Цели: закреплять и развивать умение в правописании слов с парными согласными,развивать умение видеть орфограмму в словах с парной согласной и другими, подбирать проверочные слова путем изменения слов и подбора однокоренных слов, развивать и обогащать речь учащихся, умение комментировать, рассуждать,формировать аккуратность письма, познавательный интерес к предмету через игру.формировать дружеские отношения в коллективе, заботиться о здоровье детей, закрепить гигиенические навыки письма.
Оборудование:
- Учебник "Русский язык" Рамзаева Т.Г, 3 класс, мультимедийный проектор, словарная карточка со словом корабль, словари: Ожегов С.И.
- Словарь русского языка, школьный фразеологический словарь, словообразовательный словарь, карточки для работы по группам.
Ход урока
Речевая разминка.
На корабль прокрался краб,
Караси украли трап
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель
И матросы три недели
Карамель на мели ели
- Какое слово прозвучало и в первой и во второй скороговорке (Корабль)
- Сегодня, мы на нашем судне отправимся в плавание.
- Как по-другому называется наше судно? (Парусник)
Слайд 1
II. Постановка темы урока.
- Чтобы отплыть от причала надо сняться с якоря. Он у нас необычный. Надо его разгадать.
Слайд 2
- В чем загадка?
Б-п в-ф г-к д-т ж-ш з-с
Лишние: ч щ ц
Тема урока: Парные звонкие и глухие согласные.
Слайд 3
Урок пройдет под девизом нашего отряда:
Ни шагу назад
Ни щагу на месте
И только вперед
И только все вместе.
Итак, в путь!
III. Словарная работа.
- Долго ли, коротко ли летел наш парусник по ветру, но вот и первый островок. Называется "Поисковый". Жители постоянно ведут поиск. Давайте и мы поработаем.
Слайд 4
- Наша поисковая группа работает со словарем. Исследуют значения слов причал, трап.
Причал:
1. Место, где причаливают.
2. Веревка, канат, которым причаливают.
Трап - лестница на судах, передвижная лестница для выхода из самолета.
- А мы разгадаем ребус.
Слайд 5
Займемся исследованием слова корабль.
- Предложите задание!
1. Выделить орфограмму. Запись слова. | Корабль - морское судно. |
2. Разделить на слоги. | Ко-ра-бль |
3. Подбор однокоренных слов. | Корабельщик(кораблестроитель; владелец корабля), кораблик, корабел (специалист по кораблям). |
- Что объединяет эти слова? (Родственные)
- Как пишутся корни в родственных словах?
- С помощью какой части слова образовались данные слова?
4. Лексическое и грамматическое значение слова.
5. Звуковой анализ слова.(устно). 7 б.6 зв.
6. Придумать и записать предложение со словом корабль. Разбор.
Корабль причалил к большой пристани.
- Слово поисковой группе:
Причал:
1. Место, где причаливают.
2. Веревка, канат, которым причаливают.
Трап - лестница на судах, передвижная лестница для выхода из самолета.
- Вспомните фразеологизмы, связанные со словом вода, море.
Когда так говорят?
- Воды в рот набрал.
- Море по колено.( Все равно, безразлично)
- Как рыба в воде (Хорошо ориентируется в чем либо)
- Причаль корову! (Привяжи)
- Что ты причалился ко мне? (Привязался)
- В каком словаре мы можем узнать значение фразеологизмов.
IV. Актуализация знаний.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах!
Слайд 6
- Причаливаемся к острову "Орфография". Жители островка любят изучать правила. Давайте и мы поработаем.
- Положили перед собой карточки. Готовимся комментировать.
- На какую орфограмму данные слова?
- Какое правило мы использовали?
- Хоровое произношение правила.
V. Физминутка для глаз.
VI. Работа над темой.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах!
Причаливаемся к острову " Самые, самые :"
- Кто такие жители этого островка мы узнаем, если выполним задание .
Слайд 7
1. Письмо по памяти.
На корабль прокрался краб,
Караси украли трап.
- Какие орфограммы встречаются в этих словах?
Запись по памяти.
Самопроверка
Слайд 8.
Сигнальные карточки! (Красная карточка-без ошибок, зеленая - 1, 2 ошибки, синяя - 3 и более)
- Как вы думаете, какие жители живут на этом острове? (Самые внимательные)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах!
2. Упражнения в подборе проверочных слов.
Слайд 9
- Впереди пиратское судно! Они поймали безобидных морских жителей. Мы их должны освободить.
Для этого пиратов надо научить грамотно писать названия морских жителей
Загадки - читают дети
1.
Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет и не пашет
Под водой с рыбёшкой пляшет.
Назови его дружок:
Рыбок друг :
Ответ: Морской конёк (Слайд 10)
2.
Он колючий, но не еж,
А речная рыба :.ерш (Слайд 11)
3.
Груша с длинными ногами
Поселилась в океане.
Целых восемь рук и ног!
Это чудо :
Ответ: Осьминог (Слайд 12)
4.
На мели сидит, усами шевелит,
А гулять пойдет - задом наперед.
Ответ: Рак (Слайд 13
5.
Не кузнец, а с клещами.
Ответ: Краб(Слайд 14)
Запись в тетради:
Коньки -конек
- Ерши -ерш
- Осьминоги -осьминог
- Раки -рак
- Крабы -краб
Так мы спасли морских обитателей.
3. Работа в группах.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах!
Причаливаемся к острову "Исследователи"
1 группа (1 вариант)
- Держи собаку на цепи, а язы. Взаперти
- Гне... - плохой советчи...
- Доброе слово человеку - как дож: ь в засуху
2 группа (2 вариант)
- Не всякий гриб в луко.. . ко кладут
- На любой гря ... ке свои поря. ки.
- Ле... ко делается то, что делается охотно
Задание: Исследуйте, на какие орфограммы пропущены буквы в пословицах.
Объясните значение пословиц.
4. Самостоятельная работа.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах!
Причаливаемся к островку "Самостоятельные".
Слайд 16
- Жители этого островка любят и умеют работать самостоятельно. Давайте проверим, как мы умеем самостоятельно работать.
Упр. 205 стр. 90
Мальчикам: Выписать слова с пропущенной буквой ж.
Девочкам: Выписать слова с пропущенной буквой ш.
Самопроверка с сигнальными карточками.
Слайд 17
5. Итог урока.
- С какой орфограммой мы сегодня работали?
Слайд 18, 19.