Продолжительность урока 1 час.
Цели урока:
– сформировать знания о гидросфере и её составных частях.
– закрепить основное понятие “Мировой круговорот воды в природе”.
– сформировать у учащихся мировоззренческую идею взаимосвязи и взаимозависимости сфер географической оболочки на примере лито– и гидросфер.
– способствовать развитию познавательной деятельности и мотивации учащихся на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
– развивать умения сравнивать, обобщать и делать выводы.
– воспитывать в учащихся творческую личность.
Оборудование:
– компьютерный класс;
– видеопроектор;
– экран.
Средства обучения:
– физическая карта мира.
– глобус.
– тесты
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний учащихся.
– Начинается урок со стихотворения С. Щипачёва:
Мириады водяных пылинок
Поднимаются над океаном,
Чтобы тут же в путь пуститься длинный
По широтам и меридианам,
Стать сгустившимися облаками,
Тучами, чтоб тяжестью воды
Где-то падать на пески и камни,
На поля и на сады.
Учитель обращается к классу с вопросом:
– О каком непрерывном процессе перемещения воды из Океана на сушу идёт речь?
Идёт беседа учителя с учащимися о значении Мирового круговорота воды на Земле.
Заслушиваются подготовленные учащимися рассказы “Путешествие капельки”.
Объяснение нового материала сопровождается презентацией, подготовленной в программе Microsoft Power Point.
На экране поочерёдно показываются слайды из презентации.
1. Понятия “Гидросфера” и “Мировой океан”. (Рассказ учителя с элементами беседы).
Мировой океан, воды суши, вода в атмосфере – три части единой оболочки Земли – гидросферы. Благодаря тому, что вода легко переходит из одного состояния в другое и непрерывно перемещается, все части гидросферы взаимно связаны. Мировой океан один, он нигде не прерывается. Из любой его точки можно попасть в любую другую, не пересекая сушу. Это можно проверить на глобусе или карте полушарий. Учащиеся выполняют задание-путешествие.
Учащимся предлагается, используя карту полушарий, совершить путешествие из Нью-Йорка в Токио.
Делается вывод: “Мировой океан непрерывен и составляет самую большую часть гидросферы”.
2. “ Соотношение воды и суши на Земле”. Вопросы учителя классу:
– Чего больше на Земле воды или суши?
– Сколько % солёной воды на Земле?
– Почему вода, поступающая на сушу в процессе круговорота пресная?
3. Понятия “океан”, “море”, “залив”, “пролив”. (Объяснение учителя с выполнением заданий учащимися по физической карте мира).
Мировой океан – главная часть Гидросферы, состоящий из четырёх океанов (можно упомянуть и о пятом – Южном), морей, заливов и проливов. Показываются слайды из презентации “Море”, схема “Океаны – моря”, “Залив”, “Пролив” и считывается с них информация. Учащиеся выполняют предложенные на слайдах задания (работают с картой).
4. На экране схема “Суша в океане”. (Рассказ учителя с элементами беседы).
Учитель говорит об огромных участках суши – материках и сравнительно небольших участках – островах. Подробно разбираются понятия: “остров”, “полуостров” и “архипелаг”. Выполняются задания по карте.
III. Закрепление знаний.
Выполнение практической части, перенесённой на компьютеры учащихся, составленной учителем. Учащиеся самостоятельно выполняют 6 заданий, используя карты в атласе 6 класса.
Задание 1. Пользуясь приложением на последней странице атласа, заполните таблицу “Площадь океанов”.
Название океанов |
Тихий |
Атлантический |
Индийский |
Северный Ледовитый |
Площадь | млн. км2 | млн. км2 | млн. км2 | млн. км2 |
Тихий океан по площади ___, чем Индийский.
Северный Ледовитый океан ___, чем Атлантический. океан.
Задание 2. Выдели галочкой материк, который омывается водами 4-х океанов:
___ – Африка.
___ – Евразия.
___ – Северная Америка.
___ – Южная Америка.
___ – Антарктида.
___ – Австралия.
Задание 3. Выдели галочкой, какой пролив соединяет 2 моря, 2 океана, и разделяет 2 материка и 2 государства.
___ – Гибралтарский .
___ – Берингов.
___ – Магеланов.
___ – Дрейка.
Задание 4. Поставь галочку, какие моря омывают Россию
___ – Красное.
___ – Средиземное.
___ – Карское.
___ – Черное.
___ – Аравийское.
___ – Белое.
___ – Саргасово.
Задание 5. Заполни пропуски в предложении.
Остров Грендландия по площади ___ , чем о. Исландия.
Остров Мадагаскар по площади ___ , чем о. Сахалин.
Задание 6. Подпиши географические обьекты, выделенные цифрами
1. – ___
2. – ___
3. – ___
4. – ___
5. – ___
6. – ___
7. – ___
IV. Домашнее задание.
Учебник: Т.П. Герасимова, “Начальный курс географии. 6 класс”, М., Дрофа, 2009 г.
1. Прочитать текст параграфа 24.
2. Выучить термины “море”, “залив”, “пролив”,
“остров”, “полуостров”, “архипелаг”.
3. Уметь показывать географические объекты на
карте, упомянутые в тексте параграфа.