Цели:
- познакомить учащихся с органами пищеварения, выучить правила правильного питания;
- развивать умения устанавливать связи между продуктами питания и пищеварительной системой;
- воспитывать навыки здорового образа жизни через правильное и полноценное питание.
Оборудование:
- Таблица "Пищеварительная система";
- Упаковки различных продуктов;
- Таблица "Правила питания".
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
Слово учителя:
- Для чего человек должен питаться?
- Какую пищу должен употреблять человек?
- Нужно ли соблюдать определенные правила приема пищи?
- Может ли человек обойтись без пищи?
Вывод: ваши ответы показали, что вопросы для вас оказались проблемными и сложными. Поэтому их мы рассмотрим подробнее, сегодня на уроке.
Итак, тема урока "Наше питание. Как пища переваривается".
II. Работа над новым материалом.
1. Введение.
Слово учителя:
Каждый день люди, хотя бы на несколько минут, оставляют свои дела, чтобы принять пищу. Каждый знает свое любимое блюдо, и что он просто терпеть не может. Но и любимое, и нелюбимое, и полезное, и не очень - все это лишь комбинация трех основных веществ. Эти вещества - белки, жиры и углеводы. Обозревая пищу, получая от ее вида удовольствие, мы как бы заводим наш организм на переработку этой пищи. Попадая в рот, она начинает свой путь по превращению прекрасных, сложных блюд или ароматных фруктов в раствор, содержащий мельчайшие частицы белков, углеводов и жиров, а также витамины и минеральные соли. Такое превращение называется пищеварением. А органы, участвующие в этом превращении - пищеварительной системой.
2. Чтение статьи учебника Виноградовой Н.Ф., Калиновой Г.С. "Окружающий мир" параграф "Как пища переваривается" (с. 15).
- Обговорите в группах и объясните смысл высказывания: "Пища - это топливо, необходимое организму для жизни";
- А теперь назовите органы пищеварения, о которых вы узнали из статьи.
3. Работа с таблицей.
На доске запись в виде таблицы:
Рот | Желудок |
Пищевод | Слюнные железы |
Язык | Глотка |
Тонкая кишка | Толстая кишка |
Печень |
- Соедините последовательно, в нужном порядке слова, относящиеся к "Пищеварительной системе".
Слово учителя:
Чтобы представить, какой большой объем работы выполняет пищеварительная система за сутки, нужно оценить следующий факт: за 24 часа в пищеварительный тракт изливается около
8,5 л. жидкости, в которой находится слюна, желудочный сок, сок поджелудочной железы, желчь.
III. Физкультминутка (См. Приложение).
Слово учителя:
Итак, помните вопрос в начале урока "Зачем мы едим"? Вы верно ответили, говоря о питательных веществах, которые необходимы человеку, что пища нужна для роста и развития. Очень давно греческий философ Гераклит сказал: "Нельзя дважды вступить в одну и ту же реку, ибо во второй раз входящего омывают уже новые воды".
Наше тело - та же река. Жировая ткань в организме полностью обновляется в течение 3 недель. Клетки кожи - за 5 недель. Слой клеток, выстилающий изнутри желудок - за 5 дней. Таким образом, клетки разрушаются и образуются вновь, и особенно активно это происходит во время роста ребенка. Понятно, что для этого необходимы строительные материалы и энергия - топливо для строительства: белки, жиры и углеводы.
- Так что же такое белки, жиры и углеводы?
1-й ученик:
Роль белков в питании исключительно велика. Белки необходимы для построения новых клеток и тканей. Недостаток белка в пище приводит к задержке роста и развития, снижению массы тела и частым заболеваниям. Наиболее высокой, биологической ценностью обладают белки животного происхождения. Белки поступают в организм человека только с пищей (молочные продукты, мясо, рыба, яйца).
2-й ученик:
Жиры обеспечивают 30 - 40% энергии, требующейся ребенку, они являются важным "строительным" материалом, необходимым для поступления в организм жирорастворимых витаминов. Источником легкоусвояемого животного жира является сливочное масло, содержащее витамины А и Д.
