Рисунок, линия, цвет, композиция и… игра

Разделы: Работа с дошкольниками


“По свидетельству большинства исследователей детской изобразительной деятельности, уже с первых лет ее этапов ребенок начинает усваивать отдельные средства изобразительного языка, присущие профессиональному искусству, хотя в использовании этих средств детьми обнаруживаются характерные особенности, специфичные для детской деятельности. Основу изобразительных средств составляют: рисунок, линия, цвет и некоторые способы композиционной организации, посредством которых дети отражают окружающий их мир и выражают свое отношение к изображаемому.”[1]. Но при самостоятельном овладении этими средствами возникает много трудностей. А чтобы помочь ребенку дошкольного возраста овладеть основами изобразительной грамоты, научить пользоваться ею как средством – я выбрала игру.

Игра – вечный спутник детства, таинство и волшебство. Это самое большое и чудесное поле свободного творчества. Игра для детей – это способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, в людях. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в мире символов, смыслов и ценностей, и в то же время исследуют, экспериментируют, обучаются.

Каждое занятие с детьми дошкольного возраста – это радостная встреча с занимательной и интересной игрой, как неожиданное открытие. Играя, дети исследуют все аспекты цвета: холодного, теплого, веселого, грустного, спокойного, становятся свидетелями чудесного преображения трех красок: желтой, красной, синей. В игровой форме получают начальные сведения о языке линии, размышляют о рисунке.

Посредством игр я обучаю детей основам изобразительной грамоты, развиваю образное мышление, пробуждаю фантазию, создаю условия для свободного самовыражения.

У нас “оживает” любая кривая линия и превращается в рыбку, “краски ходят, друг к другу в гости”, а волшебный полукруг становится ежиком. Мы выбираем “веселый” карандаш и рисуем клубочки, змейки, а грушу превращаем в “дом”.

Ребенок, играя, открывает для себя нечто новое, легко усваивает изобразительные средства, вместо того чтобы получить все в готовом виде. Я лишь руковожу процессом игры, направляю детей на самостоятельный поиск.

Предложенные игры – это лишь часть занятия, здесь надо продумать, на каком этапе занятия должна проводиться игра, с какой темой она может сочетаться.

Перечень игр по основам изобразительной грамоты.

№п/п Название игры Содержание игры

Рисунок

1 Квадрат, треугольник, ромб… – превратить свою фигуру в любую картинку
2 Посуда – кто больше изобразит предметов посуды, дорисовывая прямоугольник, квадрат
3 Волшебный полукруг – превратить в ежика, мышь, черепаху, рыбку…
4 Хвосты и лапы – хвосты и лапы, дорисовать необычных птиц, животных…
  Чьи следы – дать отпечатки, предложить нарисовать, кто бы это мог быть
5 Домики – разные геометрические фигуры превратить в домики для игрушек
6 Что может быть? – сладким, круглым, красным, соленым…(нарисовать)
7 Что может быть круглым? – много кружков: что можно нарисовать
8 Нарисуй с буквой “Р” – нарисовать инструмент с буквой “Р” (профессии: повар, маляр, капитан)
9 Кто больше изобразит предметов посуды – дорисовать вертикальные и горизонтальные прямоугольники

Линия

10 Оживи рисунок – любая кривая превращается в рыбку, птичку, зверюшку;
– обвести ладошку – превращается в…
11 Веселый карандаш – выполнение упражнений: змейки, клубок, квадратики…
12 Такие разные линии (характер линии) – нарисуем линию: отрывистую, волнистую, прямую, веселую, смешную…
13 Чудеса с копиркой – рисование на копирке прямых линий (горизонтальных, вертикальных), волнистых, заборчика и спирали;
– кусочком сломанной расчески рисуем по копирке разнообразные линии

Примечание: на лист белой бумаги положить копирку блестящей стороной вниз. Рисовать тупой стороной кисточки.

14 Сказочное море – рисование волнистых линий, бегущих волн
15 Волны (ветер) – процарапывание светлых линий на темном фоне (монотипия)
16 Убегающая спираль – рисование нарастающих и убывающих линий
17 Сказочный человек – нарисовать человека с волшебными волосами

Цвет

18 Краски ходят в гости – из красного, желтого и синего цветов получить оранжевый, зеленый, фиолетовый
19 Осень – составление палитры теплых цветов
20 Зима – составление палитры холодных цветов
21 Грозное небо – смешивание красок с черной
22 Настроение – пробуем разные краски на разной бумаге
23 Овощи и фрукты – вливание одного цвета в другой
24 Радость и грусть – набор цветных фишек: разложить на две группы – “радость” и “грусть”
25 Что на земле голубого (зеленого) цвета – по очереди назвать предметы и явления голубого цвета, побеждает тот, кто последним назовет голубой предмет
26 Характер цвета – путем смешивания красок изменить “характер цвета”: сделать его более спокойным, сделать веселее и т.д.
27 Какого я цвета – раскрашивание белого листа как нравится
28 Чудеса с копиркой – покрываем копирочные линии акварелью

Примечание: копирка обладает интересным свойством, если ее умело покрывать акварелью, то след остается, не исчезает под краской.

29 На что похожа клякса – листок бумаги с ложбинкой, налить гуашь, ребенок танцует с листком, гуашь разбегается по листку
30 Расскажи о своих впечатлениях – пробуем разные краски на цветной бумаге, рассматриваем раскрашенные листы
Композиция
31 Жмурки – закрыть глаза и представить другую планету, ночь, не видно никого. Это не простая планета, например, – звериная, где обитают невиданные животные (с закрытыми глазами нарисовать невиданное животное)
32 Фруктовый дом – груша или яблоко: нарисовать дом
33 Оживи камень – нарисовать камень, заснувший и камень проснувшийся
34 Клоун – клоунские шапки: дорисовать клоуна
35 Снежная семья – рисование снеговиков разных размеров
36 Клоун – клоунские шапки: дорисовать клоуна
37 Ветка цветущего дерева – чередование ягод и листьев
38 Моя улица – чередуются дома и деревья между ними
39 Где мое окошко – размещение окон в несколько рядов
40 Нарисуй вслепую – ребенок с завязанными глазами рисует дом (стены дома, крышу, окна, двери, на крыше – трубу и т. д.)

Литература.

  1. Котляр В. Ф.Изобразительная деятельность дошкольников.– К.: Рад. шк., 1986. – С.7.