Цель: Формирование понятий “слово” и “предложение”.
Задачи:
- Совершенствовать умение правильно выполнять звуковой анализ слова, согласовывать слова в предложении, определять вид предложений по интонации.
- Развивать навыки грамотного письма, внимание, логику мышления, речь и расширять кругозор учащихся через предметную интеграцию.
- Воспитывать интерес к предмету, любознательность, самостоятельность, умение работать в коллективе, чувство взаимопомощи.
Методы: поисковый, метод консультанта
Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в паре, в группе.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайды, карточки с заданиями, школьные принадлежности, цветные карандаши.
Тип урока: урок-путешествие.
Ход урока
I. Организационный момент
Приложение 1 (Слайд 1)
Учитель: Ребята, а вы любите приключения?
Дети: Да!
Учитель: Хотите отправиться в морское путешествие?
Дети: Да!
Учитель: Готовы ли вы проявить свои знания и умения?
II. Актуализация знаний
Учитель: Когда моряки отправляются в плавание, им обычно говорят “Попутного ветра и ясной погоды”. А кто знает, что значит слово “попутный?”
Дети: варианты ответов детей
Учитель : Перед нами морской путь. (Слайд 2) Это карта нашего путешествия.
– А зачем нужна карта? (Чтобы путешествовать.)
– А ещё для чего? (Найти клад.)
– Попробуем его отыскать ?!
– Перед тем, как отправиться в путешествие, нам необходимо изучить карту.
– Какие острова встретятся на нашем пути? (Остров Звуков и Букв, остров Слов, остров Предложений.)
Задача нашего путешествия повторить звуки и буквы, закрепить знания о слове и предложении.
– Отправляемся в путешествие. (Слайд 3)
– Кто это у нас на пути?
– Наш корабль оснащен современной техникой. Давайте обратимся к электронной энциклопедии и узнаем об этом обитателе.
(Слайд 4 с изображением морского ежа)
Учитель: Морские ежи относятся к классу беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело шаровидное, дисковидное или сердцевидное (диаметр от 2–3 мм до 3 см), покрыто пластинками с подвижными иглами. Обитают на дне морей.
– На пути какого острова нам встретился морской еж?
Учитель: На какие две группы делятся звуки? (гл., согл.)
– Какие звуки мы называем гласными? Какие согласными?
– Молодцы! Мы с вами окажемся на острове, если выполним задание морского ежа.
Задание 1: Произведите звукобуквенный анализ слова море.
Учитель: Прежде чем, приступить к анализу, произнесём это слово.
– Сколько слогов в слове? Произнесите первый слог, второй.
– Как мы обозначаем гласные звуки в схеме? Как согласные? Для чего нужен колокольчик?
А теперь у вас на партах лежит раздаточный материал для составления звуковой модели слова. Составьте звуковую модель слова море.
Работаем в паре.
Проверка.
(К доске вызвать, ту пару, которая допустит ошибку в составлении модели.)
– Найдите ошибку.
Разбираем ошибку и доказываем ([м] – согл, тв, звон., [о] – гл., уд., [р'] – согл., мяг., зв., [э] – гл., безуд.) Сколько в этом слове букв? Сколько звуков?
– А теперь откройте тетради. Найдите точку – начало работы. Запишите слово море (вызвать ученика).
– Вот мы и на острове “Звуков и букв”. И звуки нам предлагают немного отдохнуть. (Слайд 5)
Физкультминутка (алфавит)
– Вот мы отдохнули и отправляемся дальше. (Слайд 6)
– А кто помнит, какой следующий остров?
– Давайте проверим. (Слайд 7)
– Что вы знаете о слове? (Из чего состоит слово?) Когда оно состоит из звуков? Когда из букв?
– А кто это плывёт к нам навстречу?
(Слайд 8 с изображением осьминога)
Дети: Осьминог.
Учитель: Кто знает, почему это животное получило такое название? Давайте снова обратимся к электронной энциклопедии.
Учитель: Осьминоги относятся к отряду морских моллюсков класса головоногих. На голове 8 длинных щупалец (рук). Длина тела от 1 до 60 см, а с щупальцами – до 5 метров. Есть ядовитые виды, опасные для человека.
– Ребята, мы окажемся на острове Слов, если выполним задание осьминога.
Послушайте его внимательно.
Задание 2:
Мы малышки – коротышки,
Будем рады, если ты
Поразмыслишь и отыщешь
И начала и концы.
Учитель: Ребята, перед вами слова, которые рассыпались. Соберите их и запишите. Работает каждый самостоятельно.
(Вводится консультант)
Проверка: правильный вариант выполнения на доске. Сравните свою работу с вариантом на доске.
ТИК (кит) БАРЫ (рыба) ЛКАУА (акула)
Учитель: Молодцы! Вот мы и на острове “Слов” (Слайд 9)
– Что вы делали, чтобы получилось слово? (Переставляли буквы.)
