Эпиграф: “Язык есть исповедь народа, его душа и быт родной!”
П. А. Вяземский.
Цель урока: учить младших школьников сознательно действовать при письме, используя культурологический отбор материала.
Задачи:
- Закреплять особый способ письма– с “окошками”
- Формировать у школьников умение учиться, отрабатывая главный способ действия письма по памятке, планируя свою деятельность, формулируя цели урока, обозначив своё незнание.
- Закреплять написание букв безударных гласных и парных по глухости – звонкости согласных
- Развивать речь учащихся, их словарный запас; познакомиться с понятием фразеологизмы, омографы; закрепить понятия синонимы, однокоренные слова.
- Познакомить с традициями и обычаями русского народа
- Воспитывать чувство ценностного отношения к православной культуре
Оборудование: учебники М. С. Соловейчик “К танам нашего языка”, Л. Л. Шевченко “Православная культура”, музыкальное пособие “Звуковая палитра. Благовест”, мультимедийная установка, презентация по теме урока, аппликации “Пасхальная корзина”
1. Организационный момент и вызов мотивации.
- Всем, всем – добрый день
Прочь с дороги наша лень
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться.
Психофизическая тренировка. Игра “Подари тепло друг другу” (дети встают в круг, берутся за руки, закрывают глаза и мысленно желают друг другу доброго и хорошего).
2. Анализ анкет уч-ся.
Трудно изучать русский язык 14 уч. – 67%
Нет трудностей 7 учеников – 33.
А на моё предложение: исключить этот предмет из школьной программы и разрешить писать не по правилам: 17 уч. – нет, 5 уч. – сомневаются.
Но я горжусь вами, потому что почти все ученики нашего класса, не смотря на трудности в изучении этого предмета, ответили, что нужно учить правила и учиться писать без ошибок, а не как хочется, хотя, это было бы проще. А это значит, что мы с вами вместе преодолеем все трудности
3. Эпиграф: “Язык есть исповедь народа, его душа и быт родной” (Слайд
2).
П. А. Вяземский
– Мысленно подумайте над этими словами. Что бы они для вас значили? А в конце урока мы к ним обязательно вернемся, и вы скажете своё мнение.
Правила работы на уроке.
- Умей слушать и слышать.
- Умей не просто думать, а задуматься.
- Умей смотреть и видеть.
На уроках русского языка мы: (Слайд 3).
Размышляем о ……….(словах)
Наблюдаем за……..(изменениями слова)
Решаем…………. (орфографические задачи)
Доказываем……………(свою точку зрения)
Открываем ………..(тайны и секреты русского языка)
II. Постановка целей урока. (Слайд 4).
Анализ диаграммы “Наши успехи”
– Что вы можете сказать о том, как мы научились решать главные
орфографические задачи в корне слова?
– Какую цель мы поставим перед собой сегодня?
– Что для этого нужно? (Быть внимательны, Уметь находить “опасные места в
слове, знать правила, опираться на памятку.)
III. Принятие учебной задачи уч-ся. (Слайд 5).
А в гостях у нас, герой многих русских народных сказок, – Иванушка. Он узнал, что урок у нас необычный, как вы думаете, почему он необычный? Правильно, на партах не только учебник русского языка, но и Православная культура. Я предлагаю вам поговорить на тему “Традиции русского народа”.
Как вы понимаете “традиции”?
Толковый словарь.
1-й уч. Всё, что перешло от одного поколения к другому.
2-й уч. Синоним: обычаи – так заведено, так принято, так повелось.
– Кому интересна эта тема?
Прочитайте, что говорит Иван.
Рибята!
Я к вам очень спишыл, баялся апаздат Я хачю рассказать много интиреснава а вас прашу памочь мне научица писат бес ашыбок. Я ведь никогда не хадил в школу.
– Сколько главных ошибок вы нашли у Ивана?
Запишите у себя на полях их количество, но исправим мы их в конце урока, вместе
с Иванушкой. Вы согласны ему помочь?
– Кто считает, что нашёл все ошибки?
– Проверим это в конце урока.
Волшебный сундук хранит тайны и секреты русского языка. В нём 3 отделения Откроем отделение “Это мы уже знаем” и расскажем Ванюше. (Приложение 1, Слайд 6–7. )
– Как писать без ошибок ?– спрашивает Иван. (Слайд 8).
– А какой способ письма вы бы Ване посоветовали? (Письмо с “окошками”.)
Почему?
На родном языке, на языке своей страны писать с ошибками стыдно! “Окошко” на месте орфограммы – лучше ошибки.
