Урок-соревнование по теме "Алканы"

Разделы: Химия


Химия имеет статус непрофильной дисциплины в физико-математическом классе. Возможно, ли за 1 час в неделю дать завершенное базовое образование? Как повысить интерес к предмету? Как усилить мотивацию учащихся к изучению непрофильной химии? Работая несколько лет в профильных классах, я для себя определила один из путей решения проблем это использование методов активного обучения (игры, соревнования). Игры вносят непринужденную обстановку в урок, помогают учителю разнообразить и оживить изложение материала, вызвать интерес к теме, позволяют успешно решать и реализовать поставленные цели и задачи.

Тип урока: обобщающий

Вид урока: урок-соревнование

Цель:

  1. образовательная – обобщить учебный материал по теме «Алканы», проверить степень усвоения материала, стимулировать познавательную активность учащихся;
  2. воспитательная – воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно;
  3. развивающая – развивать интерес к предмету, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике.

Задачи:

  • Обобщить знания о строении, свойствах, получении, применении алканов;
  • Закрепить понятия «изомеры» и «гомологи»;
  • Уметь составлять формулы изомеров и гомологов;
  • Называть вещества по систематической номенклатуре;
  • Повторить решение расчетных задач на выведение формул углеводородов.

Оборудование: карточки с заданиями для групп, кроссворд, оценочные листы для жюри и для команды, для победителей в личном первенстве готовим шоколадные медали, для команд – конфеты.

Ход урока

Учитель объявляет тему и цель урока, разъясняет порядок работы. Урок проводится в виде соревнования между командами. Каждая команда выбирает себе название (можно предложить «Метан», «Этан», «Пропан», «Бутан») и капитана. Командную работу оценивает жюри (Приложение 1), а личные результаты учитывает капитан и заносит их после каждого этапа в оценочный лист (Приложение 2). По общей сумме баллов в конце занятия определяем победителей в личном и командном зачете.

Этап 1. Обгонялки

Каждой команде предлагается ответить на два вопроса, оцениваем правильность и скорость ответа (по 1 баллу). Побеждает команда, которая ответила быстро и правильно.

Вопросы:

  1. Какие органические вещества относят к углеводородам?
  2. Назовите общую формулу алканов.
  3. Какой тип гибридизации атома углерода в предельных углеводородах?
  4. Назовите валентный угол и длину С-С связи в молекулах алканов.
  5. Какой алкан является основным компонентом природного газа?
  6. Какие реакции наиболее характерны для алканов?
  7. Как называется реакция, сопровождающаяся выделением тепла и света?
  8. Как называется реакция галогенпроизводных алканов с металлическим натрием?

Этап 2. Найти формулу

Из списка выбрать формулы алканов, составить их структурные формулы (3 балла за полный правильный ответ). Представители команд это задание выполняют на доске.

  1. С2Н4, С3Н8, С7Н14, С7Н16, С4Н10, С6Н6
  2. СН4, С3Н4, С2Н2, С7Н16, С6Н12, С2Н6
  3. С3Н8, С2Н5ОН, С5Н12 , С6Н10, С6Н14
  4. С5Н10 , СН4, С8Н18, С4Н10О, С10Н22

Этап 3. «Полоса препятствий»

Каждая команда получает карточки со следующими заданиями. Ответы записать на листах и передать жюри (за каждый правильный ответ 1 балл). Пока жюри проверяет, можно устно спросить ответы у команд.

1) Соедините линией структурную формулу с соответствующим ей названием.

2) Напишите структурные формулы по названиям веществ.

а) 2 – метилпропан;
б) 2,2 – диметилгексан;
в) 3 – метилбутан;
г) 2,3 – диметилпентан.

3) Напишите структурные формулы трех изомеров пентана, определите вид изомерии и дайте им названия по систематической номенклатуре.

4) Составьте структурные формулы двух ближайших гомологов вещества, имеющего строение: СН3 ─ СН2 ─ СН2─ СН3. Дайте названия всем веществам по систематической номенклатуре.

Этап 4. Восстанови запись

На доске были записаны уравнения реакций, характеризующие основные способы получения парафинов и их химические свойства. Но кто-то проник в кабинет и стер часть записей. Необходимо их восстановить. (за правильные ответы 3 балла).

Этап 5. «Кроссворд»

Каждой команде выдаем кроссворд. Время на решение 3-4 минуты (5 баллов) (Приложение 3)

По вертикали: 1. Одно из названий предельных углеводородов.

По горизонтали: 2. Алкан, имеющий молекулярную формулу C3Н8. 3. Простейший представитель предельных углеводородов. 4. Французский химик, чье имя носит реакция галогенпроизводных углеводородов с металлическим натрием. 5. Геометрическая форма, которую напоминает пространственное строение молекулы метана. 6. Тривиальное название трихлорметана. 7. Название радикала C2Н5. 8. Тип реакции, наиболее характерные для алканов. 9. Агрегатное состояние первых четырех представителей алканов при обычных условиях.

Ответы: 1. Парафины 2. Пропан 3.Метан 4. Вюрц 5. Тетраэдр 6. Хлороформ 7. Этил 8. Замещение 9. Газы

Этап 6. Реши задачу

Каждая команда должна решить одну задачу на нахождение формулы углеводорода по известным массовым долям углерода и водорода и относительной плотности искомого углеводорода.

(5 минут, 5 баллов) Во время решения задачи включаем тихую музыку.

Дано:

ω(С)=83,3% ω(С)=82,8% ω(С)=80% ω(С)=81,8%
ω(Н)=16,7% ω(Н)=17,2% ω(Н)=20% ω(Н)=18,2%
Д(H2)хНу)=36 ДвоздхНу)=2 Д(Н2)хНу)=15 Д(N2)хНу)=1,57

Этап 7. «Зашифрованное письмо»

Прочитав данные предложения, найдите в них названия предельных углеводородов (по 1 баллу за правильный ответ)

  • Цветок_Таня посадила в красивый белый горшок.
  • Смета_на строительство нового объекта была утверждена.
  • Красивое ожерелье, но_на_ней оно выглядело тускло и безлико.
  • В деревне про_панночку ходили самые невероятные слухи.

Итог урока.

Капитаны подсчитывают баллы за личное участие, жюри подводит итоги соревнования, выставляем оценки. Победителям в личном зачете вручаем медали, а победившей команде – конфеты.