Платоновы тела и тайны мироздания

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (3 МБ)


Организационная информация.

Тема урока: Платоновы тела и тайны мироздания.

Предмет: геометрия.

Класс: 10.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Цель урока: Обобщить сведения об основных видах правильных многогранников, расширить представления учащихся о мире и математике как о взаимосвязанных объектах.

Задачи урока:

Образовательные: систематизировать знания учащихся об основных видах правильных многогранников.

Развивающие: создать условия для:

  • расширения кругозора, познавательной активности учащихся;
  • закрепления навыков работы с Интернет и информационными технологиями;
  • развития коммуникативных умений, навыков индивидуальной и групповой работы;
  • развития умения работать в программе Microsoft PowerPoint;
  • развития творческого потенциала учащихся;
  • развития умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей на основе критериев, разработанных вместе с учителем;
  • развития умения делать выводы;
  • формирования диагностического мышления.

Воспитательные: создать условия для:

  • формирования интереса учащихся к математике через углубление их представлений о практическом значении многогранников и применении их в окружающем мире;
  • развития волевых и деловых качеств личности, личностного самосовершенствования (самопознания, самовыражения, самоутверждения).

Необходимое оборудование и материалы:

  • компьютер;
  • экран;
  • проектор;
  • слайды;
  • анкеты;
  • индивидуальные карты проектантов.
  • технологическая карта урока по теме “Многогранники”.

Вид урока: семинар – конференция

Время проведения: 1 академический час (45 минут).

Межпредметные связи: “Искусство, архитектура, история, биология, география, химия, литература”.

Основополагающий вопрос: действительно ли мир существует по правилам многогранников?

Этап урока Что делают Результат
Название цель учитель ученики
Организационный Целеполагание на уроке Говорит о том, что сегодня необычный урок – урок-конференция. Она посвящена одному из разделов геометрии – многогранникам. Сообщает тему урока.

Используя технологическую карту (Приложение 1), просит учащихся поставить цели урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принимают к сведению

 

 

 

Ставят цели урока:

– оценивать, т.е. приводить примеры из истории и ситуации из жизни по теме “правильные многогранники”, “симметрия в пространстве”;
– оценивать свою деятельность на основе разработанных критериев;
– осуществлять взаимопроверку деятельности одноклассников на основе разработанных критериев.

Для этого рассмотреть вопросы:

1) платоновы тела;
2) история развития теории многогранников;
3) использование природой форм многогранников как наиболее оптимальных;
4) многогранники в искусстве, строительстве и архитектуре;
5) симметрия в пространстве;
6) подведение итогов работы над проектами.

 

 

 

 

Поставлены цели урока.

Мотивационная беседа Настроить учащихся на работу. Учащимся раздается анкета (Приложение 4), учитель поясняет, что в конце урока учащиеся должны будут её заполнить, ответив на вопросы; предлагает приготовить индивидуальную карту проектанта

(Приложение 2).

Принимают к сведению.

 

 

 

Готовят.

 

 

Учащиеся настраиваются на серьёзную работу

Обсуждение вопросов семинара – конференции Чтение докладов и представление презентаций;

Защита творческого проекта: “Я б в дизайнеры пошел…”

Делает вступительное слово, в результате которого озвучивает основополагающий вопрос урока: “Действительно ли мир существует по правилам многогранников?” I. Делают доклады по темам

(итоговое выступление по работе над проектами):

1) великолепная пятерка;
2) история правильных многогранников;
3) космический кубок Кеплера;
4) икосаэдро-додекаэдрическая структура Земли;
5) разновидности правильных многогранников;
6) правильные многогранники, живопись, архитектура и скульптура;
7) правильные многогранники и природа;
8) симметрия в пространстве.

II. Защищают творческий проект “Я б в дизайнеры пошел…”

(Презентация 1)

(Приложение 3)

(Презентация 2)

1. Систематизированы знания учащихся об основных видах правильных многогранников.
2. Формируется интерес учащихся к математике через расширение и углубление их представлений о практическом значении и применении многогранников в окружающем нас мире.
3. Развиваются волевые и деловые качества личности, личностного самосовершенствования (самопознания, самовыражения, самоутверждения) через работу над проектом в группах и выступлением с докладом перед учащимися.
4.Совершенствуются умения работать в программе Microsoft PowerPoint;
5. Совершенствуются коммуникативные умения, навыки индивидуальной и групповой работы.
6.Развивается творческий потенциал учащихся через конструирование игрушек.
Осмысление знаний учащихся Ответ на основополагающий вопрос урока Дополняет сообщения учеников.