IV. Повторение и обобщение изученного.
1. Ученик читает стихотворение:
“Проводы зимы”
Праздник Проводы зимы
Отмечаем дружно мы.
С приближением весны
На Руси пекут блины.
– О каком празднике идёт речь? (Проводы зимы, Масленица.)
– Что вы знаете об этом празднике?
– Как народ праздновал масленицу? (Весело, дружно.)
2. Работа по учебнику. (Л. Л. Шевченко “ Православная культура” с. 46.)
– Сколько предложений?
– Какие слова будут проверочными для орфограмм корня?
– Найдите слова с главными орфограммами письма в корне. Докажите правильность
выбора буквы. (Правило)
– С какой целью использовали заглавную букву?
3. Письмо по памяти или списывание с “окошками” (по выбору уч-ся).
4. Работа над смысловым отрывком “забота о ближних”.
– О какой особенности русского народа мы прочитали? (О милосердии,
сострадании, Отзывчивости, человеколюбии.)
Выпишите родственные слова. Что вы о них знаете?
– Прячут за пазухой – потайное место (под мышкой).
Фразеологизмы (для выразительности речи).
У Христа за пазухой.
У отца, матери за пазушкой Под защитой, под покровительством.
5. “Пращёный день” (спрашивать). (Слайд 9–10).
– Верно ли Ваня написал название последнего дня Масленицы? В чём его ошибка?
Просить, просит, просьба, прощение.
Вспомните секрет корней! Выпишите сначала слова “подсказки”, а после
проверяемые. Выделите корень, поставьте ударение.
6. Смысловой отрывок “Великий ПОСТ”. (Слайд 11.)
ВЕЛИКИЙ – (большой, огромный, громадный, безмерный, славный).
Великий человек.
Великая душа (богатый внутренний мир).
Великий ПОСТ (поститься).
Церковью установлено для покаяния особое время – пост.
“Истинный пост – есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева,
прекращение клеветы и лжи.”
(Иоанн Златоуст.)
Упр. для коррекции пропуска и замены букв. Слуховой диктант с пропуском гласных, согласных. (По группам.)
Во время поста люди следят за своими мыслями и чувствами.
В. вр.м. п.ст. л.д. сл.д.т з. св..м. м.сл.м. . ч.вств.м.
О .. е.я. о..а . ю.и .. е.я. . а .. ои.и . ы.. я. И. и. у…. аи
Пост – поститься.
Работа со словарём. (Слайд 12–13.)
Кисел? , сметана, молоко, пирог, капуста, карто?ка ,о.бед , реди?ка, кабач?к.
Физкультминутка. (Слайд 14 . Фонограмма “Песня России”.)
Ученики в русских народных костюмах показывают танцевально оздоровительные упражнения.
7. Смысловой отрывок “Пасха”. (Слайд 15).
в) Реши орфографические задачи. Помоги Ивану.
С н-бе- , с п – лей, покро – , сн – го- , из око- , з – л – неет ле – , з – мля, в – сна, п – лна, из ц -рквей, н – ро- , в – лит.
г) Пасхальный Благовест. (Прослушивание.)
– Какому празднику посвящено это произведение?
– Повторите важное предложение.
“Христос Воскрес!” (Запись в тетрадях)
– Какое оно по цели высказывания и по интонации? (Повествовательное,
восклицательное.)
– Что это значит? (Победил смерть.)
– Какое настроение передал нам автор? Докажите. (Весеннее, радостное, Природа
просыпается ото сна.)
Прочитайте значение слова БЛАГОВЕСТ – радостный колокольный звон.
Что интересного в слове БЛАГОВЕСТ? (2 корня.)
д) Работа по учебнику (Приложение 2.) (Самопроверка.)
– Какие ещё орфограммы вы заметили?
– Какие слова вас заинтересовали? Почему? Давайте их поместим в сундук тайн
русского языка в отдел почемучек.
??? Заря – зори, Рвутся, просыпается.
Поразмышляй! (Слайд 16.)
Металлическое изделие в виде полого усечённого конуса, с подвешенным внутри него стержнем, языком. (Колокол.)
а) Игра “Колокольный звон”.
Бом-Бом – Бом– Бом– Бом! (Меняют ударение.)
б) Колокол, колодец, колокольчик, колоть, колотить.
– Какое слово лишнее?
– Спишите однокоренные слова, добавьте. (Колокольня.)