В рацион питания человека должно входить обязательно растительное масло, которое принимает активное участие в обмене белков, витаминов, выработке иммунитета, регуляции процессов роста и развития молодого организма.
3-й ученик:
Углеводы служат основным легкоусвояемым источником энергии, обеспечивающим 50 - 60% необходимой для организма энергии в сутки. Основным источником углеводов являются продукты растительного происхождения: хлеб, крупы, картофель, овощи и фрукты. Легкоусвояемые сахара (сахароза, фруктоза, глюкоза) присутствуют также в обычном сахаре, меде, варенье, сладких овощах и фруктах. Молочные продукты содержат важный углевод - лактозу. При избытке углеводов в рационе, снижается тонус мышц, масса тела повышается, снижается сопротивляемость к болезням.
4. Работа в тетрадях.
Задание: выпишите в 3 столбика слова: яйца, рыба, хлеб, сметана, картофель, мясо, сахар, капуста, сливочное масло, крупа, молоко, яблоко, сыр, растительное масло, макароны, варенье, йогурт.
Белки | Углеводы | Жиры |
Слово учителя:
Белки, жиры и углеводы, попадая в наш организм, распадаются в сложном процессе пищеварения на более простые. Этот распад сопровождается выделением энергии, поступающей в распоряжение организма.
Слово учителя:
- Как вы думаете, как использует эту энергию человек?
- Обсудите это в группах.
По ходу обсуждения на доске выставляются карточки:
Поддержание тепла в теле |
Для работы мышц |
Для питания клеток мозга |
Слово учителя:
- А теперь, кто из вас может дать точный и правильный ответ на вопрос: "Зачем мы едим?".
Вывод:
- Верно, для того, чтобы жить! И не только жить, но и еще и быть здоровыми.
- Ребята, вы, наверное, часто слышите от взрослых такое высказывание, что овощи и фрукты - кладовая витаминов. Почему?
Слово "витамин" происходит от латинского слова "вита", что значит жизнь.
А жизнь и здоровье всегда рядом. Одним из составляющих здорового образа жизни является правильное, рациональное питание, а важнейшим, жизненно необходимым компонентом здорового питания являются витамины.
4-й ученик:
Витамин А (ретинол) нужен для укрепления зрения. Его можно найти в молочных и кисломолочных продуктах, в моркови, салате, шпинате, икре.
5-й ученик:
Витамин С (аскорбиновая кислота) - самый полезный витамин. Он содержится почти во всех свежих овощах, плодах шиповника, лимоне, капусте, луке, укропе. Если не хватает этого витамина, организм перестает сопротивляться простудным и инфекционным заболеваниям, воспаляются десны, снижается иммунитет.
6-й ученик:
Витамин В1 (тиамин) и В2 (рибофлавин): при их нехватке образуются трещины и язвочки в уголках рта, шелушение кожи. Эти витамины можно найти в хлебе, кашах, молоке, твороге, сыре, масле.
7-й ученик:
Витамин Д (кальциферол) - редкий, но один из самых важных витаминов. Дефицит этого витамина в организме человека вызывает замедление роста и такую болезнь, как рахит. А содержится этот витамин в продуктах животного происхождения: сыр, сливочное масло, желток, печень, сельдь, а также в солнечных лучах.
5. Работа у доски (в группах).
Задание: запишите названия перечисленных продуктов в таблицу: рыбий жир, яблоки, растительное масло, чеснок, печень, лимон, виноград, сливочное масло, морковь, помидор, лук, сыр, творог, укроп.
Витамин С | Витамин А | Витамин Д |
Вывод: Быть здоровым человеку помогает пища богатая витаминами.
6. Практическая работа.
Слово учителя:
- Ребята, вы принесли этикетки от различных продуктов. Сейчас вы получите задание, которое должны будете выполнить в рабочей тетради.
На доске:
1) Внимательно изучите упаковки различных продуктов. На упаковках указано, какие питательные вещества, и в каком количестве содержатся в этих продуктах.
2) Сравни данные о содержании питательных веществ в разных продуктах.
3) Результаты своих исследований занеси в тетрадь. Укажи, какие продукты оказались богатыми белками, жирами, углеводами и витаминами.
