Я интересуюсь своим будущим, потому что
собираюсь провести в нем всю свою жизнь.
Ч. Кеттерлинг
Профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждений и самореализации. Неуспешность в профессиональной сфере, по мнению психологов, ведет к депрессии, т.е. нарушение состояния внутреннего здоровья человека, вызывает проявление асоциальных действий, таких как алкоголизм, наркомания, преступность. Поэтому можно утверждать, что профессиональная ориентация должна стать приоритетным направлением в деятельности общеобразовательной школы, превратив знания, приобретенные в процессе обучения, из теоретических в действенные.
Соответственно, профориентационная работе занимает важное место в деятельности в нашей школе, она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно, более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда. Что соответственно и стало одной из цели педагогического коллектива, т.е. на основе совместной деятельности всех участников педагогического процесса содействовать актуализации процессов и механизмов профессионального самоопределения учащихся и обогащению их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути.
Гипотеза исследования: систематическая работа по самоопределению учащихся способствует выбору профессионального пути.
Сформированные цель и гипотеза обусловили постановку следующих задач:
– сформировать положительное отношение к труду;
– научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
– научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными
качествами в современных условиях;
– научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать
потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).
Объектом исследования выступает профессиональное самоопределение учащихся. Предметом – способы, способствующие профессиональному самоопределению учащихся.
В реализации проекта используются такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся, экскурсии, классные часы, родительские собрания. Реализация проекта осуществляется в 8–11 классах.
Основополагающие идеи проекта.
Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых компетенций, но и обладать такими личностными качествами, позволившие бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на основную школу, где в 8-х и 9-х классах должна осуществляться предпрофильная подготовка.
Проблема профессионального самоопределения старшеклассников носит фундаментальный характер, ибо она затрагивает общую проблему жизненного становления личности. Разработкой проблем профессиональной ориентации занимались такие известные ученые, как Б.Г. Ананьев, Л.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Л.И. Анциферова, Е.А. Климов и др. Концептуальные основы профессионального самоопределения школьников представлены в работах Н.С. Пряжникова, С.Н. Чистяковой и др.
Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.
Школа должна осознает свою долю экономической ответственности перед страной. Профориентационная работа занимает важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно, более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
Реализация проекта.
Основные направления профориентационной деятельности – это диагностика и просвещение.
Просветительная работа важна на всех этапах реализации программы. Профориентационная работа проводится под руководством заместителем директора по учебно-воспитательной работе, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, учителями-предметниками.
Ее главная цель заключается в том, чтобы расширить знания учащихся и их родителей о профессиях, показать актуальность обсуждаемой проблемы и наметить пути решения возникающих проблем.
Педагогическая диагностика выявляет проблемы и вопросы, возникающие у учащихся и родителей. Она позволяет сделать работу в этом направлении более востребованной и значимой.
Психодиагностика проводится с целью изучения личностных особенностей учащихся и оценки их профессиональных возможностей. Формы и методы профорентационной деятельности основных субъектов реализации программы представлены в таблицах.
Циклограмма деятельности по реализации проекта.
Основные мероприятия |
9 – 11 классы учебные курсы, такие как “Выбор профиля обучения”, “В поисках своего призвания” |
Экскурсии на предприятии |
9–11 классы Встречи с представителями лицеев, колледжей, университетов. |
9–11 классы
и другие |
9–11 классы
и другие |
Также, хотелось подробно остановиться на экскурсиях, которые организуются совместно с родителями.
Удовлетворение таких потребностей, как потребность в профессиональном самоопределении или самоутверждении, подготовка молодежи к реалиям окружающего мира, происходит в процессе практической деятельности человека. Кроме того хочется отметить, что профессиональная ориентация это не только аудиторные занятия, но и система взаимодействия личности и общества. А также выпускнику приходится ориентироваться в мире профессий, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессий лежит не свой собственный опыт, а чужой – сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т.д. Кроме того, нужно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи, а главное – свои способности и склонности.
