- Хорошо или плохо идёт воспитание – об этом достоверно можно судить по тому, может ли ваш ребёнок сказать: “Я счастлив!”.
- Не слишком надейтесь на собственный пример, увы, только дурные примеры заразительны. Пример, конечно, важен, но только в том случае, если вы уважаете своего ребенка.
- Ваш ребёнок добивается свободы от родителей? Значит в семье что-то не в порядке, в хорошей семье дети чувствуют себя свободными, им и в голову не приходит восставать против родителей.
- Присматривать за детьми надо, безнадзорных детей может подстеречь беда.
- Чаще говорите ребёнку главные слова: “ Не горюй! Не унывай! Не бойся! Не пищи!”
- Иногда дети принимают все школьные неприятности слишком близко к сердцу. Постоянно учите их различать, что важно, а что не очень.
- Если дети слишком увлечены телевизором: не ходит гулять, и потеряли друзей, то телевизор должен сломаться. Хотя бы на 2-3 месяца, пока дети не придут в себя. А как же взрослые! Воспитание детей, как искусство требует жертв.
- Никогда не попрекайте ребёнка ни возрастом: “Ты уже большой”, ни полом: “А еще мальчик!”, ни куском хлеба: “Мы тебя кормим, поим”.
- Старайтесь никого не критиковать при детях. Сегодня вы скажете дурное о соседе Николае Петровиче, а завтра дети будут плохо говорить о вас.
- Родителей раздражает, когда дети их не слушаются с первого слова. Научитесь повторять просьбу без раздражения и увидите, как спокойно станет в вашем доме.
- Когда вы браните ребёнка, не употребляйте слов: “Ты всегда”, “ Ты вообще”, “Вечно ты”… ваш ребёнок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал что-то не так, об этом и скажите ему.
- Когда ребёнок выходит из дому, обязательно проводите его до двери и скажите на дорогу: “Не торопись, будь осторожен”. Это надо повторять столько раз, сколько раз ребёнок выходит из дому.
- Говорят: “ как пройдёт первый день года, так пройдёт весь год”. Хвалите ребёнка с утра до вечера!
- Внушайте ребёнку давно известную формулу психического здоровья: “Ты хорош, но не лучше других”.
- Скажите ребёнку: “Не будь чистюлей в классе не любят чистюль, не будь грязнулей – в классе не любят грязнуль. Будь просто аккуратным”.
- Обычно, когда ребёнок возвращается из школы, его спрашивают: “Тебя вызывали? А какую отметку получил?”. Лучше спросите его: “Что сегодня было интересного?”.
- Вспомните, давно ли слышали смех в вашем доме? Чем чаще смеются дети, тем лучше идёт воспитание.
- Говорите сыну или дочери: “Людям должно быть с тобой легко”. Не бойтесь повторять это.
- Есть дети, которых не возьмёшь ни наказаниями, ни добром, но великодушное отношение, в конце концов, спасает их.
- Как? Вы ещё ставите ребёнка в угол? Это уже не делает никто в Европе. Вы безнадёжно отстали от педагогической моды.
- Руссо считал, что ребёнок должен знать: насколько он будет хорош с окружающими, настолько они будут с ним хороши.
- Вы пришли домой и увидели, что ваш сын и его гости буквально разгромили дом. Поймём, что злого умысла не было: просто играли дети в прятки, воспользуемся этим случаем, чтобы сказать: “Ничего, давай убирать вместе!”
“Чтение – окно в мир познания”.
Не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни ребёнка огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг.
Иногда ребёнок затрудняется решить задачу, потому что не умеет её правильно прочесть. Грамотное письмо также связано с навыками чтения. Некоторые родители ошибочно полагают, что любое, чтение полезно. Другие считают, что за чтением должны следить учителя и библиотекаря, а роль родителей в этом деле невелика. Но и учитель, и библиотекарь не всегда могут оградить ребёнка от книг, предназначенных не для него. Напрасно иные родители гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать, пропуская описания природы, характеристики героев, рассуждения автора.
В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста положительную роль играют незначительные, на первый взгляд, моменты. Так, например, наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это стимулы к возникновению интереса к чтению.
Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребёнка, чтобы он запоминал фамилию автора, названия книги и даже художника – оформителя. Перед чтением бывает полезно спросить какие книги этого писателя он уже читал или что-то слышал о нём, что он о нём знает, встречались ли ему где-нибудь рисунки художника, иллюстратор книги.
Надо стараться, чтобы дети пересказывали прочитанное.
И, конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать детей бережному отношению к книге.
