Мировой океан и его части

Разделы: География


Продолжительность урока 1 час.

Цели урока:

– сформировать знания о гидросфере и её составных частях.
– закрепить основное понятие “Мировой круговорот воды в природе”.
– сформировать у учащихся мировоззренческую идею взаимосвязи и взаимозависимости сфер географической оболочки на примере лито– и гидросфер.
– способствовать развитию познавательной деятельности и мотивации учащихся на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
– развивать умения сравнивать, обобщать и делать выводы.
– воспитывать в учащихся творческую личность.

Оборудование:

компьютерный класс;
– видеопроектор;
– экран.

Средства обучения:

– физическая карта мира.
– глобус.
– тесты

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний учащихся.

– Начинается урок со стихотворения С. Щипачёва:

Мириады водяных пылинок
Поднимаются над океаном,
Чтобы тут же в путь пуститься длинный
По широтам и меридианам,
Стать сгустившимися облаками,
Тучами, чтоб тяжестью воды
Где-то падать на пески и камни,
На поля и на сады.

Учитель обращается к классу с вопросом:

– О каком непрерывном процессе перемещения воды из Океана на сушу идёт речь?

Идёт беседа учителя с учащимися о значении Мирового круговорота воды на Земле.

Заслушиваются подготовленные учащимися рассказы “Путешествие капельки”.

Объяснение нового материала сопровождается презентацией, подготовленной в программе Microsoft Power Point.

<Приложение 1>

На экране поочерёдно показываются слайды из презентации.

1. Понятия “Гидросфера” и “Мировой океан”. (Рассказ учителя с элементами беседы).

Мировой океан, воды суши, вода в атмосфере – три части единой оболочки Земли – гидросферы. Благодаря тому, что вода легко переходит из одного состояния в другое и непрерывно перемещается, все части гидросферы взаимно связаны. Мировой океан один, он нигде не прерывается. Из любой его точки можно попасть в любую другую, не пересекая сушу. Это можно проверить на глобусе или карте полушарий. Учащиеся выполняют задание-путешествие.

Учащимся предлагается, используя карту полушарий, совершить путешествие из Нью-Йорка в Токио.

Делается вывод: “Мировой океан непрерывен и составляет самую большую часть гидросферы”.

2. “ Соотношение воды и суши на Земле”. Вопросы учителя классу:

– Чего больше на Земле воды или суши?

– Сколько % солёной воды на Земле?

– Почему вода, поступающая на сушу в процессе круговорота пресная?

3. Понятия “океан”, “море”, “залив”, “пролив”. (Объяснение учителя с выполнением заданий учащимися по физической карте мира).

Мировой океан – главная часть Гидросферы, состоящий из четырёх океанов (можно упомянуть и о пятом – Южном), морей, заливов и проливов. Показываются слайды из презентации “Море”, схема “Океаны – моря”, “Залив”, “Пролив” и считывается с них информация. Учащиеся выполняют предложенные на слайдах задания (работают с картой).

4. На экране схема “Суша в океане”. (Рассказ учителя с элементами беседы).

Учитель говорит об огромных участках суши – материках и сравнительно небольших участках – островах. Подробно разбираются понятия: “остров”, “полуостров” и “архипелаг”. Выполняются задания по карте.

III. Закрепление знаний.

Выполнение практической части, перенесённой на компьютеры учащихся, составленной учителем. Учащиеся самостоятельно выполняют 6 заданий, используя карты в атласе 6 класса.

Задание 1. Пользуясь приложением на последней странице атласа, заполните таблицу “Площадь океанов”.

Название океанов

Тихий

Атлантический

Индийский

Северный Ледовитый

Площадь млн. км2 млн. км2 млн. км2 млн. км2

Тихий океан по площади ___, чем Индийский.

Северный Ледовитый океан ___, чем Атлантический. океан.

Задание 2. Выдели галочкой материк, который омывается водами 4-х океанов:

___ – Африка.
___ – Евразия.
___ – Северная Америка.
___ – Южная Америка.
___ – Антарктида.
___ – Австралия.

Задание 3. Выдели галочкой, какой пролив соединяет 2 моря, 2 океана, и разделяет 2 материка и 2 государства.

___ – Гибралтарский .
___ – Берингов.
___ – Магеланов.
___ – Дрейка.

Задание 4. Поставь галочку, какие моря омывают Россию

___ – Красное.
___ – Средиземное.
___ – Карское.
___ – Черное.
___ – Аравийское.
___ – Белое.
___ – Саргасово.

Задание 5. Заполни пропуски в предложении.

Остров Грендландия по площади ___ , чем о. Исландия.

Остров Мадагаскар по площади ___ , чем о. Сахалин.

Задание 6. Подпиши географические обьекты, выделенные цифрами

1. – ___
2. – ___
3. – ___
4. – ___
5. – ___
6. – ___
7. – ___

IV. Домашнее задание.

Учебник: Т.П. Герасимова, “Начальный курс географии. 6 класс”, М., Дрофа, 2009 г.

1. Прочитать текст параграфа 24.
2. Выучить термины “море”, “залив”, “пролив”, “остров”, “полуостров”, “архипелаг”.
3. Уметь показывать географические объекты на карте, упомянутые в тексте параграфа.