Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает. В нашем случае-это коррекционно-развивающая среда. Под этим понимается организация процесса общения воспитателя и воспитанника детского дома таким образом, чтобы в ходе него исправлялись, нейтрализовались, устранялись негативные проявления личности, осваивались разнообразные модели коммуникативного поведения.
Основными направлениями создания коррекционно-развивающей среды должны стать:
- создание системы позитивно действующих факторов: оформление детского дома с меняющимся дизайном, включение и привлечение воспитанников к этой деятельности, публичное освещение успехов каждого воспитанника и коллектива в целом;
- разработка разновариативных моделей коррекционно-развивающих занятий(игры-путешествия, литературные гостиные, устный журнал, семейный круг, беседа, клуб практических советов и другие), создание из них методической базы для широкого пользования;
- создание психолого-педагогического обоснования работы каждого конкретного педагога с учетом его личностных особенностей и способностей (т. е. педагог может поделиться с детьми своим личным социальным опытом);
- организация досуговой деятельности, ориентированной на коррекцию недостатков развития и формирование механизмов компенсации(контексное воспитание через различные формы работы:кружки, проекты, акции, встречи, коллективные трудовые дела и т. п. ).
Воспитанники детского дома -особый контингент, со своими комплексами поведенческого характера (повышенная возбудимость, импульсивность, равнодушие, исступленный гнев и т. п. ). Задача педагога-коррекция личностных свойств воспитанников, формирование у них системы умений и навыков для успешной социализации в обществе. Решение этих задач осуществляется на коррекционно-развивающих занятиях.
При составлении учебного плана учитывается системный подход:прослеживается тематическая взаимосвязь между занятиями по вертикали и по горизонтали.
Наличие сквозных тем предусматривает интеграцию в проведении занятий воспитателей группы, специалистов, медицинских работников, социальных педагогов и других участников. Сквозные темы отражают основные направления социального заказа, определены с учетом социальных ролей человека в обществе: труженик, семьянин, гражданин, человек культурный, владеющий основами здорового образа жизни, соблюдающий нравственно-этические нормы поведения. Присутствие сквозных тем позволяет рассмотреть проблему с разных сторон. Особую важность и значимость такой подход приобретает в работе с детьми , имеющими интеллектуальные нарушения, т. к. имеется возможность многократного повторения необходимого материала, накопления знаний, умений, способов действий, на основе которых сформируются адаптивные качества личности.
Содержание работы построено с учетом возрастных, психофизических, интеллектуальных особенностей развития воспитанников детского дома. Носит циклично-спиральный характер, где темы повторяются, усложняются, дополняются. Материал связан с жизнью и интересами детей;подается системно, дозировано, максимально доступно для трех возрастных ступеней:
- первая возрастная ступень - 7-10 лет;
- вторая - 11-14 лет;
- третья - 15-18 лет.
Подпрограмма каждого педагога группы включает в себя 36 коррекционно-развивающих занятий (КРЗ) в год. Помимо цикла обязательных КРЗ осуществляется контексное воспитание. В связи с тем, что оно осуществляется во всех видах деятельности и является составляющей частью всех направлений образовательной программы, планируется оперативно и специального учебного плана не предусматривает.
Какова же технология разработки занятия?
Прежде всего необходимо определить тему занятия, которая должна быть связана с предыдущими. Темы занятий могут быть объединены по блокам(например, "Образ жизни, достойный человека") и в ходе каждого блока отрабатываются различные аспекты поведения. Затем формулируются задачи занятия, которые должны быть ориентированы на усвоение, отработку, закрепление навыков поведения. Как правило, это образовательная, воспитательная, коррекционно-развивающая и исследовательская задачи. Педагог должен ответить на вопросы: "Что даст мое занятие воспитанникам? Чему я их научу? Какие умения и навыки они будут отрабатывать, закреплять, познавать?".
