Цель: Развитие творческих способностей обучающихся.
Задачи:
- Развитие познавательного интереса и интереса к физике и химии.
- Применение полученных знаний на уроках физики и химии в нестандартной ситуации.
- Привлечение ребят к эксперименту
- Стимулирование гуманитарного образа мышления, путем заучивания ролей
- Развитие чувства коллективизма через работу в разновозрастных группах.
Оборудование: Стаканчики, хромат калия, серная кислота, колба с гидроксидом натрия, фенолфталеин, колба с медным купоросом, фарфоровые чашки со смесью хлоридов и спирта, спиртовка, лучинка, бутылка с молоком, мешок с надписью «зерно», «сахар».
Оформление игрового помещения: декорации дворец, поляна, мост, изба бабы Яги, замок Кощея, вигвам, ребусы, загадки на цветах,
Действующие лица: Царь, Иван, Царевна, Лекарь, Солдат, Сказочник, Баба Яга, Домовичок, Ваня, Атомик, Водород, Кислород, Углерод, Химические соединения, Стражник, Фея, Кощей, Леший, Дочь вождя, Вождь, Шаман
Предварительная подготовка отрядов: О проведении мероприятия ребятам сообщается заранее. Задача отрядов – подготовить сценку и необходимое оформление
Ход мероприятия
Начинается мероприятие с исполнения песни на мотив «Пластилиновая ворона»
Одну простую сказку,
А может, и не сказку,
А может, не простую
Хотим вам рассказать.
Однажды в сельской школе,
А может, и не в школе,
А может, и не в сельской
Случились чудеса.
Однажды лаборант наш,
А может, быть и физик,
А может быть и химик,
А может, все втроём,
Задумали идею
Чтоб в школе нашей лучшей
Всем нам объединится
И сказку показать.
Придумали названье
Согласно пожеланью
А может по призванью
А может просто так
Всех юных математиков,
А может быть, и физиков
А может быть и химиков
В одну семью собрать.
Идею этой сказки,
А может, и не сказки,
Поймет не только взрослый,
А даже мы с тобой.
Мечтайте и решайте,
Ищите и дерзайте
И все у вас получится,
Все сбудутся мечты.
Царь (грустный, озабоченный, речь сбивчива) выходит на сцену.
Царь. Господа! В моем царстве-государстве случилась беда великая. Дочка моя единственная, царевна, всеми любимая, заболела, не ест, не пьет, все скучает и скучает. Всяких врачей к ней приглашали, известных и неизвестных, но, сколько лекарей не побывало, никто так и не вылечил. Остался у меня только один целитель. На него вся надежда! Доченька!
Входит царевна.
Царевна. Ну что, батюшка?
Царь. Радость ты моя, что же ты такая печальная ходишь?
Царевна. Да надоело мне все! Сижу, сижу тут во дворце, все лица одни и те же. Прислуга в рот смотрит, как бы какое приказание не пропустить. А учителя?! Я уже все знаю давно, а они каждый урок все какие-то правила твердят.
Царь (зрителям). Вот видите! Ну ничего. Позвать лекаря!
Входит лекарь.
Лекарь. Ваше величество, позвольте мне осмотреть царевну.
Царь. Прошу!
Лекарь осматривает царевну: проверяет пульс, горло, слушает сердце.
Лекарь. Я думаю, что смогу помочь вам, ваше величество. Сейчас я приготовлю царевне лимонный напиток, выпив который она обязательно выздоровеет, так как там много витаминов.
Лекарь готовит в стакане «лимонный» напиток из кристаллов хромата калия и воды.
Лекарь. Прошу вас, ваше высочество.
Царевна. Что? Мне это пить? Эту кислятину? Да ни за что на свете!
Вскакивает, ходит взад-вперед, царь с лекарем за ней следом.
Царь. Доченька! Ну ради меня! Хочешь, я глоток отопью? Папочка выпьет лекарство, и ты тоже!
Царевна. Ой, как вы все мне надоели! Ладно уж, выпью напиток, но чтобы он был апельсиновый, а не лимонный.
Лекарь. Хорошо, сделаем сейчас апельсиновый напиток.
К раствору хромата калия добавляет раствор серной кислоты
Лекарь. Пейте, ваше высочество!
Царевна. Не буду я эту гадость пить!
Ставит стакан на стол.
Лекарь. Клянусь, ваше величество, одной капли этого лекарства достаточно, чтобы царевна выздоровела.
Царевна. Не верьте ему, батюшка! Гоните его лучше!
Царь (лекарю). Ну, чего стоишь? Не слышишь, что доченька моя сказала? Пошел вон!
Входит Иван-царевичИван: Поклон тебе, великий государь. И тебе о несравненная Василиса прекрасная!
