Мои инновации в воспитании

Разделы: Общепедагогические технологии


Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы до века
Творим по мере наших сил.
Н.А. Заболоцкий

I. Актуальность и полезность инновации, ее целесообразность

Становление личности существенно зависит от совокупности условий, характерных для определенной социальной и экономической ситуации. Смена жестко авторитарной государственной системы в России на становление демократических основ, возникновение многообразных форм собственности, актуализация ранее невостребованных качеств личности – все это выдвигает новые требования к воспитанию подрастающего поколения.

Модернизация системы образования в России на пороге XXI века ориентирована на реализацию принципов гуманизации и гуманитаризации. Это определяет принципиально новый подход к пониманию сущности и содержания воспитательной деятельности. В документах о модернизации образования отмечается, что в процессе реформирования общества изменяются роль и функции образования: они смещаются с обслуживания интересов государства на удовлетворение потребностей личности, общества и социальных групп. Целью образования в соответствии с новыми подходами становится развитие личности.

Изменение целевых установок образования предполагает и новую трактовку сущности воспитания. В современных концепциях воспитательной деятельности можно встретить несколько определений сути воспитания:

  • воспитание как целенаправленный процесс управления развитием личности (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова);
  • воспитание как создание условий для развития личности (С.И. Григорьев, Б.Т. Лихачев);
  • воспитание как управление процессом социализации личности (А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн);
  • воспитание как процесс психолого-педагогической поддержки развития личности (О.С. Газман).

Все названные трактовки отражают главную идею воспитания – приоритет развития актуальных и потенциальных возможностей личности, ее способностей и потребностей, готовности к самопознанию, самореализации. Идеи управлением развития личности, психолого-педагогической поддержки личностного роста, обеспечения объективных и субъективных условий для развития воспитанников близки и понятны педагогам и в той или иной мере реализуются практике образования.

Процессы воспитания и социализации протекают параллельно и, на первый взгляд, независимо друг от друга. Поэтому проблема заключается в обеспечении влияния процесса воспитания на процесс социализации личности. Эти процессы направлены на становление, на социальное и профессиональное самоопределение личности.

В то же время воспитание предполагает предотвращение или, по крайней мере, нивелировку возможного влияния негативных факторов социальной среды. Вновь проявляется корректировочная функция воспитания, направленная на обеспечение нравственной устойчивости личности к влиянию негативных факторов среды. Это влияние проявляется не только в распространении наркомании, проституции в молодежной среде, не только в росте преступности в подростковой среде, но и в массированном воздействии средств массовой информации на неокрепшие души детей и подростков. Причем воздействие подчас прямо противоположное тем целям, которые выдвигает воспитательная ситстема образовательного учреждения.. общеобразовательная школа становится своеобразным культурным центром на селе. Организуя работу по месту жительства, удовлетворяя разнообразные интересы и потребности детского и взрослого населения.

Таким центром культурной жизни в поселке Хлебная база г. Поворино стал, действующий на базе МОУ Поворинская основная общеобразовательная школа, разновозрастной отряд «Надежда».

II. Краткое описание деятельности образовательного учреждения в области инновации.

В МОУ Поворинская ООШ с 2008 года организован разновозрастной отряд «Надежда». Девиз которого – «Нести добро и радость людям!»

Педагогический коллектив школы посчитал данную инновацию весьма актуальной сегодня, так как учителя, дети и их родители учатся не только быть гуманнее по отношению друг к другу, к близким, соседям, но и активно участвуют в образовательном процессе. Согласно этому, родители имеют равные с педагогами права, а значит несут такую же ответственность за качество образования и воспитания своего ребенка.

Педагоги нашей школы считают, что создание разновозрастного отряда – это не только одна из форм гражданского и патриотического воспитания взрослых и детей, но и основа профилактики социального сиротства; способ решения проблемы свободного времени, основная форма педагогической поддержки социально незащищенных слоев населения, условие успешности детей и родителей, это и средство стать счастливым. И грамотно организованная работа отряда обеспечит результативное воспитание подрастающего поколения.

Сегодня в ОУ разработаны единые (т.е. согласованные) подходы в работе педагогического коллектива с учащихся разного возраста, утверждены педагогами и родителями миссии отряда, определены цель, задачи и содержание работы взрослых и детей, открыта Площадка досуга, на которой ведутся занятия. Коллектив школы разрабатывает систему мониторинга творческой деятельности детей.

Результат первых двух лет работы - вырос интерес к школе и к ее делам: опрос населения показал следующее – 65% считают, что педагогический коллектив стал работать интересно, 85% родителей классов заявили, что в школу ходят «без страха» и с удовольствием. Мнение детей единодушно: «сверстники на глазах добреют». Посещаемость встреч учителей и детей с родителями, населением выросла с 30% до 75%. Все это способствует качественному изменению системы образования, повышению эффективности воспитательного процесса. Дети осваивают коммуникативные навыки при работе с людьми разных возрастных и социальных групп (пенсионеры, ветераны ВОВ и труда, инвалиды), приобщаются к традициям своего народа, к нравственным ценностям, встречаются с участниками ВОВ, горячих точек, бабушками и дедушками.

Таким образом, воспитание как целенаправленный процесс способно влиять на стихийный процесс социализации подрастающего поколения при определенных условиях:

  • целевой установки на обеспечение готовности к позитивной социализации в форме интеграции;
  • определении общих и частных задач с учетом психологических особенностей возрастного развития;
  • гуманизации позиции педагога, способного с уважением и оптимистической позицией принять ребенка, создать благоприятный нравственно-психологический климат в коллективе;
  • выполнении функций компенсации недостатков первичной социализации;
  • коррекции детских комплексов;
  • расширении воспитательного пространства на основе связи с социальной средой;
  • Обеспечения нравственной устойчивости воспитанников к влиянию негативных факторов социальной среды;
  • Возвышении потребностей и структуры ценностей на основе воспитания бережного отношения у истории, культурным традициям народа, стремления быть ценителем, хранителем, созидателем культурных ценностей.