Важную роль в проведении занятия играют следующие аспекты:
- мотивационно-ориентационный аспект(обеспечение мотивационной готовности на занятии, эмоциональный настрой детей, форма преподнесения материала, целевые ориентиры, значимость для самопознания). Заранее продумывается темп, доступность, подача материала исходя из реальных возможностей детей группы, их психологических возможностей, индивидуальных особенностей;
- организационный аспект (формальные требования к проведению занятия, дифференцированный подход , способы организации воспитанников на занятии, непосредственное выполнение поставленных задач, логичность и взаимосвязь этапов занятия);
- психологическая позиция педагога по отношению к детям (всегда находиться рядом и вместе, придать уверенность; организация стимулирования за счет групповой работы, перенос действий героев на свой социальный опыт, установление связей, развитие мышления через решение проблемных ситуаций, внимания через слушание и т. д. ;создание ситуации успеха через доброжелательный тон педагога, авансирование( "у тебя конечно все получится"), персональную исключительность("только ты сможешь справиться с этим заданием"), снятие страхов("ничего страшного:"), скрытой инструкции ("наверное надо начать с :"), высокой мотивации("тебе это нужно для того:");задействование каналов восприятия в течении занятия;создание условий для проявления творчества, самостоятельности;запасные методические ходы на случай непредвиденной ситуации;
- содержательный аспект(является ли адекватным отобранный материал в соответствии с задачами, формой проведения, особенностями воспитанников, на каком содержании делается акцент, объем взятого материала, установление взаимосвязи изучаемого материала с жизненным опытом, знаниями воспитанников, значимость и интересная подача материала, практическая направленность);
- оценочно-результативный аспект(контроль за усвоением материала, рациональность структуры занятия, использования времени, пространства;за счет чего обеспечивается работоспособность воспитанников, как продумано предупреждение нагрузки, способствует ли оценочно-аналитическая деятельность педагога формированию "я-концепции" воспитанников).
Рассмотрим структуру коррекционно-развивающего занятия на конкретном примере.
Тема занятия: "Всегда ли мы поступаем правильно?"
Форма: игра-путешествие.
Задачи:
- Учить анализировать свое поведение и поведение других, сравнивать и делать логические переносы.
- Воспитывать умение чувствовать и понимать других людей: сверстников и взрослых.
- Коррегировать зрительное восприятие на основе упражнений в узнавании и различении.
Вводная часть (10-15 минут).
Задача педагога - создать желание у воспитанников общаться на занятии, развить интерес к данной теме, сфокусировать внимание на важности и практической значимости темы.
Воспитатель:
- Сегодня, ребята, я предлагаю вам совершить небольшое путешествие. Думаю, что оно будет интересным, увлекательным и поможет вам ответить на многие серьезные вопросы. А чтобы вы внимательно слушали и слышали на занятии нам будут помогать знаки (демонстрируются карточки с изображением знаков-"?" и "!"). Они наверняка вам знакомы. "?"- вопрос, "!"- внимание, тишина.
"!" самый главный вопрос и тема сегодняшнего нашего занятия-путешествия зашифрованы на доске. Давайте попытаемся его расшифровать(детям предлагается схема-алгоритм).
Вопрос: "Всегда ли мы поступаем правильно?".
- Непростой вопрос, правда?Ответить на него мы попытаемся в ходе нашего путешествия, которое будем совершать с помощью волшебного цветка.
- Не знаком ли он вам? Правильно, это цветик-семицветик. Соблюдая последовательность лепестков отрываем первый и отправляемся :(ребенок отрывает лепесток и на его обратной стороне читает задание или объясняет значение символа-рисунка).
Основная часть (15-20 минут): Познакомить с основными навыками поведения (рассмотрение различных моделей). Задача воспитателя-активизировать познавательную активность воспитанников, через постоянную смену видов деятельности. Недопустима монотонность, однообразие методов и приемов. Воспитанники сами должны найти ответ на поставленный вопрос.
1-й лепесток (изображен телевизор)
- Что сейчас будет происходить?
- Что любят смотреть взрослые и дети? Мультфильмы.
