В современных условиях изменения общественного строя и общественного сознания, когда на развитие детей и подростков воздействуют многие неблагоприятные факторы социальной и биологической экологии, увеличивается количество различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей.
Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода из детства в подростковый возраст.
Выполняя требования Закона "Об образовании РФ", "Конвенции о защите прав ребенка", Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "Об основах системы профилактики безнадзорности, о правонарушениях несовершеннолетних", в Российской Федерации выработаны основные направления государственной социальной политики в области защиты прав и интересов детей, обеспечивающие полноценное развитие подрастающего поколения.
В связи со сложившейся ситуацией в стране, ростом преступности и правонарушений, неумением найти себя в этой жизни, социальной дезадаптацией учащихся в течение последних десяти лет мы можем наблюдать усиление роли образовательных и воспитательный учреждений в решении насущных жизненных проблем ребенка. Среди них большое место занимают проблема установления контакта с другими людьми и проблема приспособления к условиям реальной действительности.
Введение должности социального педагога в школе позволяет расширить рамки взаимодействия с ребенком, так как данный специалист работает с учащимися во внеурочное время, относится к ребенку без оценок, старается раскрыть его внутренний духовный потенциал. При этом специалист использует такие формы работы как тренинг, беседа, игра, групповое занятие. Это говорит о том, что развитие социального интеллекта является важным направлением в работе социального педагога, чему активно способствует программа “Социальное партнерство”, разработанная в МОУ Цнинской СОШ № 1.
Программа представляет собой комплексную систему работы социального педагога с ребенком и объединяет основные виды социально-педагогической деятельности по сопровождению процесса взросления. В основу программы положена личностно-ориентированная модель воспитания и современные подходы к ее реализации: гуманистический, компетентный, деятельный, индивидуально-дифференцированный.
Данная программа разработана для подростков с учетом их психофизиологических особенностей и предназначена для внеклассных занятий или проведения спецкурса в условиях общеобразовательного учреждения.
Цель программы:
- Создание предпосылок для самореализации и социальной адаптации подростка, снижение числа социально-негативных явлений в современном изменяющемся мире.
- Формирования социально-зрелой и эффективно функционирующей личности; создание условий для социальной адаптации подростков через организацию социально-педагогической поддержки.
- Социальная защита обучающихся, их развитие, воспитание образование; создать условия для социального и профессионального самообразования обучающихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учетом исторических и культурных традиций.
Задачи:
- Формирование социальной активности детей и подростков, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, потребности в самопознании и саморазвитии и навыков здорового образа жизни.
- Развитие социального интеллекта, познавательного интереса в области валеологии, ОБЖ, психологии, права, социологии, медицины, приобретение коммуникативных умений.
- Развитие личностных качеств – самостоятельности, креативности, ответственности, эмпатии, гуманности, толерантности, альтруизма, волевых качеств, организаторских и творческих способностей.
- Содействие созданию обстановке психологического комфорта и безопасности учащихся в семье, в окружающей социальной среде, профилактика асоциального поведения и правонарушений;
- Развитие социально значимых стержневых качеств личности, профессиональных, общих и житейских знаний, умений и навыков, призванных определить успешную интеграцию обучающихся в обществе.
Основные направления деятельности:
– Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и
личностных проблем детей всех возрастов.
– Социально-педагогическая защита прав ребёнка.
– Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности
учащегося.
– Социально-педагогическое консультирование.
– Социально-педагогическая профилактика.
– Поддержка социально-ценной деятельности детей и подростков.
Функции программы:
- диагностическая (уяснение проблем растущего ребенка в отношениях с микросредой);
- информационно-обобщающая (сбор и анализ полученных данных);
- проектировочно-конструктивная (моделирование ситуаций реальной жизни в
- социально-педагогической деятельности);
- организационно-преобразовательная (выявление и создание условий для успешной самореализации);
- координационно-коммуникативная (подготовка учащихся к позитивному взаимодействию с окружающими людьми);
- профилактическая.
В качестве методов диагностики результатов реализации каждого этапа программы используются различные социально-психолого-педагогические методики, такие как анкетирование, тестирование, сочинение по личным впечатлением, ранжирование знаний, работа с понятийным аппаратом, наблюдение (поведение в импровизированных ситуациях) и т.п.
Этапы работы:
- Работа с учащимися.
- Работа с семьей.
- Работа с педагогическим коллективом.
- Работа с внешней средой школы.
1. Работа с учащимися: Группы риска.
Самое важное направление работы социального педагога – это работа с учащимися.
Работа социального педагога с детьми начинается с
- выявления детей и семей, относящихся к группе риска, это осуществляется через классных руководителей, психологов по средствам тренингов и психологических тестов.
