Цели:
- Обучающая: рассмотреть теорему о площади трапеции и показать её применение при решении задач, совершенствовать навыки решения задач;
- Развивающая: развитие познавательной активности, творческих способностей, мышления, умения анализировать и обобщать, переносить знания из одной ситуации в другую;
- Воспитательные: воспитание чувства ответственности каждого учащегося умение осуществлять самоконтроль в учебно- познавательной деятельности воспитание чувства прекрасного, интереса к предмету с привлечением мультимедийных возможностей компьютера.
Оборудование: мультимедийный компьютер, экран, презентация, разработанная силами учителя.
Примечание: Программа включает 26 слайдов, демонстрация элементов слайдов происходит с использованием режима анимации, управление выводом элементов на экран и сменой кадров осуществляет учитель по ходу урока.
Урок рассчитан на 2 часа.
Ход урока
I. Организационный момент
Слайд 1. Здравствуйте! Я рада вас видеть. Садитесь. Сегодня у меня хорошее приподнятое настроение. Я хотела бы поделиться им с вами.
Проверка готовности рабочего места к уроку.
Слайд 2. Цель урока: Сегодня при изучении темы “Площадь трапеции” к концу урока вы ребята, должны знать теорему о площади трапеции и уметь применять её при решении задач.
Слайд 3. Девиз:
«О, геометрия, ты вечна!
Гордись, прекрасная собой!
Твое величье бесконечно!»
Слайд 4.
Там, где с морем сливается Нил,
В древнем жарком краю пирамид
Математик греческий жил –
Многознающий, мудрый Евклид.
Геометрию он изучал,
геометрии он обучал.
Написал он великий труд.
Эту книгу «Начала» зовут
II. Актуализация знаний
- Что мы с вами делали на предыдущих уроках? (изучали формулы площадей квадрата, прямоугольника, параллелограмма, ромба, треугольника)
- Что понимают под площадью многоугольника? (площадь – это величина той части плоскости, которую занимает данный многоугольник)
- Чем выражается площадь? (площадь выражается положительным числом. Это число показывает, сколько раз единица измерения укладывается в данном многоугольнике)
- Что принято за единицу площади? (за единицу измерения площади принимают площадь квадрата со стороной, равной единице длины)
- Какие единицы измерения площадей вы знаете? (1 мм2, 1 см2 , 1 дм2, 1 м2, 1 км2; 1 а, 1 га – в сельском хозяйстве; 1 барн = 10-28м2 – в химии и физике)
- Какие старинные русские единицы площади вы знаете? (1 кв. верста, 1 десятина, 1 кв. сажень)
Слайды 5-6. Назовите свойства площадей. (Св.1. Равные многоугольники имеют равные площади. Св.2. Если многоугольник составлен из нескольких многоугольников, то его площадь равна сумме площадей этих многоугольников.Св.3. Площадь квадрата равна квадрату его стороны.)
- Как можно найти площадь произвольной геометрической фигуры? (при помощи палетки, но это не совсем удобный способ, да и не точный)
- Площади каких геометрических фигур мы умеем находить? Как? (площадь квадрата, прямоугольника, треугольника, параллелограмма, ромба)
- Запишите эти формулы на доске.
Слайд 7.
- Для чего нужно знать и уметь находить площади фигур? Где это применяется на практике? (в строительстве, в сельском хозяйстве)
Слайды 8-10.
- Какой четырёхугольник мы изучали, но площадь его пока не умеем находить? (трапецию)
- А вам хотелось бы научиться находить площадь трапеции? (да!)
Слайд 11.
- Какой четырёхугольник называется трапецией? Как называются стороны трапеции?
- Какая трапеция называется равнобедренной? прямоугольной?
Интересные факты
Слайд 12.«Трапеция» – слово греческое, означающее в древности «столик». Отсюда идет название трапеза, трапезная.
В «Началах» Евклида (III в.до н.э.) трапеция – любой четырехугольник (не параллелограмм). Трапеция в нашем смысле встречается впервые у древнегреческого математика Пасидона. Только в XVIII веке это слово приобретает современный смысл.
Созвездие-трапеция
Слайд 13.
Четыре яркие звезды созвездия α, β, γ и δ располагаются в вершинах трапеции – туловища льва. А голову льва образуют звезды, располагающиеся в виде серпа. Поэтому этот астеризм и называется «серп».
III. Объяснение нового материала
Слайд 14.
Задача: Найдите площадь трапеции ABCD, если основания AD и BC равны соответственно 12 см и 8 см, боковая сторона AB равна 6см, LA = 30°.
Пояснения учителя:
Проведите высоты треугольников АВD и BCD из вершин B и D.
Что вы можете сказать о них?
Найдите площадь трапеции, как сумму площадей треугольников.
Решение:
Проведем высоту ВК в треугольнике ABD, которая равна высоте в треугольнике BCD, т.е. ВК=DH.
SABD= ½AD·BK, SBCD= ½BC·DH .
SABCD= SABD+ SBCD= ½AD·BK+ ½BC·DH.
BKDH – прямоугольник, поэтому ВК=DH, тогда: SABCD= ½BK· (AD+ BC). Найдем ВК из прямоугольного треугольника АВК, в котором угол А=30°, АВ=6 см, ВК=½АВ=3 см.
Учитель предлагает вернуться к задаче и вычислить точное значение площади трапеции.
Слайд 15. SABCD= ½·3·(12+8) =30 см2
Ответ: SABCD=30 см2
Вывод:
Учитель предлагает обозначить основания буквами a и b, а высоту h и записать формулу площади ., где a – верхнее основание, b – нижнее основание, h – высота.
Слайды 16-17.
- ознакомить с понятием высоты трапеции;
IV. Закрепление изученного материала
Слайд 18. Задача 1
Слайд 19.Задача 2
Слайд 20 . Задача 3
Слайд 21. Задача 4
Слайд 22. №480(а)
Слайд 23. №482
V. Итог урока:
Слайд 24.
- Узнали ли мы что-то новое? (На уроке вывели формулу трапеции. Научились применять эту формулу для решения задач.)
- Есть ли ребята, которым нужна помощь?
- Кто испытывает затруднения?
- Отметить, кто сегодня хорошо работал, отметки за урок.
VI. Домашнее задание:
Слайд 25. П. 53 (знать определение высоты трапеции, теорему о площади трапеции без доказательства), №480(б, в), №481
Слайд 26. «К большому терпению придет и уменье.»
Спасибо за урок. До свидания.