Памятка для родителей.
- Помните: чтение – это окно в мир познания. Хорошее чтение является залогом успешного обучения ребенка по всем предметам.
- Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ваш ребёнок полюбил книгу.
- Необходимость знать основные требования беглого, сознательного и выразительного чтения.
- Зная рекомендательный список литературы, вы помогаете ребёнку подобрать книгу.
- начинать чтение книги с обложки и титульного листа.
- Своя собственная библиотека, пусть и небольшая, даёт возможность обмениваться книгами с товарищами, что вызовет больший интерес к чтению.
- Необходимо соблюдать правила гигиены чтения
- Выписывать и приучать детей читать детские журналы.
Пусть наши старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы, и чтение станет для детей самой сильной страстью и принесёт им счастье.
Умеет ли ваш ребенок делать уроки?
А ведь правильно делать уроки – это целая наука.
От таких на первый взгляд пустяков, как спинка стула, настольная лампа или парта с наклонной крышкой, зависит здоровье вашего ученика. Поэтому рабочий уголок, где сын или дочка будут усердно вырисовывать первые закорючки или строчить рефераты, должен быть удобным и безопасным для глаз и позвоночника ребенка.
Самым маленьким школьникам лучше покупать парты с наклонной крышкой. Если поверхность стола горизонтальная, купите ребенку подставку для книг. Угол в 30–45 градусов создает самое удобное физиологическое положение учебника по отношению к глазам.
Если стол слишком велик для ребенка, можно “нарастить” стул. Например, подложить жесткую подушку.
Старайтесь, чтобы каждые 30–40 минут ребенок вставал из-за стола, делал легкую гимнастику или зарядку для глаз.
Правильный и удобный стул должен на 4–5 сантиметров заходить за край стола, чтобы ребенок сидел ровно и не тянулся к тетрадкам и книжкам.
Помимо общего освещения в комнате (стол должен стоять слева от окна), где занимается ученик, нужно установить дополнительный свет – настольную лампу.
Ее обычно помещают в левый угол стола или закрепляют на стене чуть слева, чтобы рабочая (правая) рука не закрывала свет. Если ваш ребенок левша, поставьте лампу в правом углу стола.
Парта не должна быть слишком узкой. Следите, чтобы локти не свисали со стола.
Ноги школьника должны стоять на полу. Если они висят, приобретите специальную подставку для ног.
Стул должен быть устойчивым, полужестким, с высокой спинкой, чтобы малыш не проваливался и не ерзал. Вращающиеся офисные кресла, табуретки и скамейки использовать не рекомендуется.
Папы и мамы! Дедушки и бабушки! Помните!
- От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: “со мной все в порядке”, “я — хороший”. От сигналов осуждения, недовольства, критики появляется ощущение “со мной что-то не так”, “я — плохой”.
- Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ее ценность зависит от того, что мы туда бросаем.
- Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.
- Научитесь слушать своего ребенка в радости и в горести.
- Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
- Станьте для своего ребенка примером, для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.
- Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте.
- Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом.
- Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребенка теплее и радостнее.
Анкета для родителей.
По результатам ответов на эту анкету можно определить, верно ли выбран принцип воспитания детей.
Можете ли вы:
- В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?
- Посоветоваться с ребёнком, несмотря на его возраст?
- Признаться ребёнку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
- Извиниться перед ребёнком в случае, если вы были не правы?
- Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?
- Поставить себя на место ребенка?
- Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
- Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
- Всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
- Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
- Выделить ребенку один день, когда он может делать, что хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
- Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел вашего ребенка?
- Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?
Варианты ответов:
а) могу и всегда так поступаю – 3 балла;
б) могу, но не всегда так поступаю – 2 балла;
в) не могу – 1 балл.
От 30 баллов до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.
От 16 до 30 баллов – ваш метод воспитания – кнут и пряник.
Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.
Десять заповедей для родителей.
- Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
- Не думай, что ребенок твой: он Божий.
- Не требуй от ребенка платы за всё, что ты для него делаешь: Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.
- Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо, что посеешь, то и взойдет.
- Не относись к его проблемам свысока: тяжесть силы дана каждому по силам, и будь уверен ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может и больше. Потому что у него ещё нет привычки.
- Не унижай.
- Не мучь себя, если чего – то не можешь сделать для своего ребенка, мучь – если можешь и делаешь.
- Помни (перефразируя одного человека, сказавшего это об отчестве) – для ребенка сделано недостаточно, если не сделано всё.
- Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому ребенку то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
- Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому, что ребенок – это праздник, который пока с тобой.