Образовательная программа школьного музея "Наследники"

Разделы: Внеклассная работа


В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 года №1756-р об одобрении концепции модернизации российского образования необходимо работу в школе направить на духовное возрождение и реализацию личностно-ориентированного учебного и воспитательного процесса. Это связано с тем, что современные государственные и общественные реалии, кардинальные изменения в социальной жизни привели к принципиальным изменениям системы образования в России.

Проведенное диагностическое исследование знаний по истории группы школьников показал, что учащиеся на уроках истории знакомятся с важными военно-историческими событиями, не акцентируя внимания на мотивах, которыми руководствовались герои, принимая исторически важные решения.

В общественном сознании все чаще проявляется равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, социальным институтам, родным и близким людям, все более обостряется национальный вопрос.

Существующие социальные проблемы (наркомания, агрессивность, алкоголизм и т.д.) заставляют нас задуматься о том, почему это происходит. Почему ребёнок, изначально открытый и устремлённый к добру, взрослея, постепенно приобретает асоциальный тип поведения. Дефицит таких понятий, как милосердие, доброта, уважение друг к другу становятся, к сожалению, нормой для подростков. Проводить профилактику намного проще, чем впоследствии пытаться что-то изменить. На современном этапе развития общества данная дополнительная образовательная программа весьма актуальна. Она способствует формированию у учащихся гражданственности, патриотизма; способствует формированию у детей различных образовательных компетентностей и готовность к социальной адаптации. Программа представляет систему педагогических действий, обеспечивающих физическую, нравственно-психологическую безопасность обучающихся, отстаивание их интересов и прав, создание нравственных условий для свободного развития интеллекта, формирование способности к самостоятельному решению жизненно важных социальных и в будущем профессиональных проблем.

Педагогическая целесообразность данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что через собственное участие в реализации социально значимых видов деятельности учащиеся вступают в новые отношения со сверстниками, учатся общению с окружающими людьми. Программа предполагает ситуативно-воспитательный подход, который осуществляется как воспитание словом через диалог, делом через реализацию потребностей личности, примером через появление стимулов к саморазвитию, ситуацией авансированного доверия, ситуациями успеха и выбора.

Программа имеет социально-педагогическую направленность. Она рассчитана на учащихся 5 - 11 классов.

В школе реально создать детские творчески организации, элективные курсы, НОУ, патриотические клубы, музеи, которые бы смогли хотя бы частично удовлетворить потребности школьников в становлении гражданственности, в воспитании патриотизма. Данная программа предусматривает воспитание учащихся средствами школьного музея, на базе которого будет осуществляться образовательный процесс.

Программа "Наследники" разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "Об образовании", Концепции модернизации российского образования и дополнительного образования детей Российской Федерации, Программы развития дополнительного образования Красноярского края "Поколение XXI: развитие человеческого потенциала", Устава МОУ Боготольская СОШ, учтены требования СанПиН 2.4.4.

Актуальностью образовательной программы "Наследники" является стремление пробудить у школьников интерес и любовь к своему Отечеству, к малой Родине, достижениям и подвигам предков, наиболее значимым событиям истории Красноярья.

Новизна образовательной программы заключается в необходимости выработки у учащихся коммуникативных, языковых, эстетических, нравственных и патриотических компетентностей.

Педагогической целесообразностью образовательной программы "Наследники" является необходимость формирования духовно развитого, способного к социальной адаптации подростка.

Туристско-краеведческая программа дополнительного образования "Наследники" имеет патриотическую направленность, ориентирована на работу со школьниками разных возрастных групп (11 - 16 лет), предусматривает экспозиционную, экскурсионную и исследовательскую деятельность.

Цели: оптимизация ресурсов музея для создания образовательного пространства, направленного на воспитание патриотизма, гражданственности и развитие личности в соответствии с её индивидуальными особенностями.

Задачи:

  • обеспечить новый подход к организации воспитательного процесса;
  • создать условия для воспитания толерантного, социально активного, легко адаптирующегося в современных реалиях школьника;
  • предоставить личности возможность выбора направления индивидуального развития и способов самореализации;
  • создать условия для формирования здорового образа жизни;
  • организовать воспитательный процесс во взаимодействии с социумом;
  • использовать в работе с детьми интерактивные методы и формы деятельности;
  • учить школьников создавать экспозиции, проводить экскурсии, вести поисковую и исследовательскую работу.
  • вовлечь учащихся школы в общественно-полезную, научно-исследовательскую деятельность по изучению, охране и популяризации историко-культурного наследия России и родного края.

