Слово и предложение. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: Формирование понятий “слово” и “предложение”.

Задачи:

  • Совершенствовать умение правильно выполнять звуковой анализ слова, согласовывать слова в предложении, определять вид предложений по интонации.
  • Развивать навыки грамотного письма, внимание, логику мышления, речь и расширять кругозор учащихся через предметную интеграцию.
  • Воспитывать интерес к предмету, любознательность, самостоятельность, умение работать в коллективе, чувство взаимопомощи.

Методы: поисковый, метод консультанта

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в паре, в группе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайды, карточки с заданиями, школьные принадлежности, цветные карандаши.

Тип урока: урок-путешествие.

Ход урока

I. Организационный момент

Приложение 1 (Слайд 1)

Приложение 2

Учитель: Ребята, а вы любите приключения?

Дети: Да!

Учитель: Хотите отправиться в морское путешествие?

Дети: Да!

Учитель: Готовы ли вы проявить свои знания и умения?

II. Актуализация знаний

Учитель: Когда моряки отправляются в плавание, им обычно говорят “Попутного ветра и ясной погоды”. А кто знает, что значит слово “попутный?”

Дети: варианты ответов детей

Учитель : Перед нами морской путь. (Слайд 2) Это карта нашего путешествия.

– А зачем нужна карта? (Чтобы путешествовать.)

– А ещё для чего? (Найти клад.)

– Попробуем его отыскать ?!

– Перед тем, как отправиться в путешествие, нам необходимо изучить карту.

– Какие острова встретятся на нашем пути? (Остров Звуков и Букв, остров Слов, остров Предложений.)

Задача нашего путешествия повторить звуки и буквы, закрепить знания о слове и предложении.

– Отправляемся в путешествие. (Слайд 3)

– Кто это у нас на пути?

– Наш корабль оснащен современной техникой. Давайте обратимся к электронной энциклопедии и узнаем об этом обитателе.

(Слайд 4 с изображением морского ежа)

Учитель: Морские ежи относятся к классу беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело шаровидное, дисковидное или сердцевидное (диаметр от 2–3 мм до 3 см), покрыто пластинками с подвижными иглами. Обитают на дне морей.

– На пути какого острова нам встретился морской еж?

Учитель: На какие две группы делятся звуки? (гл., согл.)

– Какие звуки мы называем гласными? Какие согласными?

– Молодцы! Мы с вами окажемся на острове, если выполним задание морского ежа.

Задание 1: Произведите звукобуквенный анализ слова море.

Учитель: Прежде чем, приступить к анализу, произнесём это слово.

– Сколько слогов в слове? Произнесите первый слог, второй.

– Как мы обозначаем гласные звуки в схеме? Как согласные? Для чего нужен колокольчик?

А теперь у вас на партах лежит раздаточный материал для составления звуковой модели слова. Составьте звуковую модель слова море.

Работаем в паре.

Проверка.

(К доске вызвать, ту пару, которая допустит ошибку в составлении модели.)

– Найдите ошибку.

Разбираем ошибку и доказываем ([м] – согл, тв, звон., [о] – гл., уд., [р'] – согл., мяг., зв., [э] – гл., безуд.) Сколько в этом слове букв? Сколько звуков?

– А теперь откройте тетради. Найдите точку – начало работы. Запишите слово море (вызвать ученика).

– Вот мы и на острове “Звуков и букв”. И звуки нам предлагают немного отдохнуть. (Слайд 5)

Физкультминутка (алфавит)

– Вот мы отдохнули и отправляемся дальше. (Слайд 6)

– А кто помнит, какой следующий остров?

– Давайте проверим. (Слайд 7)

– Что вы знаете о слове? (Из чего состоит слово?) Когда оно состоит из звуков? Когда из букв?

– А кто это плывёт к нам навстречу?

(Слайд 8 с изображением осьминога)

Дети: Осьминог.

Учитель: Кто знает, почему это животное получило такое название? Давайте снова обратимся к электронной энциклопедии.

Учитель: Осьминоги относятся к отряду морских моллюсков класса головоногих. На голове 8 длинных щупалец (рук). Длина тела от 1 до 60 см, а с щупальцами – до 5 метров. Есть ядовитые виды, опасные для человека.

– Ребята, мы окажемся на острове Слов, если выполним задание осьминога.

Послушайте его внимательно.

Задание 2:

Мы малышки – коротышки,
Будем рады, если ты
Поразмыслишь и отыщешь
И начала и концы.

Учитель: Ребята, перед вами слова, которые рассыпались. Соберите их и запишите. Работает каждый самостоятельно.

(Вводится консультант)

Проверка: правильный вариант выполнения на доске. Сравните свою работу с вариантом на доске.

ТИК (кит) БАРЫ (рыба) ЛКАУА (акула)

Учитель: Молодцы! Вот мы и на острове “Слов” (Слайд 9)

– Что вы делали, чтобы получилось слово? (Переставляли буквы.)

