Цель: Дать знание о взаимосвязи имен прилагательных с именами существительными.
Задачи:
Образовательные:
- актуализировать знания учащихся по теме “Имя существительное”, “Имя прилагательное”;
- дать знание о взаимосвязи имени существительного и зависимого от него имени прилагательного;
- отрабатывать полученные знания по образцу и в изменённой ситуации;
- научиться ставить вопрос от имени существительного к зависимому от него имени прилагательного.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес,
- развивать аналитико-синтетические способности.
Воспитательные:
- в целях решения задач нравственного воспитания добиваться достижения конечного результата, воспитывать трудолюбие, аккуратность;
- в целях решения задач эстетического воспитания дать знания о старинной русской игрушке, прививать любовь к декоративно- прикладному творчеству.
Оборудование
- таблицы;
- карточки для индивидуальной работы;
- наглядность по теме словарно- орфографическая работа.
Литература: С.И. Ожегов “Толковый словарь”.
Тип занятий: урок изучения нового материала.
Структура урока русского языка
- Организационный момент.
- Словарно-орфографическая работа.
- Актуализация знаний.
- .Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы и цели урока.
- Изучение нового материала.
- Первичное закрепление.
- Физкультминутка.
- Закрепление изученного.
- Подведение итогов. Рефлексия.
Ход урока
Таблица 1
№ | Этапы урока | Деятельность | |
учителя | учащихся | ||
1 | Организационный момент | Приветствие учащихся, создание доброжелательной атмосферы в классе, проверка готовности учащихся к уроку | Приветствие учителя, проверка готовности к уроку |
2 | Словарно- орфографическая работа | Введение нового слова в активный словарь детей | Знакомство с новым словом, определение лексического значения слова |
3 | Актуализация знаний | Актуализация знаний | Применение ранее изученных знаний |
4 | Целепологание, мотивация. | Подбор учебного материала | Формулирование предназначенной для изучения темы и цели урока |
5 | Изучение нового материала | Организационная и контрольно - корректирующая функция | Формулирование алгоритма действия и вывода |
6 | Первичное закрепление | Объяснение | Практическая деятельность |
7 | Физкультминутка | Дидактическое задание по теме урока | Выполнение физической нагрузки. Не отвлекаясь от темы урока |
8 | Закрепление изученного | Использование частично- поискового метода | Выполнение лексико- орфографических упражнений конструктивного характера |
9 | Подведение итогов урока. Рефлексия | Анализ работы учащихся | Оценка собственной деятельности. Рефлексия собственных достижений |
Таблица 2
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
1 | Организационный момент | Приветствие учащихся, создание доброжелательной атмосферы в классе, проверка готовности учащихся к уроку | Приветствие учителя, проверка готовности к уроку | |
2 | Словарно-орфографическая работа | – Определите словарное слово, с которым мы сегодня познакомимся, и назовите его. | – Это слово матрёшка. | |
– Объясните лексическое
значение этого слова: – Что такое матрёшка? – Какая это игрушка? |
–Это игрушка. Она деревянная, красивая, состоит из нескольких маленьких кукол. | |||
– Обобщите всё сказанное. | – Матрёшка – это деревянная игрушка, состоит из нескольких кукол. | |||
– Сергей Иванович Ожегов в
толковом словаре даёт следующее определение: Матрёшка – пустая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера. |
||||
– Что можно отметить в написании слова? | -Безударная гласная а, парная согласная в корне слова ш. | |||
– Запишите слово с комментированием. | – Слово матрёшка: три слога, ударение падает на второй слог, первая гласная а – безударная, непроверяемая, парная согласная ш, проверочное слово - матрёшечка. | |||
3 | Актуализация знаний | – Определите, какой частью речи является словарное слово. | – Имя существительное. | |
– Что такое имя существительное? | – Имя существительное-это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? | |||
– Назовите грамматические признаки имени существительного. | – Имена существительные могут быть одушевлённые и неодушевлённые, бывают мужского, женского или среднего рода .Например:… | |||
– Как определить род имени существительного | – К именам существительным м.р. можно
подставить слова–- он, мой. Например,… Ж. р. - она, моя. Например, С.р. - оно, моё. Например,… |
|||
– У каких существительных мы не можем определить род? | – У существительных множественного числа. | |||
– О какой части речи говорится в
этом стихотворении: Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь. |
– Об имени прилагательном. | |||
– Что такое имя прилагательное? | – Имя прилагательное - самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие? Например, … | |||
– Назовите грамматические признаки имён прилагательных. | – Изменяются по родам, числам. | |||
