Цели:
- Выявление зависимости климата от человека и человека от климата, конкретизация представлений о влиянии климата и погоды на здоровье человека.
- Совершенствование умений сопоставлять, выявлять закономерности, устанавливать причинно- следственные связи.
- Воспитание бережного отношения к своему здоровью.
Оборудование: физическая и климатическая карты России, атласы, контурные карты, мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.
Тип урока: обобщение знаний.
Форма проведения: урок-исследование.
Ход урока
I. Организационный момент
Слайд, см. Приложение 1
Учитель: Самое ценное у человека всегда было и остаётся здоровье. Задача этого урока: выявить, как элементы климата влияют на здоровье человека, а задача ваша – ещё раз осмыслить – что это – дар природы, сохранение его – в ваших руках.
II. Актуализация знаний
Задание 1. Географический диктант. Слайд
- Область повышенного давления в атмосфере с максимумом в центре.
- Граница, разделяющая две воздушные массы различной температуры.
- Движение воздуха относительно земной поверхности, вызванная неравномерным распределением атмосферного давления и направленное от высокого давления к низкому. 4.Повышение температуры воздуха с высотой в некотором слое атмосферы вместо обычного понижения.
- Устойчивые сезонные ветры, направление которых резко меняется на противоположное, в зависимости от времени года.
- Область пониженного давления в атмосфере с минимумом в центре.
- Прибор для измерения атмосферного давления.
- Линии на климатической карте, соединяющие точки с одинаковыми средними температурами воздуха.
- Карта, на которой цифрами и условными знаками нанесены результаты одновременных наблюдений за погодой, а так же данные синоптического анализа.
- Атмосферный фронт, возникающий в тех случаях, когда холодный фронт как бы подныривает под теплый, приподнимая теплый воздух высоко над поверхностью.
- Крупные объемы воздуха, отличающиеся по своим свойствам: температуре, влажности и прозрачности.
- Изменение свойств воздушных масс при их передвижении над территорией России. 13.Соотношение годового количества осадков и испаряемости.
- Количество влаги, которая может испариться с поверхности при данной температуре. 15.Свойства климата, обеспечивающие сельскохозяйственное производство.
- барометр
- изотерма
- ветер
- циклон
- испаряемость
- антициклон
- воздушные массы
- атмосферный фронт
- трансформация воздушных масс
- фронт окклюзии
- муссоны
- агроклиматические ресурсы
- коэффициент увлажнения
- синоптическая карта
- температурная инверсия
(Взаимопроверка. Ответы: 6, 8, 3, 15, 11, 4, 1, 2, 14, 10, 7, 9, 13, 5, 12 ) слайд
Задание 2. слайд
– “Лети, лети лепесток, через запад на восток..”. Вы все помните заклинание девочки из сказки “Цветик-семицветик”. Ваша задача: собрать ромашку из лепестков, на которых написаны климатообразующие факторы.
- Географическая широта местности (+)
- Выветривание
- Рельеф (+)
- Подстилающая поверхность (+)
- Близость океанов (+)
- Течения (+)
- Циркуляция воздушных масс (+)
- Разрушение почв
- Влияние человека (+)
– Какой фактор для вас новый? -Влияние человека.
Вывод: Оказывается, не только климат влияет на человека, и человек влияет на климат, что сегодня не раз мы с вами докажем.
III. Работа над основным материалом
– Какие неблагоприятные опасные атмосферные явления следует отметить, которые влияют на здоровье и хозяйственную деятельность человека? Слайд. (Ранние заморозки, сильные морозы, град, туман, ураганы, жара, снегопад, ливни)
Сообщение ученика.
– Какие климатические условия принято называть благоприятными? (Благоприятные, которые не нарушают здоровья, не мешают в хозяйственной деятельности человека, вызывают положительные эмоции у человека; неблагоприятные, которые вызывают болезненное состояние у человека, при котором самочувствие человека изменяется в худшую сторону, нарушают хозяйственную деятельность человека?)
– Какие изменения состояния здоровья человека могут вызывать элементы климата? Слайд. (Одышка, учащённое сердцебиение, разбитость, апатия, сосудистые изменения, ухудшение самочувствия, нарушение обмена веществ, усталость, головная боль, быстрое утомление и т. д.)
Вывод: Можно утверждать, что здоровье и самочувствие человека зависит от климатических и погодных условий.
Коллективная работа: Классификация типов погоды с точки зрения влияния на здоровье человека. Слайд
– В чём разница между понятиями климат и
погода?
– Может быть, у природы и “нет плохой погоды”, но
всегда ли “каждая погода – благодать”?
– Выделите типы погод для нашей местности с
точки зрения влияния их на здоровье человека?
