“По свидетельству большинства исследователей детской изобразительной деятельности, уже с первых лет ее этапов ребенок начинает усваивать отдельные средства изобразительного языка, присущие профессиональному искусству, хотя в использовании этих средств детьми обнаруживаются характерные особенности, специфичные для детской деятельности. Основу изобразительных средств составляют: рисунок, линия, цвет и некоторые способы композиционной организации, посредством которых дети отражают окружающий их мир и выражают свое отношение к изображаемому.”[1]. Но при самостоятельном овладении этими средствами возникает много трудностей. А чтобы помочь ребенку дошкольного возраста овладеть основами изобразительной грамоты, научить пользоваться ею как средством – я выбрала игру.
Игра – вечный спутник детства, таинство и волшебство. Это самое большое и чудесное поле свободного творчества. Игра для детей – это способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, в людях. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в мире символов, смыслов и ценностей, и в то же время исследуют, экспериментируют, обучаются.
Каждое занятие с детьми дошкольного возраста – это радостная встреча с занимательной и интересной игрой, как неожиданное открытие. Играя, дети исследуют все аспекты цвета: холодного, теплого, веселого, грустного, спокойного, становятся свидетелями чудесного преображения трех красок: желтой, красной, синей. В игровой форме получают начальные сведения о языке линии, размышляют о рисунке.
Посредством игр я обучаю детей основам изобразительной грамоты, развиваю образное мышление, пробуждаю фантазию, создаю условия для свободного самовыражения.
У нас “оживает” любая кривая линия и превращается в рыбку, “краски ходят, друг к другу в гости”, а волшебный полукруг становится ежиком. Мы выбираем “веселый” карандаш и рисуем клубочки, змейки, а грушу превращаем в “дом”.
Ребенок, играя, открывает для себя нечто новое, легко усваивает изобразительные средства, вместо того чтобы получить все в готовом виде. Я лишь руковожу процессом игры, направляю детей на самостоятельный поиск.
Предложенные игры – это лишь часть занятия, здесь надо продумать, на каком этапе занятия должна проводиться игра, с какой темой она может сочетаться.
Перечень игр по основам изобразительной грамоты.
№п/п | Название игры | Содержание игры |
Рисунок |
||
1 | Квадрат, треугольник, ромб… | – превратить свою фигуру в любую картинку |
2 | Посуда | – кто больше изобразит предметов посуды, дорисовывая прямоугольник, квадрат |
3 | Волшебный полукруг | – превратить в ежика, мышь, черепаху, рыбку… |
4 | Хвосты и лапы | – хвосты и лапы, дорисовать необычных птиц, животных… |
Чьи следы | – дать отпечатки, предложить нарисовать, кто бы это мог быть | |
5 | Домики | – разные геометрические фигуры превратить в домики для игрушек |
6 | Что может быть? | – сладким, круглым, красным, соленым…(нарисовать) |
7 | Что может быть круглым? | – много кружков: что можно нарисовать |
8 | Нарисуй с буквой “Р” | – нарисовать инструмент с буквой “Р” (профессии: повар, маляр, капитан) |
9 | Кто больше изобразит предметов посуды | – дорисовать вертикальные и горизонтальные прямоугольники |
Линия |
||
10 | Оживи рисунок | – любая кривая превращается в рыбку,
птичку, зверюшку; – обвести ладошку – превращается в… |
11 | Веселый карандаш | – выполнение упражнений: змейки, клубок, квадратики… |
12 | Такие разные линии (характер линии) | – нарисуем линию: отрывистую, волнистую, прямую, веселую, смешную… |
13 | Чудеса с копиркой | – рисование на копирке прямых линий
(горизонтальных, вертикальных), волнистых, заборчика и спирали; – кусочком сломанной расчески рисуем по копирке разнообразные линии Примечание: на лист белой бумаги положить копирку блестящей стороной вниз. Рисовать тупой стороной кисточки. |
14 | Сказочное море | – рисование волнистых линий, бегущих волн |
15 | Волны (ветер) | – процарапывание светлых линий на темном фоне (монотипия) |
16 | Убегающая спираль | – рисование нарастающих и убывающих линий |
17 | Сказочный человек | – нарисовать человека с волшебными волосами |
Цвет |
||
18 | Краски ходят в гости | – из красного, желтого и синего цветов получить оранжевый, зеленый, фиолетовый |
19 | Осень | – составление палитры теплых цветов |
20 | Зима | – составление палитры холодных цветов |
21 | Грозное небо | – смешивание красок с черной |
22 | Настроение | – пробуем разные краски на разной бумаге |
23 | Овощи и фрукты | – вливание одного цвета в другой |
24 | Радость и грусть | – набор цветных фишек: разложить на две группы – “радость” и “грусть” |
25 | Что на земле голубого (зеленого) цвета | – по очереди назвать предметы и явления голубого цвета, побеждает тот, кто последним назовет голубой предмет |
26 | Характер цвета | – путем смешивания красок изменить “характер цвета”: сделать его более спокойным, сделать веселее и т.д. |
27 | Какого я цвета | – раскрашивание белого листа как нравится |
28 | Чудеса с копиркой | – покрываем копирочные линии акварелью Примечание: копирка обладает интересным свойством, если ее умело покрывать акварелью, то след остается, не исчезает под краской. |
29 | На что похожа клякса | – листок бумаги с ложбинкой, налить гуашь, ребенок танцует с листком, гуашь разбегается по листку |
30 | Расскажи о своих впечатлениях | – пробуем разные краски на цветной бумаге, рассматриваем раскрашенные листы |
Композиция | ||
31 | Жмурки | – закрыть глаза и представить другую планету, ночь, не видно никого. Это не простая планета, например, – звериная, где обитают невиданные животные (с закрытыми глазами нарисовать невиданное животное) |
32 | Фруктовый дом | – груша или яблоко: нарисовать дом |
33 | Оживи камень | – нарисовать камень, заснувший и камень проснувшийся |
34 | Клоун | – клоунские шапки: дорисовать клоуна |
35 | Снежная семья | – рисование снеговиков разных размеров |
36 | Клоун | – клоунские шапки: дорисовать клоуна |
37 | Ветка цветущего дерева | – чередование ягод и листьев |
38 | Моя улица | – чередуются дома и деревья между ними |
39 | Где мое окошко | – размещение окон в несколько рядов |
40 | Нарисуй вслепую | – ребенок с завязанными глазами рисует дом (стены дома, крышу, окна, двери, на крыше – трубу и т. д.) |
Литература.
- Котляр В. Ф.Изобразительная деятельность дошкольников.– К.: Рад. шк., 1986. – С.7.