Проверка практической работы: учащиеся делают выводы (называют продукты, богатые питательными веществами).
7. Проведение теста на тему "Правильно ли я питаюсь" (См. Приложение).
Обсуждение результатов теста.
Вывод: из результатов теста вы поняли, для того, чтобы пища лучше использовалась организмом и не вызывала пищевые расстройства, нужно соблюдать правила питания.
8. Чтение и анализ правил питания.
На доске таблица:
Правила питания.
Нужно есть разнообразную пищу.
Сладости, выпечку есть поменьше. В этой пище много углеводов, излишки которых организм превращает в жир и запасает под кожей. Подумай, нужен ли тебе этот "запас".
Не есть много жареного, копченого, соленого, острого. Эта пища не полезна, а даже вредна.
Пища не должна быть очень горячей.
Нужно стараться есть в одно и то же время.
По утрам перед школой завтракать.
Ужинать нужно не позднее, чем за 2 часа до сна.
Во время еды нельзя разговаривать, читать книгу, смотреть телевизор.
Слово учителя:
- Поднимите руку тот, кто придерживается этих правил. Молодцы! Вы правильно и бережно относитесь к своему здоровью.
- Сделайте вывод, почему человек не должен питаться однообразной пищей?
IV. Закрепление.
1. Отгадывание кроссворда, прочтение ключевого слова (См. Приложение).
- Объясните значение слова "аппетит". Зачем он нужен?
2. Чтение дополнительного материала из серии "Это интересно"
1-ый ученик: За свою жизнь средний человек съедает около 50 тонн пищи. Целый вагон!
2-ой ученик: "Человек по своему неблагоразумию в еде, питье и невоздержанности умирает, не прожив и половину той жизни, которую мог бы прожить. Он потребляет самую трудноперевариваемую пищу, запивая ее ядовитыми напитками, и после этого поражается, почему не живет 100 лет." Это высказывание принадлежит американскому пропагандисту здорового образа жизни Полю Брэггу.
3-ий ученик: Когда желудок пуст, его объем равняется двум столовым ложкам. Но при желании здоровый желудок может вместить 3 литра.
4-ый ученик: Сколько в человеке воды? Раздели свой вес на 3 и умножь результат на 2.
V. Итог урока.
Слово учителя:
- Скажите, ребята, какие проблемные вопросы питания мы обсуждали на уроке?
- Назовите органы пищеварительной системы?
- Для чего нужно правильно питаться?
- Что включает в себя пища для полноценного и правильного питания?
VI. Дифференцированное домашнее задание.
Выполнить задания на стр. 14 учебника Виноградовой Н.Ф., Калиновой Г.С. "Окружающий мир"
Прочитать статью учебника на стр. 15.
Задание № 14 на стр. 7 в тетради Виноградовой Н.Ф., Калиновой Г.С. "Рабочая тетрадь к учебнику 4 класса "Окружающий мир".
Список литературы:
- Буянова Н.Ю. Детская энциклопедия - М.: Просвещение, 1995.
- Белова В.И. Энциклопедический справочник медицины и здоровья. М.: 2004.
- Виноградова Н.Ф. Калинова Г.С. Окружающий мир: Учебник для 4 класса.- М.: Просвещение, 2006.
- Виноградова Н.Ф. Калинова Г.С. Рабочая тетрадь к учебнику 4 класса Окружающий мир.- М.: Просвещение, 2009.
- Китайгородская О.Д. Советы родителям: желудочно-кишечные заболевания у детей школьного возраста.- М..: Медицина, 1965. - 91с.
- Майер Т.И. Наше здоровье: витамины /Журнал Начальная школа № 1, 2009.
- Мельничук В.М. Дневничок - здоровячок: Тетрадь на печатной основе по окружающему миру.- Новосибирск, 2007.- 36с.
- Петров Н.Н, Человек в окружающих ситуациях.- Челябинск: Изд-во Южно - уральское, 1996 .
- Руденко Е.И. Знаешь ли ты себя? - Астрахань: Изд-во Газеты Волга, 1971.- 295с.
- Сивохина И.К. Лечебное питание.- М.: Медицина, 1985 . - 349 с.