Благоприятный: день – ясный, температура зимой – до -12, летом – +23, ветер – до 1м, норм. дав.
Неблагоприятный: день – пасмурный, температура зимой – от -25, летом – до +10 и т. д.
– Какой тип погоды чаще всего встречается в
нашей местности?
– Как вы на своём организме испытываете погодные
изменения?
– Мы живём в средних широтах северного
полушария, для которого характерна сезонность.
Какие чаще всего заболевания встречаются зимой?
Вывод: Где бы ни жил человек, он ощущает, чувствует влияние климата и приспосабливается. Поэтому, “живя в погоде”, человек должен уметь защищать себя от капризов погоды.
– Каждый человек привык жить в каких-либо климатических условиях. Есть общее понятие комфортности климата, как сочетание наиболее благоприятных для организма температуры и влажности. На самом деле, человек привыкает к тем климатическим условиям, в которых он живет, даже если они не очень благоприятны. По мнению врачей, после резкой перемены климата, не менее двух недель требуется организму для привыкания к другим климатическим условиям. Когда же человек вынужден переезжать в район неблагоприятного климата, то привыкание может растянуться на годы. Лучше всего человек чувствует себя в тех климатических условиях, в которых жили несколько поколений его предков, и даже летний отдых лучше проводить в своем климатическом поясе.
Практическая работа на контурных картах.
– Однако коренное население во всех районах нашей страны хорошо приспособилось к местным климатическим условиям: к жаре и холоду, постоянной влажности или сухости воздуха. Об этом говорит большое число долгожителей не только в горах Кавказа и Алтая, но и в районе “полюса холода” – Оймяконе, который считается, с одной стороны, здоровой зоной, так как низкие температуры убивают микробы, а с другой –неблагоприятной зоной из-за очень низкой температуры. Зная, что благоприятно для здоровья, что неблагоприятно, выделите климатические районы здоровья. (1 ученик отмечает на стенной карте.) Слайд.
- Наиболее благоприятные: побережье Чёрного, Азовского, Каспийского морей, западная часть Европейской части России.
- Благоприятные: юг Сибири, горы юга Сибири, Северный Кавказ, юг Урала, средняя полоса Центральной России.
- Среднеблагоприятные: север Центральной России, центральная часть Западной и Восточной Сибири, юг Дальнего Востока, Камчатка.
- Малоблагоприятные: Карелия, север европейской части, средняя Сибирь.
Неблагоприятные и крайне неблагоприятные: вблизи северного полярного круга и за ним, климат высокогорий, районы, где К>1, континентальный климат Сибири.
– Где можно создать рекреационные зоны? Слайд.
– Учитывая все положительные стороны климатических условий нашей страны, рекреационные зоны у нас в России созданы во всех природных районах: и в таёжной зоне Западной Сибири, Восточной Сибири, в Забайкалье, в горном Алтае, в Европейской части, в Архангельской области, на севере и на Дальнем Востоке. А вдоль Волги, где проживает примерно 70 млн. населения России, мест отдыха насчитывается до 500.
Вывод: Нигде на территории нашей страны климат не служит непреодолимым препятствием для жизни и хозяйственной деятельности человека. Даже в суровом климате тундры и лесотундры выросли и развиваются такие города и посёлки как Норильск, Воркута, Тикси. И к суровости и к знойности климата человек привыкает, адаптируется, потому – что всё это связано с социальной стороной жизни.
Исследование влияния человека на климат.
Приспосабливаясь к климатическим условиям, человек смог пережить различные колебания климата, но современные изменения его происходят настолько быстро, что приспособление становится невозможным и быстро распространяются заболевания среди населения, вызванные в первую очередь загрязнением атмосферы. Во многих городах нашей страны экологическая обстановка в результате загрязнения атмосферы выбросами предприятий стала критической.
– Привести примеры отрицательного и положительного влияния человека на климат. (Работа с таблицами в конце учебника.)
– Влияние градообразующих предприятий нашего города на здоровье человека (сообщение учащихся)
Вывод: Человек, оказывая отрицательное воздействие на окружающую природу, является причиной своих заболеваний. Здоровье человека и здоровье природы неразделимы.
IV. Итог урока
Слайд.
Вывод: Самочувствие человека зависит от климатических условий, погоды. Климат играет огромную роль в жизни нас, поэтому необходимо знать эти условия, чтобы жить в союзе с природой.
Оценки за урок: каждый оценивает себя сам (условия на слайде).
V. Домашнее задание
Слайд.
- Подготовить сообщение на тему: “Влияние стихийных явлений на здоровье человека” (используя учебник и дополнительный материал).
- Составить карту-памятку оздоровления для себя, для своей семьи, для жителей нашего региона.