III. Цели и задачи инновации:

Основной целью инновации является создание условий для функционирования разновозрастного отряда «Надежда» как сетевой формы взаимодействия по распространению инновационного опыта.

Задачи: 

  • Разработать Положение о разновозрастном отряде.
  • Создать пакет локальных актов по организации разновозрастного отряда..
  • Апробировать данную инновацию с педагогическими коллективами Поворинского района.
  • Составить план работы разновозрастного отряда на 2010/2011 учебный год.

IV. Модель функционирования ОУ

В рамках данной инновации создаются условия для открытия на базе школы разновозрастного отряда, который будет заниматься не только организацией досуга взрослых и детей в образовательном пространстве школы, но и привлечение населения, родительского актива образовательного учреждения. Сотрудничество со школами района, клубами, ДК позволит отряду обеспечить информационно-методическое сопровождение воспитательного процесса и даст возможность при помощи конференций, педагогических чтений, информационного вестника «Наша жизнь» обобщить опыт работы ОУ по созданию системы работы в разновозрастныхотрядах.

Мастер-классы, педагогическая лаборатория по конструированию мероприятий дадут возможность педагогам регулярно пополнять свои знания и совершенствовать технологию организации работы разновозрастного отряда.

Руководит работой отряда Совет школы, в состав которого входят: руководитель (пионервожатая), заместитель руководителя (председатель школьного самоуправления).

Отряд строит свою работу на основе Положения и Плана работы, согласованного с директором школы.

V. План-график работ

Наименование этапов работ Мероприятия Сроки Документы, подтверждаю-щие выполнение работ Ответственные
1 этап – подгото-вительный 1. Создание творческого коллектива
Декабрь 2009

Приказ
Мезенцева Е.А., зам.дир. по УВР
2. Разработка Положения о разновозрастном отряде Декабрь 2009 Локальный акт Мезенцева Е.А., зам.дир. по УВР
2 этап – основной 3. Проведение семинара по технологии организации разновозрастного отряда Январь 2010 Отчет Оглезнева О.Н., пионервожатая
4. Промежуточный мониторинг Февраль 2010 Отчет, приказ Оглезнева О.Н.
5. Проведение педагогических чтений «Учимся быть творческими» Февраль 2010 Публикации Полосминникова И.В., библиотекарь
6. Создание пакета локальных актов по организации отряда Февраль – март 2010 локальные акты Полосминникова А.Ф., директор школы
7. Проведение мастер-класса Март 2010 Отчет о проведении Мезенцева Е.А.
8. Презентация «Отряд «Надежда»» Апрель 2010 Публикации в СМИ Оглезнева О.Н.
3 этап итоговый 9. Подготовка материалов публикаций Май 2010 Статьи из опыта работы Мезенцева Е.А.
10. Апробация мониторинга Май 2010 Протокол Полосминникова А.Ф.
11. Утверждения плана работы отряда на 2010 – 2011 учебный год Июнь 2010 Протокол заседания, приказ Оглезнева О.Н.
12. Представления опыта реализации проекта Июль – август 2010 Отчет  

VI. План работы отряда «Надежда» на 2010 год

№ п/п Мероприятие Дата проведения Ответственные
Сборы отряда: Пионервожатая, актив отряда
  - «Гражданином быть обязан» Октябрь
  - «Я среди людей» Ноябрь
  - «Я и мое окружение» Март
  - «Помоги ближнему» Июнь
Встречи с людьми разных социальных групп: Классные руководители
  - участниками ВОВ Февраль, май
  - работниками тыла Март, май
  - участниками горячих точек (Чечня, Афганистан, Абхазия) Февраль
  - инвалидами Октябрь, декабрь
Массовые мероприятия: Классные руководители, пионервожатая, актив отряда
  - Сбор урожая на огороде и в саду Август-сентябрь
  - Праздник Урожая (посиделки) Сентябрь
  - День пожилых людей (концерт) Октябрь
  - Мамин день (конференция) Ноябрь
  - День инвалидов (параолимпийские состязания, помощь по дому, посещения на дому) Декабрь
  - Новый год (подарки, сделанные своими руками) Декабрь
  - Святки «Рождественские посиделки» (гадание, колядки, поделки-самоделки) Январь
  - Соревнования по шахматам и шашкам Февраль
  - «Наша дружная семья» (эстафеты) Февраль
  - «Солнышко лучистое» (поздравительные открытки, концерт) Март
  - Всемирный День Здоровья «Помоги себе сам» (тренинг, обучение) Апрель
  - Операция «Чистая земля» (уборка территории около домов, побелка деревьев) Апрель
  - День Победы (концерт, встречи с ветеранами ВОВ) Май
  - Операция «Огород» (вскопка грядок, посадка овощей) Май
  - Операция «Посади дерево» Май
  - Поход в лес Май
  - День защиты детей (концерт, конкурс рисунков и плакатов) Июнь
  - «На лесной полянке» (путешествие в сказку) Июнь
  - отдых на берегу реки Хопер Июль
  - помощь старикам на огороде Июнь-август
  - «Песенный дилижанс» (концерт на дворовой площадке) Июль
  - операция «Чистая земля» Август