Программа рассчитана на 3 года и включает в себя 3 этапа.

Формы занятий:

Лекции, беседы, работа в архивах, подготовка экскурсоводов, организация и проведение экскурсий, поисковая и исследовательская работа, создание экспозиций, встречи с ветеранами, интересными людьми, интерактивная деятельность.

Организация образовательного процесса: занятия проводятся два раза в неделю в форме лекций, бесед, семинаров, встреч с интересными людьми, экскурсий, включая виртуальные, туристических слётов, практических занятий.

Помимо групповых занятий проводятся индивидуальные занятия по исследовательской деятельности, по работе над проектами.

Занятия объединения проводятся не только в стенах школы, но и в городских и школьных музеях, на улицах, в редакции местной газеты, в библиотеке (школьной и районной) и др.

Ожидаемые результаты и способы их отслеживания:

По окончании каждого учебного года подводятся итоги работы, где определяется уровень усвоения учащимися данной образовательной программы.

К концу обучения по данной программе предполагается, что обучающиеся, получив прочные глубокие знания по истории, литературе, природе своего края, готовят сообщения и выступают с данными сообщениями, докладами на уроках НРК, истории, литературы, районных, городских и областных краеведческих конференциях, проводят экскурсии по созданным экспозициям, участвуют во Всероссийском фестивале "Портфолио", создают виртуальный музей.

Итогом работы каждого обучающегося должен стать творческий проект определенной тематики, создавая который обучающийся должен применить знания, полученные на занятиях объединений.

Усвоившие материал по данному направлению должны уметь:

  • самостоятельно составлять библиографию по теме;
  • вести дневник; проводить исследования;
  • оформлять исследовательский реферат или исследование;
  • готовить и создавать стендовые доклады на заданную тему;
  • записывать воспоминания респондентов;
  • составлять аннотации к прочитанным книгам, рецензировать их;
  • работать с каталогом;
  • описывать и паспортизировать музейные экспонаты;
  • вести экскурсии;
  • создавать виртуальные экскурсии.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тематические блоки 1год обучения 2 год обучения 3 год обучения Всего
1. Введение 5 5 5 15
2. Моя родословная:

Антропонимика

Родословие

Биографика

Топонимика

Библиография

Экскурсоведение

Развитие речи

35

10

5

5

5

5

5

35

10

5

5

5

 

 

 

5

5

35

 

 

 

 

5

5

 

 

 

20

5

105
3. Моя малая родина 55 35 25 115
4. Этнография (19 - 20век) 10   20 30
5. Праздники и обряды в жизни русского человека 10      
6. Летопись школы 10 20 20 50
7. Мое отечество 30 40 40 110
8. Великая Отечественная война, афганская война, локальные войны 20 40 30 90

Содержание программы:

Тематика программного курса начинает раскрывать историю Родины с самого родного и близкого для ребенка - семьи. Это наиболее эффективный шаг на пути познания Отечества. Через изучение семейной истории, знакомство с семейными традициями, реликвиями, с профессиями дедушек и бабушек, отцов и матерей, старших братьев и сестер, через их рассказы о времени, в котором они жили, составление своей родословной (генеалогии), ребята ненавязчиво познают историю Отечества через историю своей семьи.

Тематический блок "Моя родословная" включает в себя беседы, экскурсии, выставки, практические занятия по изучению и составлению родословной (генеалогического древа); семейных традиций, обычаев, увлечений, семейных реликвий. Итогом работы данного тематического блока проводятся семейные праздники "Наша дружная семья", "Бабушкины посиделки", "Бабушкин сундук", "Семейный альбом". Выставки "Родословная моей семьи". Учащиеся учатся составлять генеалогические таблицы, росписи, создание истории своей семьи.

