки, которые они получают во время зачета.

3. Подготовка кабинета химии. Мебель в кабинете расставляется так, чтобы учащиеся во время урока могли двигаться свободно <Рисунок 3>.

4. Организация работы жюри. Членами жюри могут быть учителя, старшеклассники (6-8 человек). Учеников, которые будут проверять ответы учащихся, нужно предварительно подготовить, объяснить критерии оценивания и распределить задания.

5. Оборудование и реактивы. Реактивы и оборудование для демонстрационного опыта «Горящий снег»: карбид кальция, снег, тигельные щипцы, спички, фенолфталеин.

6. Оформление доски. Доска разделена на части:

Алканы Алкены Алкины Алкадиены Арены

8. Награждения. Подготовить грамоты или благодарности ученикам, которые сдадут зачет успешно, все этапы пройдут на «5», примерно с таким содержанием: «Награждается ученик (ца) 10в класса – победитель общественного смотра знания по химии».

9. Кроссворды <Приложение 6> – вариативная часть урока, они нужны для того, чтобы занять учеников, которые быстро справились с заданиями или ожидают очереди ответа у доски. Для детей, которые работают в медленном темпе, можно предложить их в качестве домашнего задания. Кроссворды можно предоставить в печатном или интерактивном виде.

Задание жюри:

  • Проверка диктанта.
  • Проверка тетрадей.
  • Проверка знаний определений.
  • Проверка тестов и решения задач.

Этапы урока:

  • Целеполагание.
  • Химическая разминка (викторина).
  • Химический диктант.
  • Проверка знаний определений.
  • Устный ответ у доски.
  • Проверочная работа (решение задач).
  • Кроссворд.
  • Подведение итогов.
  • Демонстрационный опыт «Горящий снег».

Учащиеся одновременно проходят первые три этапа, затем часть из них выходит к доске и отвечает на вопрос: «Каковы химические свойства классов углеводородов?», другие учащиеся отвечают устные определения членам жюри. Школьники, у которых остается время, приступают к заполнению кроссворда. Все результаты учащиеся заносят в лист учета и маршрутный лист.

Структура урока:

I. Целеполагание осуществляется задолго до урока, это: настрой учащихся, работа с листами учета, самооценка.

Учитель. Здравствуйте! Я рада приветствовать всех участников общественного смотра знаний: гостей, членов жюри и, конечно же, учеников, которые приложили немало усилий, чтобы овладеть первоначальными знаниями о веществах. Мы проводим урок в необычной форме, и я надеюсь, что продемонстрируем высокий уровень знаний по теме «Углеводороды».

Постановка цели

Цель урока: выяснить, насколько хорошо мы усвоили понятия темы, что важно для дальнейшего изучения химии. Сегодня нам предстоит большая работа и очень важно правильно организовать свой маршрут. Постарайтесь успеть все! Перед вами маршрутный лист, на котором написаны все этапы урока. Не забывайте вносить в него оценки, которые вы получите. В итоге комиссия выявит победителя – лучшего химика – героя урока!
Прошло всего 4 месяца, как мы начали изучать органическую химию. За это время мы многому научились. Сегодня исполняется 176 лет со дня рождения великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева, и хотелось бы посвятить урок великой дате. Жизнь ученого – образец неустанного трудолюбия. “Он не любил, когда его называли гением. Какой там гений! Трудился всю жизнь, вот и стал гений”. Готовясь к уроку, немало потрудились и вы. Желаю всем успеха!

II. Активация знаний учащихся

Разминка. Фронтальная работа с классом. Задание. Назовите вещества и укажите класс, к которому они относятся. Учитель показывает карточки с формулами углеводородов <Приложение 1>, ученики называют вещества и класс, к которому они относятся.

III. Проверка знаний учащихся

1. Химический диктант

Написать формулы веществ под диктовку учителя и указать, к какому классу они относятся. Диктант оформляется на листочках и сдается жюри на проверку <Приложение 2>.

2. Викторина

Грибники нашли в лесу небольшое болото, из которого вырывались местами пузырьки какого-то газа. От спички газ вспыхнул, и слабосветящееся пламя стало блуждать по болоту. Какой это газ?

– В 1852 г. немецкий химик Ф.Вёлер пытался выделить металлический кальций из известняка, прокаливая его с древесным углем. Он получил спёкшуюся массу сероватого цвета, в которой не обнаружил никаких признаков металла. С огорчением Вёлер выбросил эту массу на свалку во дворе лаборатории. Во время дождя лаборанты заметили, что каменистая масса выделяет какой-то неизвестный газ. Что это за газ?

