Цели:
- Сформировать представления о жизни птиц зимой.
- Воспитание доброты и милосердия к зимующим птицам.
- Формировать представления о взаимосвязи в природе.
- Воспитание любви к родному Алтайскому краю.
Оборудование: Грамзапись “Голоса птиц в природе”, рисунки птиц: воробей, сорока, ворона, голубь, синица, снегирь, поползень, клёст, дятел, свиристель, синица – московка.
Ход урока
1. Финоминутка
– За какими оседлыми птицами вы наблюдали осенью и зимой? (Ответы детей.)
Сегодня нам предстоит изучить жизнь птиц зимой и выяснить, кто же является их настоящим другом в нашем классе.
Птицы, которые не улетают в дальние края, а зимуют с нами, называются зимующими, а те, которые во все времена года живут на нашей алтайской земле, являются не только зимующими, но и оседлыми.
Изучение жизни птиц можно начать с кормушки на балконе, на дереве во дворе.
Какие птицы прилетают на вашу кормушку? Расскажите о них. (Высказывания детей.)
Учитель зачитывает рассказ М. Ярославцевой.
“У меня тоже есть кормушка за окном. Как-то утром я положила в неё кусочек несолёного сала – и тут же появилась большая синица. Видимо, она проголодалась, так как на меня она не обращала внимания и очень энергично принялась клевать сало. А тут откуда-то воробьиха появилась и без промедления приступила к еде, только с другого бока.
Синица от такой наглости перестала клевать, раскинула крылья (посмотри, какая я большая), раскрыла клюв (видишь, какая я злая!!!), а воробьиха, знай себе, клюёт да клюёт
Наелась, посмотрела так спокойно на взъерошенную синицу, коротко чирикнула (похоже, сказала “Ух, жадина”) и улетела. Синице потребовалось ещё какое-то время, чтобы в себя прийти от такой наглости, после чего она ещё немного поклевала и тоже улетела”.
На улицах наших сёл и городов зимой, кроме привычных воробьёв, больших синиц, можно видеть голубей, сорок, ворон, но когда выпадает снег и ударяют морозы, к нам жалуют зимние гости.
Вот один из них:
Сероспиный, красногрудый,
В зимних рощах обитает,
Не боится он простуды.
С первым снегом прилетает.
Кто же это? (Снегирь.)
Первые снегири у нас около жилища человека появляются в ноябре. Это наши, местные, из леса прилетели к людям. А вот в декабре, январе, феврале гости дальние из северных лесов жалуют к нам. Уж больно голодно на их родине.
Вы умеете отличить снегиря от снегирихи? “Красногрудый, сероспиный” – это снегирь, самочка вся серенькая, однако снегирь, всегда остаётся “ настоящим мужчиной”. На ветке она съедает первая ягоды рябины, калины, семена вяза, клёна. Снегирь ей уступает лучшее место, да ещё напевает негромко малодично.
Вывод. Как же узнать снегирей? – Чем они кормятся? Откуда прилетают в наш край? Почему?
Зима наша славится морозами, метелями, одним словом, сибирской погодой. И вот....
К нам с ветрами прилетели
Стайки ярких свиристелей”
П.Барто
Вам доводилось видеть на рябинах, клёнах, калине сравнительно крупных с хохолком на голове птиц? Они прилетели к нам тоже из таёжных северных лесов. Чем же кормятся эти птицы? Ответ найдем у Павла Барто:
...Много ягод свиристелям
Заготовил можжевельник,
Есть крушина, есть калина,
А у старого овина
Стынет в инее рябина.
Как пришла пора метелей
Налетели свиристели,
Засвистели, засвистели –
Всё до ягодки поели”.
Вот какое разнообразное ягодное меню у этих птиц! А чем их может угостить наш город?
В парках и садах у нас растут калина, рябина, черёмуха. Ребята, вы слушали песню свиристелей? Надо слушать не одну из птиц, а всю стаю. (Прослушиваем грамзапись “Голоса птиц”.) – какие чистые, звонкие, хрустальные звуки. Действительно, свирель напоминают. Это пела стая свиристелей.
– Как выглядят свиристели? Откуда прилетают к нам свиристели? – Чем вы их угостите на своих кормушках? Почему они получили такое название?
Теперь пора заглянуть в лес. У нас есть в лесу кормушка. И здесь я сделала самые интересные наблюдения и написала рассказ” Зимний день в лесу” предлагаю послушать отрывок из него.