Лить колокола – в старину на Руси отливка колоколов была сложным и дорогостоящим делом, часты были браки, когда металл трескался, и колокол не имел мелодичного звона. Мастера, занимающиеся отливкой колоколов, имели свои секреты, которые держались в строжайшей тайне. Вот тогда и родился обычай: во время отливки колокола придумывать самые нелепые слухи. Считалось, что чем невероятнее удастся пустить слух, чем больше народ ему поверит, тем звонче и красивей по тону получится колокол. Так слова "лить колокола" приобрели свое второе значение – выдумывать, рассказывать небылицы. Тот же смысл получило и выражение "лить пули".
Работа по словарю” трудностей”.
– Как правильно говорить?
Звонят, звонишь, звонит. (Звон, трезвонить, звонарь.)
8. “Русь Народная”. Чтение текста учебника православная культура с. 75. (Приложение 2.)
1-я часть. Колокольный звон.
– Как автор называет праздник Пасхи? (Христова.)
– Каким словом– признаком он описывает ? (Светлый праздник.)
– Какую весть разносил колокол Ивана Великого?
– Каким вы его представляете? (Царь-колокол, могучий медный голос.)
– Выпишите названия признаков к слову звон. (Радостный красивый красный.)
Красный – значит "прекрасный, красивый". Именно это значение слово "красный" имеет в славянских языках. В древнерусском языке у слова "красный" было именно такое значение: "красна девица", "не красна изба углами, а красна пирогами". Цветовое значение слова развилось только в русском языке
– Найдите однокоренные слова. (Звонить – трезвонить.)
– Добавьте их в семью родственников. (См. выше.)
Выпишите собственные имена. (Колокола Ивана Великого, Пасха Христово, Воскресение Христово.) (Слайд 17–18.)
? Крестные ходы – шествие навстречу воскресшему спасителю вокруг храма при непрерывном трезвоне.
– Какими словами приветствовали друг друга?
2-я часть.
? Проявить благочестие.
Словарь Ожегова.
Милостыня – то, что подаётся нищему, нуждающему.
3. Угощение на ПАСХУ. (Слайд 19).
Игра “Какое слово лишнее?”
ПИРОГИ, пасха, творог, кулич, яйцо.
Толковый словарь (учебник).
Пироги – пироги омографы. (Совпадают в написании, но произносятся по-разному.)
Яйцо – главный символ пасхи. Почему?
Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо – это знак жизни.
– Почему обязательно должно быть красное яйцо?
Празднование Пасхи продолжается сорок дней – ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе – самой торжественной – ходят, друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры.
Сценка “Христосование”.
– О какой традиции рассказали нам ребята?
Скатывают яйца с заранее приготовленного лотка. Где яйцо остановилось, там его и
оставляют. Следующий скатывает свое яйцо, стараясь попасть в предыдущее. Если
это удается, тот, в чье скатанное яйцо попали, отдает монетку. Играют в
несколько конов.
Покатушки. Дети скатывают яйца с горки или с наклонной поверхности, у кого яйцо
дальше укатится – тот и победил.
Катание носом. В игре участвуют несколько человек. Соревнующиеся кладут яйца на
пол и катят их носом до финиша, обозначенного ленточкой. Побеждает тот, кто
первым докатит яйцо до заветной границы.
4. Работа по репродукции Т. В. Киселёвой Пасхальная игра. (Учебник с. 78.)
Назовите как можно больше слов, которые могу выразить ваше настроение от этой
картины.
Весёлое, радостное, светлое, яркое.
Составьте и запишите предложение, оставляя “окошки” в словах, если вы
сомневаетесь.
Ярко-жёлтый цвет яиц – цвет солнца
Зелёный – цвет весны
Красный – цвет крови Бога, пролитой за грехи людей.
VI . Подведение итогов.
– Как вы думаете, мы помогли Ивану, научили его решать орфографические
задачи в корне слова?
– Давайте проверим! Исправьте ошибки в предложениях, которые Иванушка написал
нам в начале урока. (Слайд 20).
Спишите без ошибок. Сравните свою работу с работой Вани. (Самопроверка.
Слайд 21.)
– Что же мы сегодня узнали новое и как пополнился наш сундук секретов русского языка?
(Слайд 22–23).
VII. Домашнее задание:
Придумайте сами
Составить несколько предложений по картине и записать;
Списать орфографически стихотворение;
Выучить стихотворение
VIII . Рефлексия урока. (Слайд 24).
Сегодня на уроке я:
Всё понял, было интересно – красное яйцо
Испытывал некоторые трудности – зелёное яйцо
Было трудно, совсем ничего не понял – синее яйцо
Дети в каждой группе составляют праздничную аппликацию “Христос Воскрес!” и на память дарят гостям.
Спасибо за работу!
(Спаси Бог).
11 января всемирный день “спасибо”.