Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы до века
Творим по мере наших сил.
Н.А. Заболоцкий
I. Актуальность и полезность инновации, ее целесообразность
Становление личности существенно зависит от совокупности условий, характерных для определенной социальной и экономической ситуации. Смена жестко авторитарной государственной системы в России на становление демократических основ, возникновение многообразных форм собственности, актуализация ранее невостребованных качеств личности – все это выдвигает новые требования к воспитанию подрастающего поколения.
Модернизация системы образования в России на пороге XXI века ориентирована на реализацию принципов гуманизации и гуманитаризации. Это определяет принципиально новый подход к пониманию сущности и содержания воспитательной деятельности. В документах о модернизации образования отмечается, что в процессе реформирования общества изменяются роль и функции образования: они смещаются с обслуживания интересов государства на удовлетворение потребностей личности, общества и социальных групп. Целью образования в соответствии с новыми подходами становится развитие личности.
Изменение целевых установок образования предполагает и новую трактовку сущности воспитания. В современных концепциях воспитательной деятельности можно встретить несколько определений сути воспитания:
- воспитание как целенаправленный процесс управления развитием личности (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова);
- воспитание как создание условий для развития личности (С.И. Григорьев, Б.Т. Лихачев);
- воспитание как управление процессом социализации личности (А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн);
- воспитание как процесс психолого-педагогической поддержки развития личности (О.С. Газман).
Все названные трактовки отражают главную идею воспитания – приоритет развития актуальных и потенциальных возможностей личности, ее способностей и потребностей, готовности к самопознанию, самореализации. Идеи управлением развития личности, психолого-педагогической поддержки личностного роста, обеспечения объективных и субъективных условий для развития воспитанников близки и понятны педагогам и в той или иной мере реализуются практике образования.
Процессы воспитания и социализации протекают параллельно и, на первый взгляд, независимо друг от друга. Поэтому проблема заключается в обеспечении влияния процесса воспитания на процесс социализации личности. Эти процессы направлены на становление, на социальное и профессиональное самоопределение личности.
В то же время воспитание предполагает предотвращение или, по крайней мере, нивелировку возможного влияния негативных факторов социальной среды. Вновь проявляется корректировочная функция воспитания, направленная на обеспечение нравственной устойчивости личности к влиянию негативных факторов среды. Это влияние проявляется не только в распространении наркомании, проституции в молодежной среде, не только в росте преступности в подростковой среде, но и в массированном воздействии средств массовой информации на неокрепшие души детей и подростков. Причем воздействие подчас прямо противоположное тем целям, которые выдвигает воспитательная ситстема образовательного учреждения.. общеобразовательная школа становится своеобразным культурным центром на селе. Организуя работу по месту жительства, удовлетворяя разнообразные интересы и потребности детского и взрослого населения.
Таким центром культурной жизни в поселке Хлебная база г. Поворино стал, действующий на базе МОУ Поворинская основная общеобразовательная школа, разновозрастной отряд «Надежда».
II. Краткое описание деятельности образовательного учреждения в области инновации.
В МОУ Поворинская ООШ с 2008 года организован разновозрастной отряд «Надежда». Девиз которого – «Нести добро и радость людям!»
Педагогический коллектив школы посчитал данную инновацию весьма актуальной сегодня, так как учителя, дети и их родители учатся не только быть гуманнее по отношению друг к другу, к близким, соседям, но и активно участвуют в образовательном процессе. Согласно этому, родители имеют равные с педагогами права, а значит несут такую же ответственность за качество образования и воспитания своего ребенка.
Педагоги нашей школы считают, что создание разновозрастного отряда – это не только одна из форм гражданского и патриотического воспитания взрослых и детей, но и основа профилактики социального сиротства; способ решения проблемы свободного времени, основная форма педагогической поддержки социально незащищенных слоев населения, условие успешности детей и родителей, это и средство стать счастливым. И грамотно организованная работа отряда обеспечит результативное воспитание подрастающего поколения.
Сегодня в ОУ разработаны единые (т.е. согласованные) подходы в работе педагогического коллектива с учащихся разного возраста, утверждены педагогами и родителями миссии отряда, определены цель, задачи и содержание работы взрослых и детей, открыта Площадка досуга, на которой ведутся занятия. Коллектив школы разрабатывает систему мониторинга творческой деятельности детей.
Результат первых двух лет работы - вырос интерес к школе и к ее делам: опрос населения показал следующее – 65% считают, что педагогический коллектив стал работать интересно, 85% родителей классов заявили, что в школу ходят «без страха» и с удовольствием. Мнение детей единодушно: «сверстники на глазах добреют». Посещаемость встреч учителей и детей с родителями, населением выросла с 30% до 75%. Все это способствует качественному изменению системы образования, повышению эффективности воспитательного процесса. Дети осваивают коммуникативные навыки при работе с людьми разных возрастных и социальных групп (пенсионеры, ветераны ВОВ и труда, инвалиды), приобщаются к традициям своего народа, к нравственным ценностям, встречаются с участниками ВОВ, горячих точек, бабушками и дедушками.
Таким образом, воспитание как целенаправленный процесс способно влиять на стихийный процесс социализации подрастающего поколения при определенных условиях:
- целевой установки на обеспечение готовности к позитивной социализации в форме интеграции;
- определении общих и частных задач с учетом психологических особенностей возрастного развития;
- гуманизации позиции педагога, способного с уважением и оптимистической позицией принять ребенка, создать благоприятный нравственно-психологический климат в коллективе;
- выполнении функций компенсации недостатков первичной социализации;
- коррекции детских комплексов;
- расширении воспитательного пространства на основе связи с социальной средой;
- Обеспечения нравственной устойчивости воспитанников к влиянию негативных факторов социальной среды;
- Возвышении потребностей и структуры ценностей на основе воспитания бережного отношения у истории, культурным традициям народа, стремления быть ценителем, хранителем, созидателем культурных ценностей.