- На основе полученных сведений ведется база данных на учащихся группы риска, а также заводиться личное дело учащегося. Личное дело включает в себя: психолого -социально -педагогическую характеристику, акт обследования жилищных условий учащегося, данные об успеваемости и посещаемости учащегося, индивидуальный план работы с учащимся.
- Методика работы социального педагога с детьми направлена на вовлечение детей группы риска в общественную работу, в культурно-массовые мероприятия, а так же контроль успеваемости, контроль посещаемости, лекции по профилактике безнадзорности, индивидуальные беседы, дискуссии, тематические декады по профилактики социально-негативных явлений. Однако социальный педагог может работать только в сотворчестве с психологами, классными руководителями, и т.д.
- В конце года выявить динамику работы с детьми группы риска.
- Сформулировать выводы корректировать план работы социального педагога.
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Выявить уч-ся, находящихся в социально опасном положении. | Сентябрь | Соц. педагог Кл. руководит. |
|
Выявление семей, находящихся в социально опасном положении, изучение их особенностей, оказание им помощи в обучении и воспитании детей | Сентябрь | Соц. педагог Кл. руководит. |
|
Выявление детей-сирот, детей опекаемых, детей с ограниченными возможностями. | Сентябрь | Соц. педагог Кл. руководит. |
|
Выявление малообеспеченных семей. | Сентябрь | Соц. педагог Кл. руководит. |
|
Вести учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически прогуливающих по неуважительным причинам занятия в школе. | В течение года | Соц. педагог Кл. руководит. |
|
Классные часы, родительские собрания на тему: Здоровый образ жизни. Вредные привычки. | В течение года | Соц. педагог Кл. руководит. |
|
Вовлекать “трудных” уч-ся в работу спортивных секций и кружков. |
Сентябрь |
Соц. педагог Кл. руководит. |
|
Осуществлять меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних. | В течение года | Соц. педагог Кл. руководит. |
|
Поддерживать связь с ОДН для индивидуальных бесед с уч-ся, состоящими на внутришкольном учете. | В течение года | Соц. педагог | |
Вести постоянный контроль за уч-ся, состоящими на учете в ОДН. | В течение года | Соц. педагог | |
Проводить рейды по выявлению нарушителей школьного режима. | В течение года | Соц. педагог | |
Проводить заседание “Совета по профилактике безнадзорность и беспризорности” | В течение года | Администрация, Соц. педагог |
2. Работа с семьей.
Причинами, вызывающими нарушения у подростков, являются наследственность и семейное неблагополучие. Эти факторы неблагоприятно сказываются на развитии, образе жизни подростка и на его поведение. Отклонения в поведении это нарушение нравственных, социальных и правовых норм и требований закона, представляющие потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим людям, обществу в целом, является девиантным поведением. Под девиантным поведением понимается "систем проступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением"
Основой профилактики безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних является работа с семьей, поскольку именно семья есть точка отчета в воспитании ребенка.
- Основные методы работы с родителями – это индивидуальные беседы, родительские собрания, лектории для родителей, дни открытых дверей, контроль и патронаж семьей, находящихся в социально опасном положении.
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1 | Работа с социально неблагополучными родителями . Посещение на дому. | В течение года | Соц. педагог |
2 | Выявление неполных семей | Сентябрь | Соц. педагог Кл. руководит. |
3 | Выявление семей с низким материальным достатком | Сентябрь | Соц. педагог Кл. руководит. |
4 | Диагностика. Определение характера взаимоотношений в семье, выявление скрытых конфликтов. | В течение года | Соц. Педагог психолог |
5 | Проводить беседы с родителями на общешкольных, классных собраниях. Родительские лектории. Профилактика вредных привычек. | В течение года | Соц. Педагог. Психолог. |
6 | Социально-педагогическое консультирование семей. | В течение года | Соц. педагог |
7 | Обеспечение социальных льгот и социальных гарантий. | В течение года | Соц. педагог |
8 | Организация полезного досуга. | В течение года | Соц. педагог Кл. руководит. |
3. Работа с педагогическим коллективом.
Работа с учителями так же является необходимой для предотвращения беспризорности и безнадзорности среди несовершеннолетних.
- Социальный педагог проводит семинары, участвует в плановых оперативных совещаниях, педсоветах, где привлекает к профилактической работе классных руководителей и учителей предметников. В каждом классном журнале находится план-сетка мероприятий проводимых в классе и школе в течение года, в котором классный руководитель отмечает участие детей в массовых мероприятиях, что помогает контролировать детей группы риска. Социальный педагог раз в 2недели(при необходимости чаще) встречается с классными руководителями для обсуждения возникших проблем.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Информировать пед. коллектив о положении дел в работе с детьми из группы риска, находящимися под опекой, с детьми из неблагополучных семей на пед. совещаниях, на семинарах кл. руководителей. | 1 раз в четверть | Соц. педагог |
2 | Поддерживать связь и оказывать помощь классным руководителям в работе с детьми и семьями из группы риска. | В течение года | Соц. Педагог психолог |
3 | Посещать на дому “неблагополучные семьи”, детей, состоящих на ВШУ. | В течение года | Соц. педагог Кл. руков. |
4 | Оказывать консультативную помощь при работе с проблемными детьми и семьями. | В течение года | Соц. Педагог психолог |
4. Работа с внешней средой школы.