Царь: Кто ты таков будешь красный молодец?
Иван: Я царя Салтана сын и прослышал я какое у вас приключилося горе. Думаю что смогу вам помочь. Слышал я от придворного волшебника, что есть племя индейцев, которые как зеницу ока берегут грамоту с написанным на ней волшебным словом. А слово то обозначает напиток, исцеляющий любую болезнь. Помогу тебе, царь, достать эту грамоту. И прочитаем мы эту грамоту вместе.
Царь: Если ты поможешь излечить мою дочь, то я отдам её тебе в жены да ещё и полцарства впридачу.
Иван: Ну вот и договорились.
Ведущий: И отправился Иван-царевич в дорогу дальнюю трудную. Долго коротко ли шел Иван царевич устал прилег отдохнуть и снится ему сон.
Выступает РВО №1 Периодический закон
Мальчик Ваня:
В природе ничего другого нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах,
Все: от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой
Строй Менделеевской системы строгий
Вокруг тебя творится мир живой
Входи в него, вдыхай, руками трогай
Атомик: А хочешь, я тебя возьму в путешествие по стране химических элементов, кстати, меня зовут Атомик. В каждой клетке, чей то дом, но мы познакомимся с тремя самыми главными без которых невозможна жизнь.
(Берутся за руки и идут)
Атомик: Первым делом мы заглянем к водороду, я не знаю, что означает это странное имя, мне кажется, старичку больше подошло бы имя Василий.
Водород: (тараторит) Проходите, у меня тут хорошо, весело, я самый важный химический элемент.
Атомик (не дал ему договорить): А почему ты не растешь, дедушка?
Водород: (огорчился) Как это не расту? Что значит не расту? (поднялся на цыпочки) Я вешу 2 грамма. Два с хвостиком. Ведь я не бегемот.
(Идут дальше).
Мальчик Ваня: А здесь кто живет?
Атомик: Академик углерод.
Стражник:
От трудов и от забот
Отдыхает Углерод
Не тревожьте сладкий сон
Почивать изволит он
Не шумите у ворот
Спит великий Углерод
Баю-бай, баю-бай, бай.
Атомик: А как долго будет спать твой хозяин после обеда?
Стражник: Сколько пожелает. Он ведь Академик. Но кажется он уже проснулся. Академик желает вас видеть, идите за мной.
(Появляется Углерод)
Углерод:
Я углерод и не спроста
Свет превращаю в зелень листа
Нефть я и газы в недрах прессую.
Углем по извести Землю рисую
Идите дальше и мне не мешайте.
Мальчик Ваня: Ну, мы пойдем.
Атомик: А это чей подъезд? Постучим.
Кислород:
Я жилец квартиры восемь
Я могу зажечь на спор.
Спички, печку и костер.
Кто вам всем дышать дает?
Атмосферный кислород!
Меня вы встретите везде
На суше, воздухе, воде.
И погибаю я в огне,
И зарождаюсь при грозе.
Везде, повсюду нужен кислород
В пустыне – как поток холодных вод,
Как листьев упоительная тень –
Для стражника в палящий знойный день
Я нужен всем всегда, везде на суше, воздухе, воде.
Мальчик Ваня: Прогулялись мы не плохо, но пора и просыпаться.
Иван: Ну и чудеса мне снились, но однако пора и в путь. Куда это я попал посмотрите какая чудесная цветочная поляна. А это кто такая?
Цветочная фея: Иван я фея и знаю куда ты идешь. На моей поляне ты должен набрать букет цветов Василисе – прекрасной, отгадав мои загадки, а не отгадаешь окутаю тебя дурманом и забудешь ты про все на свете.
Иван: Ну ладно давай свои загадки загадывай а вы ребята помогите мне
Загадки на цветочках
-
Без газа этого на свете
Не жили звери и народ
Его назвать могли б и дети
Ведь это просто (Кислород) -
Хранят его обычно в керосине
И бегает он по воде
В природе, помните отныне
Свободным нет его нигде (Na) -
Тот элемент в печной трубе
Находим в виде сажи
И в простом карандаше
Его встречают даже (С) -
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода
И кажется сказкою это
А в сущности только (Вода) -
Очень положительный,
С массою внушительной.
А таких, как он, отряд
Создаёт в ядре заряд.
Лучший друг его нейтрон…
Догадались? Он ……. ! (протон) -
Зарядом я похвастать не могу,
А потому сижу в ядре и не гу-гу.
А то ещё подумают: шпион…
А я нейтральный и зовусь …..! (нейтрон) -
Если в атом он попал –
То, считай, почти пропал:
Он с утра и до утра
Носится вокруг ядра. (электрон)
Фея: Ну вот ты и отгадал мои загадки иди дальше по этой дорожке и не сворачивай
Ведущий: Долго ли коротко ли шел Иван. Вдруг видит мост через реку. Вход на мост перегородил огромный камень, который не обойти не объехать. На камне том сидит солдат.