В ходе экскурсии удается показать, что занятость в наши дни приобретает мобильный характер. От специалиста любой среды требуется теперь психологическая и профессиональная готовность смены профессии и места работы. Это обеспечивается качеством и уровнем профессиональной подготовки – наличием у него нескольких специальностей, добросовестным отношением к своим обязанностям, тем, что он дорожит своей профессиональной репутацией. А также в настоящее время характер труда меняется, возрастает доля умственного труда; меняются социально-экономические условия, изменяются требования, которые предъявляются молодому специалисту
Результативность совместной деятельности.
По окончанию 9 класса ребята отвечают на вопросы анкет по жизненному и профессиональному самоопределению. (приведу в пример одну из анкет П.С. Лернера, Н.Ф. Родичева)
1. Чем вы собираетесь заниматься после окончания школы?
- Продолжить обучение в школе.
- Продолжить обучение в колледже, техникуме или профессиональном училище.
- Работать.
- Пока не знаю.
2. Как вы собираетесь продолжить свое образование после окончания 9 класса?
- Продолжить обучение в школе.
- Продолжить обучение в профильных 10–11 классах.
- Учиться экстернатом.
- Учиться в вечерней школе.
- Продолжить обучение в колледже, техникуме или профессиональном училище.
- Работать, на работе овладевать профессией.
- Пока не знаю.
3. С какой областью Вы связываете свою будущую профессию?
- Техника, производство, материальные технологии.
- Информационная техника и технология.
- Медицина.
- Строительство.
- Транспорт.
- Торговля.
- Сервис, обслуживание населения, услуги.
- Педагогика.
- Экономика, организация и управление.
- Армия, милиция.
- Право, юриспруденция.
- Психология.
- Искусство.
- Фундаментальные науки.
- Литература, история.
- Другое.
- Пока не знаю.
4. Если бы вам представился выбор профильных 10-11 классов, то какой профиль вы бы выбрали?
- Технико-технологический.
- Физико-математический.
- Медико-биологический.
- Гуманитарный.
- Художественный.
- Природно-биологический.
- Социально-экономико-правовой.
5. Какие факторы оказали влияние на выбор Вами области будущей профессиональной деятельности и профильного 10 – 11 классов?
- Будущая профессия, которую вы уже окончательно выбрали для себя.
- Желание продолжить обучение в конкретном профессиональном учебном заведении.
- Профессии родителей.
- Школьные предметы, которыми бы вы хотели углубленно заниматься.
- Художественная литература, кино– и видеофильмы, СМИ.
- Собственный практический опыт профессиональной работы.
- Примеры и опыты друзей, знакомых.
- Советы родителей или других родственников.
- Рекомендации учителей.
- Дополнительное (внеклассное) образование.
- Пока ничего не повлияло, выбор не сделан.
6. Какие факторы вы считаете наиболее важными при выборе Вашей будущей профессии?
- Соответствующий вашим особенностям характер работы.
- Благоприятные условия работы.
- Возможность постоянного повышения квалификации.
- сообразность развитию задатков вашей личности.
- Возможность профессионального роста, успешной карьеры.
- Востребованность на рынке труда.
- Достаточная престижность профессии.
- Достойный уровень оплаты труда.
- Ничего, просто нравится такая профессия.
7. Какие предложения вы считаете необходимо осуществить в 10–11 классах для вашего успешного профессионального самоопределения?
- Увеличить объем сведений о мире труда и профессий.
- Ввести в школы предметы типа “Твоя профессиональная карьера”, “Технология профессионального успеха” и др.
- Увеличить возможности формирования и самодиагностирования профессионально важных качеств.
- Увеличить объем сведений об особенностях обучения в различных учебных заведениях.
- Организовать технологические и профессиональные практики.
- В профильных классах большое внимание уделять вопросам будущей профессии.
- Предоставить возможность выполнения профессиональных проб по основным школьным предметам.
