Пятый год занимаюсь темой «Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе». Занимаясь этим, нельзя не затронуть тему внутреннего оценивания учащихся в данной деятельности.
Ведь именно самооценка – это ступень к самостоятельности младших школьников, к умению учиться.
Рассматривая этапы работы над проектом можно провести некоторые параллели с развитием внутренней оценки школьника, потому что совершенным учебно-познавательный процесс будет тогда, когда оценка не завершает его, а сопровождает на всех ступенях.
Этапы работы над проектом | Что оценивается |
Выбор темы | Оценка своих увлечений, интересов |
Целеполагание | Оценка умения планировать |
Выдвижение гипотезы | Оценка умения планировать |
Сбор материалов | Оценка умения организовать свою работу |
Проведение исследования | |
Выводы | Оценка своей учебно-познавательной деятельности |
Презентация | Оценка выполнения работы с учетом внешней оценки |
Следует заметить, что внутренняя оценка младшего школьника формируется в основном под влиянием учителя, родителя, сверстников.
Поэтому при подготовительном этапе работы, когда я только рассказываю детям о возможности выполнения такой работы проявляют желание дети, чьи успехи уже оценены в детском саду, учителем, т.е дети с адекватной и завышенной самооценкой.
При дальнейшей работе с детьми выбор темы, целеполагание, выдвижение гипотезы заметила, что внутренняя оценка ребенка может быть резко снижена, возможно причиной тому – непонятность вида деятельности, абстрагирование;
Зато следующие этапы работы – сбор материала, проведение исследований- вновь повышают внутреннюю оценку школьника-интерес к новому, обилие найденного материала по теме, а если исследование связано с конкретными действиями, что соответствует возрастным особенностям ребёнка, то ребёнок чувствует себя настоящим первооткрывателем- «Эврика!», «Я узнал!», «Это моя находка!» + внешняя оценка- дети неучаствующие в проекте просто завидуют тому, что ребенок может больше общаться с учителем, приносит в класс книги, поделки.
Следующий этап – выводы может быть не отмечен особой внутренней оценкой в предвосхищении презентации.
Презентация- тот этап, где ребенок должен весь свой труд представить на суд зрителей. Этот этап наиболее болезнен при анализе внутренней оценке школьника, т.к. умение держаться пред публикой, умение связно говорить (а чаще произносить заученную речь), отвечать на вопросы- все эти необходимые для презентации качества сильно отличаются от проделанной ранее работы. Страх перед выступлением, переосмысливание собранного материала, боязнь быть непонятым – становились причиной резкого снижения самооценки моих учеников. На этом этапе всё зависит от оценки окружающих, внешней оценки.
Данные наблюдения представлены на следующем графике
Выше уже было упомянуто о важности оценки учителя для младших школьников. В проектно-исследовательской деятельности учитель является руководителем работы – его идейным водушевителем, а также играет большую роль в формировании самооценки ученика. Это особенно важно тем детям, чья самооценка завышена или занижена.
Начиная работу над проектом, учитель должен сам понимать цель проектно-исследовательской работы не выход на следующий этап – окружной и всероссийский конкурс, а развитие ребенка.
Понимая это, учитель будет нацеливать и ребенка на выполнение этапов, ради самосовершенствования, а не ради наград.
Задача учителя постоянно поддерживать ребенка в ситуации успеха, которая технологически состоит из следующих операций
Этапы работы над проектом | Действий учителя для создания ситуации успеха |
Выбор темы | Снятие страха Помогает преодолеть неуверенность в собственные силы, робость, боязнь самого дела |
Целеполагание | Авансирование успешного результата Учитель выражает свою твердую убежденность в том, что ученик обязательно справится с поставленной задачей |
Выдвижение гипотезы | Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности Помочь ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания |
Сбор материалов | Внесение мотива Показать ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения этой деятельности |
Проведение исследования | Персональная исключительность Обозначить важность усилий ребенка в данной работе |
Выводы | Мобилизация активности Педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий |
Презентация | Высокая оценка деталей Помочь эмоционально пережить успех или неуспех, не результат в целом, а успех какой-то его отдельной детали |
Исследую на протяжении 4 лет работу детей над проектами, заметила, что дети, которые участвовали в таком виде деятельности, стали адекватнее оценивать себя. Дети с заниженной самооценкой стали активнее, дети с повышенной самооценкой, стали признавать свои промахи и недоработки.
Для выявления уровня самооценки использовала тест «Лесенка», из анализа которого видно изменение отношения к себе.
Тест «Лесенка»
Стимульный материал теста «Лесенка». Рисунок лестницы, состоящий из семи ступенек. Посередине нужно расположить фигуру ребенка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка.
Инструкция: Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Учительница?
Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение, в случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.
В прошлом году мне представилась возможность быть членом жюри на окружном конкурсе «Я – исследователь». Понятно, что в силу темперамента, своих психологических особенностей дети выступали по-разному. Прослеживалась и их внутренняя оценка. От самоуверенных «всезнаек» до неуверенных «умничек». На этапе презентаций на выступлениях рядом с детьми были их руководители, которые «помогали» детям.- шевелили губами, грозящие кулаками. Такие действия отнюдь не повышают самооценку. Были и умные серьезные руководители, члены жюри, которые своими вопросами, советами, вселяя уверенность выступающим.
Наша задача, уважаемые коллеги, обучить ребенка видеть и понимать себя, и сделать так, чтобы самооценка строилась по исследовательскому типу: «думаю, что смогу, надо попробовать, подумать, прикинуть, проверить все возможные ходы». Такая самооценка будет способствовать развитию интеллектуальной активности.