(Слайд 1).
(Слайд 2).
Цель урока:
- Ознакомить учащихся со значением хлеба.
- Способствовать пониманию учащимися нравственного значения бережного отношения к хлебу, традиций и обычаев употребления хлеба.
- Воспитывать уважительное отношение к труду людей, под руками которых рождается хлеб.
- Формировать культуру отношения к хлебу как богатству и достоянию страны.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
(Слайд 3).
Учитель: Мы с вами посвящаем сегодня наш разговор главному предмету на
столе – хлебу.
Ведь хлеб – всему голова! У русского народа во все времена было самое
почтительное отношение к хлебу насущному. В народных пословицах и поговорках
отразилось любовное, бережное отношение русского человека к хлебу.
(Слайд 4).
Предлагаем проверить ваши знания о хлебе. Продолжите пословицу:
- Без хлеба куска нам везде… (тоска).
- Худ обед…(когда хлеба нет).
- Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной…(отец родной).
- Рожь поспела, берись…(берись за дело).
- Что посеешь, то и…(пожнешь).
- Пахать – не в дуду…(играть).
- Хлеб да вода – молодецкая…(еда).
- Будет день – будет и…(хлеб).
- Хлеб наш насущный – хоть черный, да…(вкусный).
Нескольким ученикам предлагается сделать сообщения из истории создания хлеба:
(Слайд 5).
1-й ученик: В древней Греции считали, что искусство хлебопечения – это дар богини плодородия Деметры. Ее посланец – отважный юноша Триптолем, на колеснице, запряженной крылатыми змеями, побывал во всех уголках земли и научил людей печь хлеб.
(Слайд 6).
2-й ученик: В музее хлеба швейцарского города Цюриха хранится лепешка, которой от роду 6 тысяч лет. Ее обнаружили на месте высохшего озера при раскопках. В музее Нью-Йорка экспонируется калач, выпеченный 3 400 лет назад.
(Слайд 7).
3-й ученик: При раскопках гробницы фараона Тутанхамона археологи нашли маленькую зернотеку. По приданию, юный фараон размалывал на ней дневную порцию зерна для выпекания хлеба во дворце.
(Слайд 8).
4-й ученик: Имя хлебу дали пекари Древней Греции. Для выпечки хлеба использовались глиняные горшки – формы, которые назывались “клибанос”. Отсюда и возникло название “хлеб”.
У древних готов хлеб называли “хлайфс”; в старонемецком языке – “хлайб”; у украинцев – “хлиб”; у эстонцев – “лейб”.
(Слайд 9).
Учитель: Издавна на Руси в честь хлеба слагали гимны, песни, совершали обряды, устраивали праздники, приуроченные к окончанию сбора урожая. Хлебом встречали жениха и невесту, приветствовали новорожденного, дорогих гостей. Во всех этих народных обрядах заключены человеческая мудрость, уважительное отношение к хлебу, которое передавалось от поколения к поколению и прививалось ребенку буквально с первых дней жизни.
(Слайд 10).
Учитель: Хлеб в крестьянской семье всегда резал хозяин – глава семьи. Пекли хлеб из ржаной муки на капустных, дубовых и кленовых листьях. Ни один хозяин не мог позволить себе выбросить хотя бы кусочек хлеба. Весь хлеб съедался, а крошки шли на приготовление кваса или пива. В народе говорили: “Хлеб ногами топтать – народу голодать”. С того времени и сохранилось отношение к хлебу, как к отцу-батюшке, а к земле, как к кормилице-матушке.
(Слайд 11).
Учитель: Сегодня можно выбрать любой хлеб: черный, белый, сдобный, ржаной или пшеничный, круглый или формовой; с тмином, маком, орехами, изюмом. Большое разнообразие и хлебобулочных изделий: баранки, бублики, кулебяки, пироги, пирожки, сайки, батоны, булочки, ватрушки, свадебные шишки, расстегаи и т.д.
(Слайд 12).
Учитель: Мука – основной продукт в приготовлении теста. В ней содержатся практически все питательные вещества. Она богата углеводами, белками, жирами, минеральными веществами. Перед замешиванием муку обязательно просеивают через сито. При этом она обогащается воздухом, а значит, тесто будет легче замешиваться и лучше подыматься. Для приготовления хлеба необходимы следующие продукты: мука, дрожжи, вода, соль, подсолнечное масло.
(Слайд 13).
Недавно в нашей станице проходил праздник хлеба. В нем принимали участие многие земляки, а также наши учащиеся вместе с родителями. Вот какие пироги они испекли!
(Слайд 14).
Ученикам предлагается рассказать о профессиях людей, которые трудятся для того, чтобы на нашем столе каждый день стоял румяный, пахучий хлеб.
(Слайд 15).
Ученик: У нас в станице есть знаменитый хлебокомбинат. На нем работают замечательные люди – профессионалы: Скоркин С.Ф., Кузнецова Т.В., Косолапова Г.А., Денисов В.В. Они дарят нам вкусный, пахучий хлеб. Эти люди имеют много наград и дипломов за свой благородный и почетный труд. Мы гордимся нашими земляками!
III. Закрепление материала:
Учащимся предлагается ответить на вопросы: (Слайд 16)
- Какие традиции и обычаи, связанные с хлебом на Руси дошли до наших дней?
- Какие сорта хлеба и хлебобулочных изделий вы знаете?
- В чем ценность муки?
- Кто дарит нам хлеб?
- В какой песне хлеб является мерилом дружбы?
- Что вы запомнили из истории создания хлеба?
IV. Заключение:
(Слайд 17).
- Выводы.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание: записать и оформить в тетрадях семейные рецепты пирогов, булочек и т.д.