III. Цели и задачи инновации:
Основной целью инновации является создание условий для функционирования разновозрастного отряда «Надежда» как сетевой формы взаимодействия по распространению инновационного опыта.
Задачи:
- Разработать Положение о разновозрастном отряде.
- Создать пакет локальных актов по организации разновозрастного отряда..
- Апробировать данную инновацию с педагогическими коллективами Поворинского района.
- Составить план работы разновозрастного отряда на 2010/2011 учебный год.
IV. Модель функционирования ОУ
В рамках данной инновации создаются условия для открытия на базе школы разновозрастного отряда, который будет заниматься не только организацией досуга взрослых и детей в образовательном пространстве школы, но и привлечение населения, родительского актива образовательного учреждения. Сотрудничество со школами района, клубами, ДК позволит отряду обеспечить информационно-методическое сопровождение воспитательного процесса и даст возможность при помощи конференций, педагогических чтений, информационного вестника «Наша жизнь» обобщить опыт работы ОУ по созданию системы работы в разновозрастныхотрядах.
Мастер-классы, педагогическая лаборатория по конструированию мероприятий дадут возможность педагогам регулярно пополнять свои знания и совершенствовать технологию организации работы разновозрастного отряда.
Руководит работой отряда Совет школы, в состав которого входят: руководитель (пионервожатая), заместитель руководителя (председатель школьного самоуправления).
Отряд строит свою работу на основе Положения и Плана работы, согласованного с директором школы.
V. План-график работ
Наименование этапов работ | Мероприятия | Сроки | Документы, подтверждаю-щие выполнение работ | Ответственные |
1 этап – подгото-вительный | 1. Создание творческого коллектива |
Декабрь 2009 |
Приказ |
Мезенцева Е.А., зам.дир. по УВР |
2. Разработка Положения о разновозрастном отряде | Декабрь 2009 | Локальный акт | Мезенцева Е.А., зам.дир. по УВР | |
2 этап – основной | 3. Проведение семинара по технологии организации разновозрастного отряда | Январь 2010 | Отчет | Оглезнева О.Н., пионервожатая |
4. Промежуточный мониторинг | Февраль 2010 | Отчет, приказ | Оглезнева О.Н. | |
5. Проведение педагогических чтений «Учимся быть творческими» | Февраль 2010 | Публикации | Полосминникова И.В., библиотекарь | |
6. Создание пакета локальных актов по организации отряда | Февраль – март 2010 | локальные акты | Полосминникова А.Ф., директор школы | |
7. Проведение мастер-класса | Март 2010 | Отчет о проведении | Мезенцева Е.А. | |
8. Презентация «Отряд «Надежда»» | Апрель 2010 | Публикации в СМИ | Оглезнева О.Н. | |
3 этап итоговый | 9. Подготовка материалов публикаций | Май 2010 | Статьи из опыта работы | Мезенцева Е.А. |
10. Апробация мониторинга | Май 2010 | Протокол | Полосминникова А.Ф. | |
11. Утверждения плана работы отряда на 2010 – 2011 учебный год | Июнь 2010 | Протокол заседания, приказ | Оглезнева О.Н. | |
12. Представления опыта реализации проекта | Июль – август 2010 | Отчет |
VI. План работы отряда «Надежда» на 2010 год
№ п/п | Мероприятие | Дата проведения | Ответственные |
Сборы отряда: | Пионервожатая, актив отряда | ||
- «Гражданином быть обязан» | Октябрь | ||
- «Я среди людей» | Ноябрь | ||
- «Я и мое окружение» | Март | ||
- «Помоги ближнему» | Июнь | ||
Встречи с людьми разных социальных групп: | Классные руководители | ||
- участниками ВОВ | Февраль, май | ||
- работниками тыла | Март, май | ||
- участниками горячих точек (Чечня, Афганистан, Абхазия) | Февраль | ||
- инвалидами | Октябрь, декабрь | ||
Массовые мероприятия: | Классные руководители, пионервожатая, актив отряда | ||
- Сбор урожая на огороде и в саду | Август-сентябрь | ||
- Праздник Урожая (посиделки) | Сентябрь | ||
- День пожилых людей (концерт) | Октябрь | ||
- Мамин день (конференция) | Ноябрь | ||
- День инвалидов (параолимпийские состязания, помощь по дому, посещения на дому) | Декабрь | ||
- Новый год (подарки, сделанные своими руками) | Декабрь | ||
- Святки «Рождественские посиделки» (гадание, колядки, поделки-самоделки) | Январь | ||
- Соревнования по шахматам и шашкам | Февраль | ||
- «Наша дружная семья» (эстафеты) | Февраль | ||
- «Солнышко лучистое» (поздравительные открытки, концерт) | Март | ||
- Всемирный День Здоровья «Помоги себе сам» (тренинг, обучение) | Апрель | ||
- Операция «Чистая земля» (уборка территории около домов, побелка деревьев) | Апрель | ||
- День Победы (концерт, встречи с ветеранами ВОВ) | Май | ||
- Операция «Огород» (вскопка грядок, посадка овощей) | Май |
||
- Операция «Посади дерево» | Май | ||
- Поход в лес | Май | ||
- День защиты детей (концерт, конкурс рисунков и плакатов) | Июнь | ||
- «На лесной полянке» (путешествие в сказку) | Июнь | ||
- отдых на берегу реки Хопер | Июль | ||
- помощь старикам на огороде | Июнь-август | ||
- «Песенный дилижанс» (концерт на дворовой площадке) | Июль | ||
- операция «Чистая земля» | Август |