– Давайте ещё раз скажем, из чего состоят слова? Когда из букв? Когда из звуков?
– Я вам предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка– Сейчас я буду называть слова. Если слово связано с морской темой, то вы хлопаете в ладоши. Если нет, то вы топаете одной ножкой.
Вода, корабль, парта, матрос, учитель, школа, паруса.
– Молодцы!
– Отправляемся дальше. (Слайд 10)
– Кто это плывёт к нам навстречу?
(Слайд 11 с изображением морская звезда)
Дети: Морская звезда.
– И вновь мы обратимся к электронной энциклопедии.
Учитель: Морская звезда относится к классу беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело ярко окрашено, в форме звезды (до 50 лучей) или пятиугольника. А живут они на дне морей и океанов.
– А какой ещё бывает звезда? (звезда на ёлке, на небе, артисты…)
– Чтобы попасть нам на остров предложений, нам необходимо выполнить задание.
Задание 3:
Лишь буквы – те, что в этих строчках
Даны не более, чем раз, –
Тебе помогут быстро, точно
Секретный выполнить приказ. (прочитать 2 раза)
Учитель: Что нам надо сделать? Кто сможет объяснить задание?
З П С Б З С У П Д З Ь ?
П З В П Р З П А Ж Ж Г П П О Ж М ?
М М Л З З Е Щ Щ Н Э М Э И ?
(Буквы напечатаны на карточках, расположены на доске. Дети выбирают букву, которая не повторяется и выставляют напротив каждой строчки.)
– Прочитайте, что у нас получилось на первой (на второй, на третьей) строчке (будь, врагом, лени).
– Что записано на каждой строчке? (Слово.)
– Что можно составить из слов? (Предложение.)
– Что такое предложение? (Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль.)
– Можно ли из этих слов составить предложение?
– Составьте предложение. Докажите что у вас получилось предложение. А я вижу только 3 слова.
– А какова мысль этого предложения? (Варианты ответов детей.)
Учитель: Каждый человек, чтобы чего-то добиться в жизни должен трудиться, а для этого ему надо быть врагом лени.
– Какие три правила о написании предложения вы знаете?
Дети:
1) Начало предложения пишу с заглавной буквы.
2) Слова в предложении пишутся раздельно.
3) В конце предложения ставится точка
Учитель: Запишите это предложение в тетрадь. (Один ученик вызывается к доске.)
– Вот мы и на острове Предложений (Слайд 12)
– Я вам предлагаю немного поплавать с рыбками
Физкультминутка
(Слайд 13)
“Рыбки”
Рыбки плавали, ныряли
В теплой, солнечной воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
– Продолжаем наше морское путешествие.
(Слайд 14)
– А вот и новая встреча.
– Кто это?
(Слайд 15 с изображением медузы)
– Обратимся к электронной энциклопедии.
– У медузы тело в виде колокола или зонтика, студенистое, диаметром от нескольких мм до 2,5 метров. По краям зонтика щупальцы, которые способны вызывать ожоги.
– Медуза нам тоже предлагает задание.
Задание 4
Вам необходимо составить предложение из слов и
выбрать нужный знак в конце предложения.
Каждой группе выдан набор слов и знаков
препинания.
Работа в группах
I группа: | Ты | видел | медузу | . | ! | ? | |
II группа: | Ура, | я | видел | медузу | . | ! | ? |
III группа: | Медузы | живут | в | море. | ! | ? |
Проверка представители от каждой группы располагают своё предложение на доске.
Учитель: Что мы составляли? (предложения)
– Прочитайте I группа своё предложение.
– Докажите, что это предложение.
– Какой знак поставили в конце предложения? Почему?
– Прочитайте II группа своё предложение.
– Какой знак поставили в конце предложения? Почему?
– Прочитайте III группа своё предложение.
– Какой знак поставили в конце предложения? Почему?
(если есть время: можно записать эти предложения дифференцированно и создать проблемную ситуацию, убрав одно слово из предложения.)
– Вот и подошло наше путешествие к концу. (Слайд 16)
– Пока мы возвращаемся, давайте подведём итог нашего путешествия.
III. Итог урока
– Что повторили о слове и предложении?
– Что интересного вы узнали в ходе морского путешествия?
– Как вы думаете, получили мы сегодня пользу от нашего путешествия? Какую?
– Посмотрите, наша карта изменилась. Потому что мы отыскали клад!
(Слайд 17)
– Это ваша школа! Где вы можете путешествовать, делать открытия. В этом помогут вам учителя и книги.
– А если вы хотите больше узнать о морских обитателях, то можете взять энциклопедии в библиотеке школы или города.
IV. Рефлексия
У каждого ученика на парте по две морских звёздочки жёлтого, серого цвета. Кто считает, что получил пользу от нашего путешествия и сможет отличить слово от предложения – поднимите жёлтую звезду.
Кто ещё не может отличить слово от предложения, поднимите серую звезду.
(Слайд 18)