– В 1814 году в Лондоне появилось газовое освещение. Светильный газ хранили в железных баллонах под давлением. В летние ночи освещение было нормальным, а зимой – тусклым. Владельцы газового завода обратились за помощью к химику Фарадею. Он установил, что зимой часть светильного газа собирается на дне баллона и превращается в жидкость. Так был открыт всем известный теперь бензол. А какой газ использовали для освещения улиц англичане?

– Немецкий алхимик, врач и изобретатель-фантазер Иоганн Бехер проводил опыты с серной кислотой. В одном из опытов он перепутал сосуды и прилил к серной кислоте этиловый спирт, который находился рядом в стакане. Бехер увидел сильное вспенивание и выделение неизвестного газа, который горел коптящим пламенем. Новый газ назвали «маслородным» газом, а продукт его взаимодействия с хлором «маслом голландских химиков». О каком газе идет речь?

IV. Учитель. Мы вместе прошли два этапа урока. Теперь каждый движется самостоятельно.

5 учеников идут к доске, остальные отвечают определения членам жюри <Приложение 4>, решают задачи <Приложение 5> и заполняют кроссворд <Приложение 6>. Ваша задача – пройти все три этапа за оставшееся время урока.

1. Устный ответ у доски. Задание. Написать уравнения химических реакций, подтверждающих химические свойства классов углеводородов. (Для учащихся самый трудный этап урока, необходимо выслушать каждого).

2. Проверочная работа проводится по вариантам.

– Решение задач на вывод химических формул <Приложение 5>;
– Тест в формате ЕГЭ <Приложение 3>.

3. Подведение итогов. В конце первого урока подводятся итоги. Жюри называет оценки, ученики оформляют маршрутные листы, учитель благодарит за работу.

Учитель. Наш урок подходит к завершению. Вы славно потрудились! Кто стал героем нашего урока? Кто прошел все этапы урока на «oтлично»?

4. Награждение. Поздравляем победителя общественного смотра знаний! Героями общественного смотра знаний учащихся стали … (председатель жюри вручает грамоты).

Учитель. Дорогие мои ученики! Дмитрий Иванович был не только ученым, но и хорошим педагогом и любящим, требовательным отцом, он говорил своим детям: «Сами трудясь, вы сделаете все и для близких и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача — не беда, пробуйте еще, сохраните спокойствие, то внутреннее обладание, которое делает людей с волей, ясных и нужных другим. Иного завета, лучшего, дать не могу». Если вы не стали героем сегодня, и что-то у вас не получилось, так как хотелось, не огорчайтесь, изучение химии продолжается! Прошу сдать маршрутные листы, кроссворды. Если вы не успели выполнить кроссворд, его можно заполнить дома. А сейчас – небольшой сюрприз!

V. Демонстрация опыта «Горящий снег». Вы видели когда-нибудь горящий снег? Нет? Сейчас увидите!

VI. Рефлексия. Напишите краткий отзыв об уроке, пожелания: себе и учителю. Подарите учителю смайлик!

Учитель. Благодарю всех за труд! Заканчиваю урок словами Дмитрия Ивановича «Много испытал я в жизни, но не знаю ничего лучше детей...» Благодарю всех за сотрудничество и хорошую подготовку к уроку!

VII. Домашнее задание. Подготовьте обобщающую схему-шпаргалку «Углеводороды». Условие: на листе формата А4 вместите как можно больше формул.
После урока учитель проверяет заполнение маршрутных листов, записывает слова благодарности, замечания, пожелания. Ученики вкладывают листы с оценками в дневник. На основе анализа урока учитель планирует дальнейшую работу по коррекции знаний.

Список литературы:

  1. Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии.
  2. Программа курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.– М.: Просвещение, 2008. –56с.
  3. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. – М.: Химия, 1995 г.

Другие ресурсы:

  1. СD-диск: Уроки химии Кирилла и Мефодия. 10-11 класс. – М.: ООО Кирилл и Мефодий. – 2008.
  2. СD-1С Школа. ХИМИЯ. 10 класс. Интерактивный модульный курс. – Под редакцией А.К.Ахлебина.– М.: ЗАО «1 С». – 2004.
  3. Кроссворды составлены в программе HotPotatoes.

Приложение 7