Солдат: Мил человек. Давай вместе сдвинем этот камень, но сначала послушай историю, что со мной приключилася.
История РВО №2
Солдат: Шел я по полю, решил привал сделать, письмецо написать родным, да нечем. Тут нашел черный камешек, попробовал -рисует. Написал этим камешком письмо, да соснуть решил. Камешек в огонь попал да вспыхнул, только дым пошел. Дождь дым остановил, к земле прибил, где водица текла тяжелая, известковая. Стала сохнуть вода, кое-где осталась, а где высохла, там уж белые камешки лежали. Проснулся я, удивился, как дождь из черного камешка белый сделал. Взял белый камешек, провел по этому валуну, гляжу – и он рисует. Удивился я вот чудеса то .
Учащиеся с табличками выстраиваются в цепь по мере рассказа солдата
(С —> СО2 —> Н2СО3 —> СаСО3)
Ведущий: сдвинули вместе солдат с Иваном камень с дороги и пошел Иван дальше. Вдруг видит стоит избушка на курьих ножках. Подошел Иван поближе, встал под окно и слышит: в избушке шум, веселье
Рассказ РВО №3
Ведущий: обошел Иван кругом избушку. Смотрит на крылечке сидит старичок- домовичок и плачет.
Иван: Что ты плачешь дедушка?
Домовичок: А вот послушай. Баба Яга , что живет в этой избе меня заставила покрасить всю избу в белый цвет. Я её спросил: «Где же я такой краски возьму, чтоб не портилась и на всю избу хватило?» Рассердилася Яга и дала мне сутки сроку. Взял я металлическую пластину с крыши, растворил ее в желудочной микстуре (3%-й раствор соляной кислоты), зашипел в колбе газ; добавил щелочи едкой, выпал осадок белоснежный. Но, видно, не рассчитал, и исчез осадок. В другой раз аккуратнее я был, получил осадок и отделил его, затем прокатил на печке. Так и получил он знатную краску. Выкрасил всю избу. Так она же меня опять на порог не пускает. Обидно.
Учащиеся с табличками выстраиваются в цепь по мере рассказа
(Zп —> ZпС12 —> Zп(ОН)2 —> ZпО)
Иван: Ну не волнуйся Я тебе сейчас помогу Сделаем мы из воды вино и ты можешь спокойно идти в дом . Они тебя не выгонят. Дай мне воды.
Иван добавляет в раствор щелочи фенолфталеин. Получается вино отдает Домовичку.
Домовичок: Спасибо тебе Ваня выручил. Скатертью тебе дорога.
Ведущий: Пошел Иван дальше. Долго ли коротко ли шел Иван. Набрел на страшный замок. Видит на дверях висит большой замок.
Возле дверей стражник.
Стражник: Этот замок откроется, если ты поиграешь со мной в игру Веришь-не веришь
Ты в химкабинет пришел
И запомнил кроха
Безопасность – хорошо
Быть безруким плохо!
Веришь
Если ты во все подряд
Окунаешь пальчик
Про такого говорят
Ты хороший мальчик
Веришь
Ты спиртовку от спиртовки
Зажигаешь очень смело.
Ведь фитиль у ней хороший,
Веришь
Запах можно распознать
И на расстоянии
А в сосуды нос совать
Риск для обоняния
Веришь
Ну а если хочешь что-то
Ты в штативе закрепить,
Зажимай пробирку в лапке
И не бойся, если треснет
И осколки острым краем
Вдруг вопьются прямо в глаз.
Пара глаз – ведь это роскошь.
Как Кутузов, одноглазый
Ты теперь и навсегда.
Веришь
Стражник: Ну входи Кощей как раз обед готовит
Сценка РВО №5
Кощей: что- то кушать хочется. Уже 150 лет ничего не ел. Что бы сегодня приготовить? Похоже, опять это мышиное рагу. Возьму пару толстых мышей, одну осу и горстку тараканов, все хорошенько прогрею и перемешаю. Только пламя какое-то не такое. Может, оно должно быть синим (показывает пламя соответствующего цвета), а может, красным (показывает пламя соответствующего цвета) или желтым (показывает пламя соответствующего цвета), кто ж все эти кулинарные тонкости запомнит?
Опыт поджигаем находящийся в чашечках спирт с солями, которые горят разным пламенем.
Иван стучит.
Кощей. Кто там? Заходите.
Иван. Здравствуйте, дедушка.
Кощей (злобно). Какой я тебе дедушка? Не видишь – я мужчина в самом расцвете сил!
Иван. Извините, дедушка.