– Какую роль играют имена прилагательные в речи? | Ответы детей. | |||
4 | Целеполагание и мотивация | – Я рассказала об истории
русской матрёшки иностранному гостю, и после
моей беседы он составил такие словосочетания матрёшка деревянное мастер знаменитая дело золотой (определите часть речи) |
1-й столбик - имена существительные, 2-й столбик - имена прилагательные. | |
– Прочитайте слова парами. Что вы заметили? | – Они не связаны. | |||
– Что не хватает именам существительному и прилагательному? | – Связи между именем существительным и именем прилагательным. | |||
Запись на доске: Имя
существительное |
||||
– Сформулируйте тему урока. | “Связь имени существительного с именем прилагательным”. | |||
– Сформулируйте цель урока. | 1) узнать, как связаны между собой имя
существительное и имя прилагательное; 2) научиться устанавливать взаимосвязь; 3) закрепить полученные знания на практике. |
|||
5 | Изучение нового материала | – Приступаем реализации 1-ой
задачи: узнать, как связано имя прилагательное с именем существительным, и составить алгоритм своих действий, по которому нужно работать |
||
– Какое слово главное в словосочетании? | – Имя существительное. | |||
– Что мы определим у имени существительного? | – Определяем род и число. | |||
Алгоритм действий: 1. Определить род и число имени существительного матрёшка |
– Имя существительное, женский род, единственное число. | |||
– Следующий шаг? | – Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному. | |||
2. Задать вопрос от имени
существительного к имени прилагательному. Матрёшка -ж .р. ед.ч.(какая?) |
||||
– Что нужно сделать в
соответствии с вопросом? 3. Имя прилагательное должно стоять в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное. Матрёшка –ж .р. ед.ч.(какая?) деревянная (ж.р. ед.ч.) |
– Изменить имя прилагательное. Поставить его в том же роде, числе, что и существительное. | |||
– Алгоритм действий составлен.
Измените остальные словосочетания
соответственно этому алгоритму. Мастер – м.р. ед.ч. (какой?) знаменитый м.р. ед.ч. Дело – ср.р. ед.ч. (какое?) интересное ср.р. ед.ч. Руки мн.ч. (какие?) золотые мн.ч. |
Дети объясняют. Учитель записывает на доске, дети в тетради. | |||
-Какая существует связь между
именем существительным и именем прилагательным? – От какого слова зависит род и число имени прилагательного? – Приведите примеры. – Дополните пословицу ………руки не знают скуки. |
– Имена прилагательные стоят в том же роде и числе, что и имена существительные. | |||
– Подберите имя прилагательное по составленному алгоритму. | – Руки – сущ. мн.ч. (какие?) умелые, умные. | |||
6 | Физкультминутка | – Я сейчас буду называть словосочетания. Если имя прилагательное не согласовано с именем существительным в роде и числе – приседаете, если согласовано – делаете 2 хлопка. | Декоративное искусство мягкий кисть картинная галерея быстрые набросок острый карандаш акварельное краски сказочный сюжет растительный узор |
|
7 | Закрепление | – От какого слова зависит род и число имени прилагательного? | – От имени существительного, с которым оно связано? | |
– Проверим свой вывод. Откройте учебник (работа с учебником по теме). – Подберите имена прилагательные. |
Дети читают существительное, ставят вопрос и подбирают имя прилагательное. | |||
– Прочитайте упражнение. – Чем отличается задание от предыдущего? |
– Нужно к именам прилагательным подобрать имена существительные. | |||
– Можно ли ставить вопрос к имени существительному? | – Нельзя. | |||
– А как мы должны подобрать имя существительное? | – По смыслу. Оно должно иметь тот же род и число, что и имя прилагательное. | |||
…(какой?) – чудесный м.р. ед.ч. …(какое?) – праздничное ср.р. ед.ч. …(какая?) – известная ж.р . ед.ч. …(какие?) – окрестные мн.ч. |
||||
– Что общего у имён
прилагательных? Работа на карточке. – Прочитайте предложения, рассмотрите таблицу. (Учитель читает вслух) |
– Имена прилагательные с одинаковой орфограммой. | |||
– Какое нужно дать задание в
соответствии с темой урока? (задание для слабых учеников – записать три предложения) (проверка после выполнения работы) |
– Записать предложения по порядку,
опираясь на шифр. – Вставить пропущенные буквы. – Выделить орфограммы и окончания. – Определить род и число имени прилагательного. |
|||
– Прочитайте полученный текст. – Назовите орфограммы на согласную букву. – Кто верно выполнил задание? |
||||
8 | Итог | – О чём мы говорили сегодня на уроке? | – О связи имени прилагательного с именем существительным. | |
– В чём выражается связь прилагательного с существительным? | – Имя прилагательное стоит в том же роде и числа, что и существительное, от которого оно зависит. | |||
– Кто понял тему урока? – Как вы оцениваете свою работу на уроке? |
Дети поднимают карточки. | |||
9 | Домашнее задание | – Подобрать к карточкам 1 вариант – имена прилагательные (3–4) 2 вариант – имена существительные(3–4) |