Тематический блок "Летопись школы". Школа является тем местом, где ребенок проводит большую часть своей жизни. И, чтобы ему было в ней комфортно и уютно, необходимо, чтобы он был сопричастен ко всему, что в ней происходит. Это можно постичь только через познание истории школы, её традиций. Работа с детьми строится так, чтобы они обращали внимание на людей, которые их окружают, формировали у себя интерес и желание принимать участие в добрых делах, укреплять традиции школы. В реализации данного тематического блока большое значение имеют встречи с педагогами школы, ветеранами труда, выпускниками школы разных лет, экскурсии. И как результат, творческие работы учащихся "Письмо в 41-й год", "Дети войны", постоянно действующая экспозиция музея "История Боготольской школы".

Тематический блок "Моя малая Родина" нацелен на привитие любви к своей малой родине, её прошлому и настоящему. Рассматриваются аспекты: история моего края, города, района, улицы, на которой я живу, судьбы моих земляков.

Основные формы: летопись края, города, района, улицы, встречи с интересными и знаменитыми людьми, конкурсы сочинений и рисунков "Мой край", "Мой район", "Моё село". Поисковые задания на темы "История сельских улиц", "Предприятия моего села", экскурсии на предприятия и объекты культуры. Формирование банка краеведческих данных, собирание малолитражных изданий и иных изданий, относящихся к истории края, фиксирование истории края по "горячим следам".

Тематический блок "Мое Отечество". Исторически сложилось, так что прошлое нашей родины неразрывно связано с военным делом. Начиная с самого раннего периода, Россия вынуждена была вести борьбу с внешним врагом. На долю каждого поколения выпадала нелегкая, но почетная доля - защита Отечества. Уходящее поколение ветеранов стало творцом событий, которое спасло мир и в корне изменило его лицо. Невероятной по самопожертвованию, силе духа и героизму стала Великая Отечественная война. Сегодня у нас еще осталась последняя возможность подойти, обратиться к солдатским вдовам ветеранов Великой Победы той Великой войны, старикам и старушками расспросить их о том времени, героических подвигах в годы войны. Данный блок нацелен на формирование и развитие интереса к ратным подвигам земляков, развития интереса к военно-историческому прошлому Отечества и вооруженным силам Российской Федерации. Воспитание уважения к героям и защитникам Отечества, ветеранам Великой отечественной войны и локальных конфликтов, труженикам тыла, детям - сиротам войны, детям - блокадного Ленинграда, детям - узникам концентрационных лагерей, воспитания уважения к ветеранам труда, трудовым подвигам русского народа.

Формы работы по данному блоку: поисковая работа по темам "Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой", "Дедушкины ордена", "Наш ветеран", "Они ковали победу в тылу", "Войны не женское лицо", "Детство, опаленное войной". Акции "Помоги ветерану", "Подарок ветерану", волонтёрское движение. Проведение мероприятий, связанных с великими сражениями Великой отечественной войны - "Битва за Москву", "Прорыв блокады Ленинграда", "Сталинградская битва", "Курская битва", "Взятие Берлина", "Война с Японией", "Афганская война", "Локальные войны". С приглашением участников тех событий, живых свидетелей ужасов войны воспитывают у детей истинное патриотическое чувство - гордость за людей, отстоявших и освободивших нашу Родину от порабощения, уважения к людям труда. Проведение конкурса рисунков о ВОВ и локальных конфликтах. Создание аудио-, видео-, фото коллекции, плакатов периода Великой Отечественной войны, коллекции художественных фильмов, репродукции картин о Великой Отечественной войне.

Календарно - тематический план

№ п\п Срок выполнения Направление деятельности Участники Часы
2010 2011 2012

Поисковая и исследовательская работа.

      100 ч.
  В течение учебного года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение учебного года

 

"Мемореал"

 

 

Стенд

 

Встречи со старожилами: Муроченко Г.И., Погодиной,

 

 

 

 

 

кспозиция

(непостоян.)

 

"Портфолио"

Конференция

 

 

 

 

В течение года

Летопись школы:

- Работа над школьной Книгой Почёта.

- Заполнение альбомов: "Золотые медалисты", "Серебряные медалисты".

- Обновление и дополнение экспозиции "История Боготольской школы".