Делает обобщение по уроку:

Сегодня перед вами открылись:

– удивительный мир геометрических тел, обладающих неповторимыми свойствами;
– интересные историко-философские концепции,
– оригинальные научные гипотезы,
– ваши творческие способности.

Расширились ваши представления о мире и математике как о взаимосвязанных объектах. А сейчас каждая из групп попытается дать ответ на главный, основополагающий вопрос: Действительно ли мир существует по законам и правилам многогранников?

Задают вопросы и отвечают на вопросы других учащихся.

Примерные ответы на основополагающий вопрос:

1. Красота и гармония тесно связаны с симметрией, это подметили еще древние архитекторы и художники. Пропорция и симметрия объекта всегда необходимы нашему зрительному восприятию для того, чтобы мы могли считать этот объект красивым.

Многогранники – фигуры, обладающие всеми тремя видами симметрии: центральной, осевой и зеркальной, и поэтому особенно интересны для изучения и восхищения.
Но приписывать миру закон существования по правилам многогранников (Как это делал Платон) будет неверно. Пример – с Кеплером.

2. Что красиво и полезно, то и выгодно, (пример с формой вирусов). Но, конечно, природа разнообразна. Поэтому говорить о том, что мир живет только по законам многогранников – это неверно.
Мы увидели, что нельзя все описать по законам многогранников (пример – теория И.Кеплера об устройстве солнечной системы).

3. Для симметрии важны равенство, однообразие, и пропорциональность: однообразно (в смысле подчинения какой-либо математической закономерности) располагая равные части, можно построить симметричную фигуру. Если же нарушить закон однообразия, то мы получим уже менее симметричную, в пределе – ассиметричную, фигуру (пример с домом Собакевича).

Развивается умение делать обобщения и выводы.

Оценка процесса и результатов работы Обсуждение на уроке продуктов проектной деятельности. Дает оценку выступлениям. Подводя итоги, отмечает положительное, анализирует содержание, форму выступлений учащихся, указывает на недостатки и пути их преодоления.
Просит заполнить индивидуальные карты проектантов, анкеты.
Обсуждают работу в группах, заполняют индивидуальные карты проектантов, выставляют итоговые оценки (работа в группах). Заполняют анкеты (индивидуально). – Дана оценка результатов проектной деятельности;
– развивается диагностическое мышление.
Домашнее задание. Дать домашнее задание. Задает домашнее задание: составить 2 задачи на многогранники. Повторить п.27 – 37, используя технологическую карту. Подготовиться к зачету. По материалам конференции опубликовать буклет

(Приложение 5).

Записывают домашнее задание. – Ориентация учащихся на самостоятельную деятельность;
– развиваются умения работать в программе Microsoft Office Publisher;
– развиваются умения делать обобщения и выводы.
Рефлексия. Проанализировать выполнение целей урока и проекта, участие в проекте каждого ученика. Ведет беседу о том, какие в начале урока были поставлены цели и как они выполнялись. Удовлетворены ли учащиеся уроком и в целом работой над проектом. Дают оценку своей работы на уроке, достижению целей проекта, используя индивидуальные карты проектантов, анкеты, технологическую карту. Подведен итог урока.

В помощь учителю.

Использованные источники и литература.

Слайды и доклады разработаны с использованием Интернет – ресурсов, т.е. следующих сайтов:
  1. www.absolutgraphic.ru
  2. www.geometry2006.narod.ru.
  3. www.vasily-sergeevLivejournal.ru
  4. www.bisser.info.
  5. www.luarsoll.narod.ru
  6. www.slovari.yandex.ru
  7. www.krugosvet.ru
  8. www.mfor-star.narod.ru
  9. www.zivert.ru
  10. www.lobzik.nri.ee
  11. www.pirog13.narod.ru
  12. www.foto.india.ru
  13. www.nplit.ruwww.ivd.ru
  14. www.projectclassica.ru
  15. www.polyhedron2008.narod.ru
  16. www.m-polytrade.ru
  17. www.proekty.ru
  18. www.naidetsya-vse.at.ua
  19. www.lookatme.ru
  20. www.График.ru
  21. www.ОнлайнЭнциклопедияКругосвет.ru
  22. www.Открытыйурок.ru