«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» в качестве одного из приоритетных направлений образовательной политики определяет создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся.» Таким образом, введение профильного обучения изначально заявлено как часть реформирования школы, направленная на способности будущего выпускника к самостоятельности на рынке образовательных услуг.
Введение профильного обучения и предпрофильной подготовки школьников является важнейшей предпосылкой для разработки и применения в педагогической практике новых средств ориентационной работы с учащимися на более ранних возрастных этапах, в связи с тем, что ситуация выбора профиля возникает уже в выпускном классе основной школы.
Важная роль в профильной ориентации школьников принадлежит элективным ориентационным курсам. Их реализация в предпрофильных классах преследует своей целью подготовку учащегося к ситуациям выбора направления дальнейшего образования.
Создание данной программы элективного курса по музыке для 9 класса обусловлено целым рядом причин.
Во-первых, именно в 9 классе в школьных программах появляется пробел в изучении предметов эстетического цикла (музыка, ИЗО). Восполнение этого пробела может осуществляться как за счет факультативных занятий, так и за счет элективных курсов (учитывая современные требования к реформированию образования).
Во-вторых, выбор гуманитарного профиля обучения предполагает, прежде всего, углубленные программы по русскому языку, литературе, истории, иностранному языку. Но ведь гуманитарный профиль дает возможность заниматься и предметами искусства. Поэтому, программа элективного курса по музыке дает учащимся возможность сделать выбор не только между профилем обучения, но и внутри его (в данном случае – заняться словесностью или музыкой).
Новизна данной программы заключается в том, что она включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся ни в одной базовой программе. Именно эта причина побудила автора выбрать для элективного курса тему «Золотые» голоса «серебряного» века» (Русская эстрада начала 20 века).
Анализ имеющихся базовых программ, как по музыке, так и по МХК, показал, что период начала 20 века изучается только в аспекте классической музыки (Скрябин, Стравинский, Рахманинов), русская же эстрада начинает изучаться только с 20-30 годов, связанных с массовым искусством. Но ведь первые десятилетия 20 века дали музыкальному искусству великих исполнителей. Поэтому, вполне логично восстановить этот пробел, тем более, что у учащихся наблюдается стабильный интерес к истории русского эстрадного искусства.
Данный элективный курс носит развивающий, углубляющий и интегрированный характер. Материал данной программы позволяет учащимся более глубоко освоить базовые предметы, развить творческие и интеллектуальные способности, мышление, интегрировать свои знания в области музыки и литературы.
Основные цели курса:
- Оказание помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определение реальных возможностей в освоении той или иной профессии (в данном случае связанной с изучением музыки).
- Подготовка учащихся к ситуациям выбора направления дальнейшего образования.
Основные задачи курса:
- Расширение мировоззренческих представлений учащихся.
- Формирование у учащихся способностей к самостоятельной работе с информацией, принятию и реализации решений.
- Создать предпосылки для формирования целостно-смысловой, нравственной основы развитие будущего профессионала в области искусства (музыки).
- Стимулировать развитие познавательных интересов и склонностей учащихся.
- Сформировать у учащихся представление о русской эстраде начала 20 века.
- Проследить взаимосвязь и взаимовлияние музыки и поэзии «серебряного» века.
Содержание данного элективного курса опирается на знание и умения, приобретенные школьниками при изучении базовых курсов основной школы. Вместе с этим содержание отличается углубленным материалом, материалом повышенной сложности по сравнению с базовыми курсами музыки, литературы.
Программа содержит новые для учащихся знания, вызывающие познавательный интерес.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Внутренняя логика программы элективного курса предполагает сочетание теоретических занятий с реализацией активных методов и форм обучения, подготовкой и представлением тематического проекта, как итога всего курса.
Для реализации содержания данной программы целесообразно использовать такие формы работы как семинарские занятия с элементами лекций, творческая практическая работа, самостоятельное изучение литературы, защита выполняемых заданий и проектов, исследовательская деятельность.
Такие формы работы позволят учащимся быстрее и легче освоить новые знания, заинтересовать школьников, более активно проявить себя в работе.