- Поиск и создание экспозиции "Пионерская организация Боготольской школы":

* изучение истории пионерского движения;

* подготовка к акции "Пионерское детство моих родителей";

* акция "Пионерское детство моих родителей";

* встреча с бывшими пионервожатыми, работавшими в нашей школе;

*создание экспозиции и подготовка экскурсии;

*экскурсии для учащихся 1 - 11 классов

Моя родословная

Антропонимика

Родословие

Биографика

Топонимика

Библиография

Экскурсоведение

Развитие речи

- Исследование "Моя семья в истории моей страны"

- Акция "Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой"

Моя малая родина

- "Край без окраин" (История Красноярского края)

- "Моё любимое село"

- "Село Боготол: люди и судьбы"

- "Оглянись, их осталось так мало" о старожилах села Боготола.

Создание альбома по воспоминаниям старожилов

Моё Отечество

Экспозиция "Чемодан репрессированного":

- сбор материалов, документов, оформление;

- создание текста экскурсии;

- подготовка экскурсовода;

- экскурсии для 2 - 11 классов.

Исследование "Роль третьей книги в композиции повести в рассказах "Последний поклон" В.П.Астафьева"

Переписка со следопытами Хасавюрта

Подготовка к поиску материалов о самой забытой войне - Первой мировой.

Актив музея, клуба,

руководитель музея, клуба

2 - 11 кл.

Актив, руководитель музея

Экскурсоводы

Экскурсоводы

________

Актив.

Актив, рук.

________

________

Руковод.

Свидрицкая - 9 кл., Рук.

Рук. музея,

2 - 11 кл.

Руков. Музея, актив

_________

Рук. муз.,

Буханченко Г.Г., актив.

 

 

 

Рук. музея,

Панов А. - 7 кл.

 

 

 

 

 

Рук.,

Леонович А. 7 кл.

Рук., актив

Рук. музея

ноябрь

К 19 мая

Янв.

март

 

апр.

 

Апр.

 

май

 

май

 

Сент.окт

Дек.

 

Дек.

 

Окт - янв.

 

Февр.

 

Янв.

 

 

 

 

Янв.

 

Окт. - нояб.

 

 

 

Янв.

Февр.

 

Нояб. - май

   

Шефская работа.

     
1 В течение года Перекличка ветеранов с целью:

- поздравления с праздниками;

- приглашения в школу на праздники, классные часы.

Актив музея, клуба, руководитель музея, клуба.    
2

 

 

 

В течение года Волонтёрское движение. Постоянное индивидуальное шефство над ветеранами войн, труда. Посильная помощь на дому. 2 - 11 классы    
Выставочная работа (Экскурсионная)      
1 Сентябрь Обзорная 2 кл.    
2 Октябрь Х1Х век 3 - 4 кл.    
3 Ноябрь ХХ век 5 - 11    
4 Декабрь Стоянка древнего человека 5 кл.    
5 Декабря Русский самовар 5 - 7 кл.    
6 Декабрь Музей в бабушкином сундуке 6 - 10 кл.    
7 Январь Они защищали Родину 9 кл.    
8 Февраль В.Я.Горбачёв - Герой Советского Союза 9 - 11 кл.    
9 Февраль Выставка "Битва за Сталинград" 9 - 10 кл.    
10 Март Они прославили Красноярье 5 - 10 кл.    
11 Апрель Выставка рисунков "Поехали", посвященная Дню космонавтики      
12 Май Выставка рисунков "Великая Победа"      
Методическая работа      
1 В течении учебного года Работа в сетевом методическом объединении руководителей музеев района. заключение договора о сотрудничестве с городским краеведческим музеем Актив музея, клуба,

руководитель музея, клуба.

______

   
2 В течении учебного года Работа над проектами

"Село, люди и судьбы" о выдающихся людях

"Моя семья в истории моего города"

"Мой любимое село"

"Оглянись, их осталось так мало" о старожилах села

Акции "к 66-летию Победы в ВОВ"

   
3 Комплектование тематических папок    
4 Учеба актива музея, клуба    
5 Работа с фондами музея    
6 Индивидуальная помощь классным руководителям и учащимся в подборе материала по гражданско-патриотической тематике.    
7 Участие в районных, краевых и федеральных конкурсах    
8 Участие в районных и краевых семинарах    
9 Сотрудничество с российскими, краевыми, школьными музеями и клубами патриотической и туристко-краеведческой направленности.    
10 Сотрудничество с архивом Боготольского района, Красноярским краевым архивом.