“Над кормушкой, где были насыпаны крошки белого хлеба и семечки, громко переговариваясь, суетились многочисленные малютки синички – московки, перепархивая с сосны на сосну. Два поползня сосредоточенно таскали куда-то семечки – прятали на чёрный день. Полюбовавшись весёлой стайкой пичуг, я двинулась в лес. Огромными снежными шапками были покрыты кроны сосен. Рядом с тёмными стволами хвойных ослепительно белыми кажутся стволы берёз. Всё так спокойно и тихо, что не хочется спешить и громко говорить. Но нашлись же нарушители этого сонного царства – на ветках берёз уселась стая длиннохвостых синиц. Они словно повисали на тонких веточках, стремительно перепархивая с ветки на ветку”.
Каких зимующих птиц можно встретить в нашем лесу ещё? Давайте прислушаемся.... Слышите, это он:
“ В яркой шапке пёстрый дятел
Корольков, синиц приятель,
Барабанит в мёрзлый ствол:
“ Эй, компания, за стол!
Подбирайте меж соринок
Кто жуков, а кто личинок....”
П. Барто
Почему дятел “синиц приятель”? В алтайских лесах его сопровождают и московки, и большие, и длиннохвостые синицы и поползни. Приглядитесь к этой шумной компании, и вы поймёте, что вместе с дятлом его добычей питаются и другие, более мелкие птицы. Но это ещё не всё. Слушайте, почему дятел большой друг всех зимующих птиц.
“Продолбил гнилушку дятел,
А в дупле тепло, как в хате;
Пусть снаружи холод, снег, –
Есть продрогшему ночлег!”.
П. Барто
Вот теперь вы полностью оцените роль дятла в зимнем лесу для зимующих птиц.
Вывод: Какое же значение имеет дятел в природе?
Трудно представить алтайский лес без поползня. Вот его портрет:
Голубая спинка,
Рыженький бочок,
По стволу осинки
За скачком скачок”.
Это серо – голубая с коротким хвостом птица, с цепкими пальцами, крепким клювом способна бегать по стволам деревьев не только снизу вверх (так делают все птицы), но и сверху вниз.
Сам о себе он так говорит:
“Свистнул: “Эй, вы, дятлы!
Клювом вниз скачу...
Вам такое вряд ли,
Дятлам по плечу!”.
П. Барто
Как же поползень переживает холодную алтайскую зиму? Правильно он ещё летом делает многочисленные запасы.
Но в зимнем лесу есть совершенно удивительные птицы – яркие, нарядные, их ещё за окраску и клюв называют северными попугайчиками. Представьте себе заснеженный зимний лес.
“Сверкает снег. Мороз.....
И ожили верхушки-
Клесты проснулись,
Ельник полон звоном.....
Румяные, они снуют
В шатре зелёном......
Для малышей своих-
Птенцов- голышек-
Клесты в январские
Крутые времена
Щипцами клюва
Из еловых шишек
Смолистые таскают семена”.
- Почему клестов называют северными попугайчиками?
- Когда у них появляются птенцы?
- Чем птенцов кормят родители?
И представьте, папа их кормит или еловой или сосновой кашей (из семян ели или сосны). Птенцы каши наедятся и спать. Снизу – гнездо, как пуховая перинка, сверху — мама как перяное одеяльце, а изнутри – каша греет. Страшен ли клестятам мороз? Это далеко не все обитатели зимнего леса. На прогулках вы встретите и многих других.
Но заботы у зимующих общие. Какие? Первое – найти корм, второе – ночлег. Корма в первой половине зимы достаточно, но во второй – плоды и семена съедены в значительной мере, и птицам начинает угрожать голод. И человек должен прийти на помощь пернатым. Вот как два брата.
Каждый день,
Когда встаём,
Мы с братишкою вдвоём,
Взяв крупы
И хлебных крошек,
На крыльцо бежим скорей.
Много ласковых,
Хороших
Прилетает к нам друзей.
И проныры воробьи,
Ждут нас также терпеливо
И красавцы снегири.....
Г. Ладонщиков.
- С какими птицами мы встречаемся зимой возле жилищ человека? В лесу?
- Чем они заняты?
- Как человек должен помогать птицам зимой?
- Почему зимующие птицы не улетают в жаркие страны?
Давайте зададим этот вопрос воробью.
Ученица:
Воробей-воробушек
В сером зипуне,
Что же ты не весел?
Иль не рад зиме?
Воробей: Я тебе отвечу,
Мой давнишний друг,
Все мои соседи
Подались на юг.
Опустело поле,
Речка тихо спит,
Облетели листья,
С клёнов и ракит,
Солнышко далёкое
Стало слабо греть...
Всё же мне не хочется
Никуда лететь....
Знаю, будут вьюги
Петь тут и кружить,
Но разлуки с родиной
Мне не пережить.
Г. Ладонщиков
Итог урока
Домашнее задание
Наблюдайте за птицами в лесу, в парке, на улице.
Следите, чтобы на кормушке всегда был корм для
птиц.