Конспект логопедического занятия с презентацией "Звуки и буквы С–Ш"

Разделы: Логопедия


Этап: Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах.

Цели:

образовательные:

  • Уточнить артикуляцию звуков С и Ш, выделяя сходство и различия.
  • Добиваться чёткой дифференциации звуков на основе биоэнергопластики и опоры на звуковые символы на слух и в произношении.
  • Закрепить знания о характеристике звуков.
  • Правильно соотносить звуки с соответствующими буквами.
  • Учить детей отгадывать загадки. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

коррекционные:

  • Развивать фонематический слух и анализ.
  • Работать над развитием полноты зрительных, слуховых и кинестетических ощущений.
  • Предупреждение дисграфических ошибок.
  • Развивать мелкую моторику рук.

воспитательные:

  • Воспитывать умение понимать учебную задачу.
  • Воспитание устойчивого интереса к логопедическим занятиям.

Оборудование: инд. зеркала, схемы звуков, картинки настроения.

План занятия.

I. Орг. момент.

II. Артикуляция звуков.

III.Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.

IV Физминутка и дыхательная гимнастика.

V.Сравнение букв

VI. Дифференциация изолированно, в слогах.

VII. Физминутка.

VIII. Дифференциация в словах.

IX. Итог занятия.

X. Домашнее задание

XI. Оценка деятельности учащихся.

Ход занятия

Орг. момент.

- Чем мы занимаемся на логопедических занятиях?

- Звуки чётко произносим,
Слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем,
Пишем их старательно.

К нам в гости пришёл Пушистик :

Пушистик вас приветствует и хочет подружиться.

  • Определите третий звук в его имени.
  • Определите пятый звук в его имени.

Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки и буквы С и Ш.

II. Артикуляция звуков.

а) как свистит свисток:  с - с - с.

Уклад органов артикуляции с опорой на профиль артикуляции и зеркала:

Губы в улыбке, зубы сближены, кончик широкого языка опущен вниз и упирается в нижние резцы, холодный воздух плавно выходит через рот, звук произносится твёрдо, "голосовой моторчик" не работает.

Распластай язык пошире,
Кончик к нижним зубкам ближе.
Посредине языка струйку воздуха пускай,
Улыбнись и просвисти, ССС произнеси.

Характеристика звука С: свистящий, долгий, твёрдый, глухой согласный звук.

б) как шипит змея: ш - ш - ш.

Уклад органов артикуляции с опорой на профиль артикуляции и зеркала:

Губы вытянуты вперёд и округлены, язык в форме чашечки поднят вверх, но не касается нёба и образует щель, тёплый воздух плавно выходит через рот, звук произносится твёрдо, "голосовой моторчик" не работает.

i

Чтобы звук красивым вышел,
Шире язычок и выше.
Сделаем из язычка чашечку, подняв бока.
Эту чашку по бокам к верхним мы прижмём зубам.
Вот теперь над чашкой можно дуть красиво, осторожно.
Чтобы ветерок бежал, чтобы "Ш" как шёлк шуршал.

Характеристика звука Ш: шипящий, долгий, твёрдый, глухой согласный звук.

Сравнение артикуляции с опорой на картинки-символы:

Различия и сходство.

Найти различия в укладах артикуляции обоих звуков:разное положение губ, разное положение языка:

  • С - ,
  • Ш - ,

разная по температуре воздушная струя: С - холодная, Ш - тёплая.

Найти сходство в укладах артикуляции обоих звуков: воздух плавно выходит через рот, звуки произносятся твёрдо, "голосовой моторчик" не работает.

III. Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.

а) для губ:

"Улыбка"

Ладонь сжата в кулак (пальцами вверх). Под счёт 1 - пальчики расправляются (расставлены в стороны, как лучики солнышка) и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счёт 2 - ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

"Рупор"

Ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему. Под счёт 1 - пальчики расправляются, образуя большой круг и удерживаются одновременно с "Рупором" 5 сек., на счёт 2 - ладонь сжимается в щепоть. И так далее.

б) для языка:

"Чашечка"

Под счёт 1 - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение "Чашечки" и удерживаются одновременно с "Чашечкой" 5 сек., на счёт 2 - ладонь выпрямляется. И так далее.

"Горка" Под счёт 1 - согнутая ладонь опущена и удерживается вместе с "Горкой" 5 сек., на счёт 2 - ладонь выпрямляется. И так далее.

IV Физминутка.

Совушка - сова.
Совушка - сова большая голова.
На суку сидит, во все стороны глядит.

Дыхательная гимнастика.

А теперь мы не спеша
Будем правильно дышать.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышем.

(Вдох через нос, долгий выдох через рот.)

V. Сравнение букв

Обозначить звуки соответствующими буквами: С и Ш, С и , с и   .

Сравнить буквы: есть ли одинаковые элементы?

VI. Дифференциация изолированно, в слогах.

1) Логопед произносит звуки с и ш : то поочерёдно, то несколько раз подряд один и тот же звук.

а) Ребёнок изображает, как свистит в свисток, поднося руку ко рту (ссс), то делает зигзагообразное движение кистью руки от себя, как будто ползёт змея (шшш).

б) Ребёнок показывает на схемы звуков: img12.gif (167 bytes) или img13.gif (200 bytes)

2) Повторить за логопедом слоги с опорой на схемы звуков:

са, шо, ши, су, сэ, аш, ос, ис, уш, эш.

VII. Физминутка.

Упражнение для мелкой моторики рук: "Стол".

Стол стоит на толстой ножке,
Сверху крышка, как ладошка.

(Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок кладётся ладошка.)

VIII. Дифференциация в словах.

Логопед называет слова со звуком с или ш (шум, сын, шаг, мышь, нос, пояс, душ и др.)

Услышав заданный звук и определив его, ребёнок повторяет слово, показывая соответствующую схему: или img13.gif (200 bytes).

2) Игра "Четвёртый - лишний".

Назвать картинки, определить наличие звуков С или Ш. Какая картинка лишняя и почему?

а)

б)

в)

IX. Итог занятия.

  • Какие звуки мы учились сегодня различать?
  • Чем отличаются эти звуки?

X. Домашнее задание (в напечатанном виде вклеивается в тетрадь).

1) Выучить упражнение для мелкой моторики рук "Стол". Определить, в каких словах есть звук С, а в каких звук Ш?

Стол стоит на толстой ножке,

Сверху крышка, как ладошка.

(Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок кладётся ладошка.)

2) Прочитать и отгадать загадки, определить, какой звук: с или ш есть в словах-отгадках:

Всю ночь летает, мышей добывает,
А станет светло - спать летит в дупло.
Мохнатенькая, усатенькая,
Ест, пьёт, песенки поёт.

3) Нарисовать кошку и сову из геометрических фигур по образцу:

XI. Оценка деятельности учащихся.

- Пушистику очень понравилось как вы занимались. А вам понравились задания Пушистика?

- А сейчас раскрасьте то изображение Пушистика, которое соответствует вашему настроению.

Используемая литература.

  1. Ткаченко Т.А. Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников. // Дошкольное воспитание 1989 №3 с. 36-40
  2. Зайцева И.Ю. "Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошколбников". Фестиваль "Открытый урок" 2009

Презентация