- Приблизить содержание образования к практической деятельности людей.
- Учитывать устремления и склонности учащегося в уровне преподавания школьных предметов.
- Организовать психолого-педагогическое консультирование учащихся для поддержки их профессионального самоопределения.
- Ничего менять не надо.
8. Какие факторы могут помешать вам осуществить ваши профессиональные планы?
- Неправильный выбор места продолжения образования, профессии, специальности, профильного 10–11 классов.
- Трудности получения профессионального образования и освоения профессии.
- Неполнота знаний об особенностях выбранной профессии.
- Недостаточная подготовленность к профессиональному образованию.
- Невысокая вероятность найти работу по специальности, резкие изменения рынка труда.
- Проблемы со здоровьем.
- Семейные обстоятельства.
- Материальное положение семьи.
- Недостаточное знание своих качеств и способностей.
- Другое.
- Ничто не может поменять.
9. Если бы вам был представлен сводный доступ в Интернет, какие сведения вы хотели бы получить для уточнения своих профессиональных планов?
- Сведения о различных средних и высших профессиональных учебных заведениях, правила приема в них.
- Рассказы о разных профессиях.
- Тесты для диагностирования своих профессионально важных качеств.
- Требования на вступительных экзаменах в различных средних и высших профессиональных учебных заведениях.
- Перспективы изменения регионального рынка труда на ближайшие 10 лет.
- Возможности и условия получения профессионального образования за рубежом.
- Списки учебных пособий по профориентации и профессиональному самоопределению; условия их приобретения.
- Общение со сверстниками по поводу будущей профессии.
- Другое.
- Ничего не нужно.
Учитывая то, с какой областью ребята связывают свой дальнейший путь, организуется профиль класса, предлагаются учебные курсы.
Список используемой литературы:
- Алоева М.А., Бейсова В.Е. Классные часы и родительские собрания в 7–9 классах. – Ростов – на – Дону, Феникс, 2005.
- Баранова В.А., Борисов Т.С. К вопросу развития личностных особенностей сельских школьников в процессе их профессионального самоопределения. – Профильная школа № 3, 2008. – с. 37–44.
- Батакова В.В., Мартышко Н.В. Родительское собрание: 10 класс. М., “Вако”, 2009.
- Давыдова А.В. Классные часы: 9 класс. – М., “Вако”, 2008.
- Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя. – М., “Вако”, 2007.
- Дюкина О.В. Дневник классного руководителя средней школы. – М., “Вако”, 2009.
- Жеренко О.Е., Гайгина Л.И., Качергина А.В., Дерекляева Н.И. Дневник классного руководителя 5 – 11 классов. – М., “5 за знания”, 2007.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов – на – Дону, 1996.
- Клычкова А.И., Ермаков Д.С. Работа школьного психолога по поддержке профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения. – Профильная школа № 4, 2008. – с. 33–36.
- Кондаурова И.Г. Формирование готовности обучающихся к профессиональной деятельности в сфере сельскохозяйственного производства. – Профильная школа № 4, 2008. – с. 57–63.
- Косянова О.М. Профессиональное ориентированная работа с учащимися профильных юридических классов – Профильная школа № 3, 2008. – с. 35-37.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.
- Лернер П.С. Модель самоопределения выпускников профессиональных классов средней общеобразовательной школы. – Школьные технологии № 4, 2003.
- Пряжников М.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – Воронеж, 1999.
- Пряжников М.С. Методы активизации личностного и профессионального самоопределения. – М., 2002.
- Чахлова Г.А., Заскалкина О.В. Профессиональное самоопределение современного выпускника сельской школы. – Профильная школа №1, 2009. – с. 29–33.
- Черных О.Г., Малюшко В.А. Родительские собрания: учебный год. – М., “Вако”, 2008.
- Чистякова С.Н. Профессиональное и личностное самоопределение учащихся, их трудоустройство и социальная защита. – Омск, 1993.