– Давайте ещё раз скажем, из чего состоят слова? Когда из букв? Когда из звуков?

– Я вам предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка

– Сейчас я буду называть слова. Если слово связано с морской темой, то вы хлопаете в ладоши. Если нет, то вы топаете одной ножкой.

Вода, корабль, парта, матрос, учитель, школа, паруса.

– Молодцы!

– Отправляемся дальше. (Слайд 10)
– Кто это плывёт к нам навстречу?

(Слайд 11 с изображением морская звезда)

Дети: Морская звезда.

– И вновь мы обратимся к электронной энциклопедии.

Учитель: Морская звезда относится к классу беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело ярко окрашено, в форме звезды (до 50 лучей) или пятиугольника. А живут они на дне морей и океанов.

– А какой ещё бывает звезда? (звезда на ёлке, на небе, артисты…)

– Чтобы попасть нам на остров предложений, нам необходимо выполнить задание.

Задание 3:

Лишь буквы – те, что в этих строчках
Даны не более, чем раз, –
Тебе помогут быстро, точно
Секретный выполнить приказ. (прочитать 2 раза)

Учитель: Что нам надо сделать? Кто сможет объяснить задание?

З П С Б З С У П Д З Ь ?
П З В П Р З П А Ж Ж Г П П О Ж М ?
М М Л З З Е Щ Щ Н Э М Э И ?

(Буквы напечатаны на карточках, расположены на доске. Дети выбирают букву, которая не повторяется и выставляют напротив каждой строчки.)

– Прочитайте, что у нас получилось на первой (на второй, на третьей) строчке (будь, врагом, лени).

– Что записано на каждой строчке? (Слово.)

– Что можно составить из слов? (Предложение.)

– Что такое предложение? (Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль.)

– Можно ли из этих слов составить предложение?

– Составьте предложение. Докажите что у вас получилось предложение. А я вижу только 3 слова.

– А какова мысль этого предложения? (Варианты ответов детей.)

Учитель: Каждый человек, чтобы чего-то добиться в жизни должен трудиться, а для этого ему надо быть врагом лени.

– Какие три правила о написании предложения вы знаете?

Дети:

1) Начало предложения пишу с заглавной буквы.

2) Слова в предложении пишутся раздельно.

3) В конце предложения ставится точка

Учитель: Запишите это предложение в тетрадь. (Один ученик вызывается к доске.)

– Вот мы и на острове Предложений (Слайд 12)

– Я вам предлагаю немного поплавать с рыбками

Физкультминутка

(Слайд 13)

“Рыбки”

Рыбки плавали, ныряли
В теплой, солнечной воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.

– Продолжаем наше морское путешествие.

(Слайд 14)

– А вот и новая встреча.

– Кто это?

(Слайд 15 с изображением медузы)

– Обратимся к электронной энциклопедии.

– У медузы тело в виде колокола или зонтика, студенистое, диаметром от нескольких мм до 2,5 метров. По краям зонтика щупальцы, которые способны вызывать ожоги.

– Медуза нам тоже предлагает задание.

Задание 4
Вам необходимо составить предложение из слов и выбрать нужный знак в конце предложения.
Каждой группе выдан набор слов и знаков препинания.

Работа в группах

I группа: Ты видел медузу . ! ?
II группа: Ура, я видел медузу . ! ?
III группа: Медузы живут в море. ! ?

Проверка представители от каждой группы располагают своё предложение на доске.

Учитель: Что мы составляли? (предложения)

– Прочитайте I группа своё предложение.

– Докажите, что это предложение.

– Какой знак поставили в конце предложения? Почему?

– Прочитайте II группа своё предложение.

– Какой знак поставили в конце предложения? Почему?

– Прочитайте III группа своё предложение.

– Какой знак поставили в конце предложения? Почему?

(если есть время: можно записать эти предложения дифференцированно и создать проблемную ситуацию, убрав одно слово из предложения.)

– Вот и подошло наше путешествие к концу. (Слайд 16)

Пока мы возвращаемся, давайте подведём итог нашего путешествия.

III. Итог урока

– Что повторили о слове и предложении?

– Что интересного вы узнали в ходе морского путешествия?

– Как вы думаете, получили мы сегодня пользу от нашего путешествия? Какую?

– Посмотрите, наша карта изменилась. Потому что мы отыскали клад!

(Слайд 17)

– Это ваша школа! Где вы можете путешествовать, делать открытия. В этом помогут вам учителя и книги.

– А если вы хотите больше узнать о морских обитателях, то можете взять энциклопедии в библиотеке школы или города.

IV. Рефлексия

У каждого ученика на парте по две морских звёздочки жёлтого, серого цвета. Кто считает, что получил пользу от нашего путешествия и сможет отличить слово от предложения – поднимите жёлтую звезду.

Кто ещё не может отличить слово от предложения, поднимите серую звезду.

(Слайд 18)