Кощей (злобно). Ты еще дерзишь. Ходят тут всякие... Обнаглела молодежь.
Стражник. А чем это тут так противно пахнет?
Кощей. Ты что, это же мой ужин. Вот, хочешь попробовать? (В сторону.) Может, еще и на завтрак сгодишься.
Входят лешиеЛеший: Кощеюшка мы по твоему рецепту водичку делали и красочку получали
Голубая вода всему виной —
Все в округе говорили:
"Этой странной водой,
Этой странной водой
Мы Ивана погубим."
Леший: Но если ты Иван составишь правильно цепочку превращений составишь тебя отпустим. Слушай рецепт. Делали мы водичку из медного подсвечника.
Леший 2: Дождался я, когда черная окалина на подсвечнике появилась, соскреб ее и в кислоту бросил – стал синим раствор; добавил едкую щелочь – и совсем синим стал осадок внутри.
Леший: Высушил он эту смесь, и вышла краска дивной красоты.
Иван: Помогите мне ребятки все расставить по порядку
Расставляет учащиеся с табличками в цепь
(Си — > СиО — > Си5О4 — > Си(ОН)2)
Кощей. Вашим бесполезным колдовством нельзя даже ребенка напугать, не то что Ивана. А ну убирайтесь все отсюда подобру-поздорову!
Ведущий. Пошел Иван дальше. Долго коротко ли добрался он до племени индейцев. На встречу ему идет девушка.
Сценка РВО №7
Дочь вождя: Здравствуй незнакомец. Что тебя к нам привело?
Иван: Случилась в тридевятом царстве беда- заболела царевна. Никто ей не может помочь. Слышал я что в вашем племени хранится волшебная грамота, прочитав, которую все выздоравливают.
Дочь вождя : Твоему горю помочь может только мой отец- он вождь племени. Как он решит так и будет, но они вчера с шаманом делали огненную воду и напробывались и надо подождать до вечера.
Ведущий: Скоро сказка сказывается да не скоро дело делается, чтобы скоротать время решил Иван научить дочь вождя разгадывать ребусы. Давайте и мы сними поразгадываем.
Дочь вождя: Иван мой отец готов тебя выслушать.
Вождь: Мы можем тебе помочь но, взамен ты должен принести то о чем мы тебя попросим.
Старик шаман:
Как-то мне сказали дети, чудеса, мол, ваши эти
может каждый сотворить, если химию учить.
Стало мне, друзья, обидно. Взял я серого карбида,
измельчил чуть-чуть его и добавил Н2О.
Газ какой-то отделился и с водой соединился.
Жидкость пахла так ужасно!
Чтоб мой труд был ненапрасным,
Тот же час восстановленьем
Занялся я с нетерпеньем.
Жидкость снова получилась. Голова тут закружилась,
Словно мы с вождем и сыном перебрали малость джинна.
Ну-ка, милые ребятки, становитесь по порядку,
Что и с чем соединилось, что откуда получилось.
Все вы химики лихие, знатоки вы удалые,
помогите старику, не останусь я в долгу.
Учащиеся с табличками выстраиваются в цепь по мере рассказа
(CaC2 — >C2H2— >CH3COH — >C2H5OH)
Шаман: Иван цепочка превращений оказалась сильно длинной. Твоя задача придумать более короткий путь и принести ингредиенты
Иван: А что тут думать и что далеко ходить. Процесс брожения еще никто не отменял, а сахар для чая и зерно для коня у меня всегда с собой.
Обмениваются предметами
Ведущий: Передал грамоту шаман Ивану и отправился Иван в обратный путь Путь домой всегда кажется короче. И вот уже Иван входит в царские покои.
Иван (царю): А теперь прочтем название чудодейственного напитка.
Разворачивает грамоту, Демонстрирует зрителям надпись: «молоко».
Царь: Молоко?! Обычное молоко?
Иван: Молоко!
Царь: Я сейчас же пошлю слуг за молоком в деревню.
Царевна: А вот молоко я люблю и, ложась в постель, выпью его с удовольствием.
(Берет стакан у Ивана.) Молоко всегда поднимает мне настроение. Как я рада всех видеть! Как мне хочется петь и танцевать!
Звучит музыка, все участники выходят на сцену и танцуют
Царь: А теперь а хочу наградить всех кто помог мне спасти принцессу.
Слово сюрпризному отряду
Литература:
- Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии [Текст]: Пособие для учителей/В.Н. Алексинский- М.: Просвещение, 1980.-127 с.
- Антонова Л.С. Сказка о том, как Хоттабыч вылечил царевну [Текст]: /Л.С. Антонова //Химия в школе.- 2006 №6.- С.71-74.
- Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии [Текст] - М.:5 за знания, 2007.- 208 с.