Детям предлагается просмотреть фрагмент м/ф "Цветик-семицветик"(просмотр и обсуждение фрагмента с куклой).
-"!", "?" В этой ситуации кто прав? Как бы вы поступили в этой ситуации?
- Нет одинаковых точек зрения, но много правильных решений. Согласитесь, чтобы поступить правильно, нужно принять правильное решение. Но это очень трудно, в этом нам поможет следующий лепесток.
2-й лепесток.
Детям предлагается выстроить логическую цепочку принятия правильного решения из предложенных карточек.
1) В чем дело? Что случилось?
2) Случалось ли подобное раньше?
3) Что делать в данной ситуации?
4) Чем все может закончиться?
5) Я поступаю:
- Ребята, оказывается недостаточно знать эти правила, есть и другие помощники.
3-й лепесток. "Смотрите и слушайте" (изображена книга).
Предлагается прослушать рассказ В. Осеевой "Кто всех глупее" в картинках.
- Вспомните, пожалуйста, случаи похожие на этот.
- Случалось ли подобное с вами? (обсуждение).
- Как вы думаете, правильно ли мы поступаем, когда рассердившись или разозлившись, вымещаем свой гнев на тех, кто слабее:безобидных животных, людях?
4-й лепесток. Изображен фотоаппарат.
- Отправляемся в фотостудию. Фотограф попытался запечатлеть, как выглядит со стороны обиженный человек и человек, который незаслуженно кого-то обидел, но он перепутал фотографии. Ваша задача-помочь ему разложить фотографии в 2 конверта. Справиться с этим заданием вам помогут рожицы изображенные на конвертах.
- Важно ли посмотреть на себя со стороны? (обсуждение с детьми)
- Почему?
5-й лепесток. Физкультминутка (подвижная игра).
- Мы немного засиделись, поэтому я предлагаю поиграть. Постарайтесь в игре вспомнить все о чем мы с вами говорили(вести себя корректно по отношению к сопернику).
Подведение итога игры.
- Вам понравилось как вел себя Яша?. . .
- Не обидел ли он кого-нибудь в игре?
- Что было важно? И т. п.
6-й лепесток. "Советы мудрой совы".
- Всем известно, что самая умная птица - сова, поэтому для нас она приготовила свои советы.
- А какие советы могли бы дать вы?
- Как поступать правильно?(ответы детей)
- А теперь посмотрим, что же вам посоветовала сова?Сова решила нас проверить , все ли советы нам подходят. Разделитесь на пары и выберите те советы, которые нам пригодятся в жизни. Подводятся итоги.
Заключительная часть (10-15 минут):закрепление полученных знаний и навыков, через рефлексию;итоговая оценка с обозначением перспектив работы.
7-й лепесток. Рефлексия.
- И снова мы возвращаемся к главному вопросу нашего путешествия.
- Всегда ли мы поступаем правильно?
Нет идеальных людей, которые не делают ошибок (обращение на личный опыт).
- Давайте соберем наш цветик-семицветик и вспомним все этапы нашего путешествия (дети собирают лепестки и рассказывают чем они занимались).
- Помогло ли вам наше занятие-путешествие ответить на вопрос?
- Понравилось ли оно вам?
- Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, полученные на занятии?
- Кто из товарищей вас порадовал, удивил?
- Не жалеете ли вы , что зря провели время?
Педагог благодарит детей за работу.
Исследования показывают, что при условии правильно организованной воспитательной работы можно избежать появления многих отрицательных наслоений в личности ребенка. Для детей с умственной отсталостью важна особая организация труда, быта, обучения и воспитания. При благоприятной ситуации и разумном руководстве их поведением они могут в достаточной степени быть адаптивными во взаимодействии и общении с окружающими. Иногда таким детям удается неплохо устроиться в жизни, но в основном они нуждаются в поддержке и сопровождении. Поэтому очень важно знать особенности детей, чтобы помочь им успешно адаптироваться в жизни, скорректировать негативное проявление заболевания и развить личный потенциал детей, их компенсаторные возможности.