Социальный педагог работает с семьей и внешней средой школы:
с сотрудниками отделения по делам несовершеннолетних, участвует в заседаниях и мероприятиях
- Комиссии по делам несовершеннолетних,
- центрами социальной защиты населения,
- центрами медико–психолого-социального сопровождения,
- поликлиниками, диспансерами,
- Муниципалитетом, центрами занятости, и т.д.
Все эти организации занимаются профилактикой и предотвращением беспризорности и безнадзорности. Проводят профилактические лекции; отделение по делам несовершеннолетних планирует совместную работу со школой по данной тематике, в которую входят: посещение инспектором по делам несовершеннолетних родительских собраний, классных часов; психологические центры помогают социальным педагогам в сложных ситуациях с детьми, Муниципалитет контролирует семьи находящиеся на патронажном контроле, и пр.
№ | Мероприятия | Сроки | Взаимодействующие стороны |
Совместно с инспектором ОДН выявлять детей, не посещающих учебное заведение. | В течение года | Соц. педагог милиция |
|
Совместно с участковым инспектором посещать на дому “трудных детей” и неблагополучные семьи. | В течение года | Соц. педагог Милиция, отдел опеки и попечительства |
|
Выявление детей-сирот или оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов. | сентябрь | Соц. педагог Милиция, отдел опеки и попечительства |
|
Посещение детей из опекаемых семей | 2 раза в год | Соц. педагог, Учреждения соц. Защиты населения, отдел опеки и попечительства |
|
Организация летнего отдыха, распространение санаторно-оздоровительных путевок | В течение года | Соц. педагог, Учреждения соц. Защиты населения, органы здравоохранения |
|
Организация культурно-развлекательного досуга | В течение года | Учреждения доп.образования | |
Обеспечение социальной поддержки и социальной защиты детей и социального сопровождения родителей | В течение года | Соц. педагог, Учреждения соц. Защиты населения, органы здравоохранения | |
Заседания комиссии по делам несовершеннолетних при Администрации Цнинского сельсовета | В течение года | Соц. педагог, специалисты администрации, инспектором ОДН |
|
Организация полезного досуга. | В течение года | Соц. педагог Кл. руководит. Спортивная школа, Музыкальная школа. |
|
Встречи с различными специалистами. Организация мероприятий направленных на популяризацию здорового образа жизни, профилактику вредных привычек. |
В течение года | Милиция, врачи, психологи, специалисты администрации. |
Ожидаемые результаты:
- Высокий уровень самореализации и социальной адаптации подростка.
- Предотвращение отчуждения подростка от социальных институтов (семьи, ученического коллектива, социума).
- Снижение количества обучающихся, состоящих на внутришкольном контроле.
- Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.
- Формирование у подростков нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
- Выработка эффективных способов сотрудничества педагогов – родителей – воспитанников.
- Создание условий проявления и мотиваций творческой активности учащихся в различных сферах социально-значимой деятельности.
Литература:
- Арефьев А.Л. Беспризорные дети России // Социологические исследования. – 2003 – № 9 – с. 61–72
- Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей: Доклад/ под ред. А.Н. Майорова. – М.: Интеллект-Центр, 2001.– 192 с.
- Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 269 с.
- Андриенко Е.В. Социальная психология – Академия, 2008.
- Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С., Фалькович Т.А. Подростки 21 века психолого – педагогическая работа в кризисных ситуациях -Москва: ВАКО. 2008.
- Воронова Е.А. Воспитать патриота – Ростов-на -Дону: Феникс, 2008.
- Глухова М.Ф., Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога – ГИЦ Владос, 2007.
- Жиренко О.Е., Лобачева С.И. Классные часы – Москва: ВАКО, 2008.
- Кулинич Г.Г. Классные часы – Москва: ВАКО, 2007.
- Овчарова В.В.Справочник социального педагога – Москва: ТЦ Сфера, 2007.
- Панфилова А.Я., Иванова Г.Г., Кувшинкова И.А. Практические материалы для специалистов социальной службы образовательного учреждения – Аркти, 2006.
- Семенов С.Г. Методика работы социального педагога – Москва: Школьная пресса, 2006.
- Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога – Академия, 2007.