Цели: открыть значение книгопечатания на Руси для развития цивилизации, раскрыть значение "профессионального мастерства" для личностного формирования человека.
Задачи:
Образовательные: усвоение понятия "книгопечатание";
Развивающие:
- формирование умения анализировать исторический объект;
- развитие информационных умений школьников: оценивать потребность в дополнительной информации; определять возможные источники информации и способы её поиска; осуществлять поиск информации в учебнике; получение информации из наблюдения над историческим объектом; анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения; использовать информацию для построения умозаключений.
Воспитательные: способствовать воспитанию у младших школьников патриотизма, любви и гордости за Курскую землю, формированию интереса к историческому прошлому народа.
Используемые методы обучения: репродуктивные - рассказ, беседа.
Программированные: работа по составлению схемы исследования;
Проблемные: проведение исследования, эксперимент
Применяемое оборудование: учебник, репродукции первых книг, раздаточный материал, компьютер, медиапроектор, фотографии.
Ход урока
Организационный момент.
Сегодня я держу сложный экзамен, и от ваших знаний, от вашего поведения, от вашего умения работать в команде, в сотрудничестве со мной зависит нашего урока.
- Подскажите, для чего вы учитесь в школе?
- Для чего нужны образованные люди?
- Что вас к этому ведёт?
- А всегда ли так было?
1. Постановка проблемной ситуации.
- К сегодняшнему уроку вы нарисовали рисунок современной комнаты. А я приготовила иллюстрацию комнаты Ивана Грозного.
КАДР 1
- Давайте сравним эти два изображения, найдя различия?
- Чего у нас здесь нет?
- Всем ли были доступны книги?
- Почему?
КАДР 2
ДЕТИ - Стоили книги слишком дорого
ПОЧЕМУ? Дорогой материал пергамент, переписывался в ручную, стоимость 1 книги - 4 тыс. золотых - нерентабельно
Их было очень мало
ПОЧЕМУ? Очень долго переписывали от руки - Евангелие переписывали до 203 дней. А сколько это месяцев? В 1 день переписчик мог написать до 100 строк.
Люди были неграмотные
ПОЧЕМУ? Не было учебников для обучения грамоте
- Зачем стране нужны образованные люди?
ДЕТИ. - Для развития торговли, экономики, чтобы люди становились лучше, гуманнее.
Цепочку, которую мы с вами выстроили называют историческими предпосылками.
КАРТА
Но в тоже время были и политические предпосылки: была покорена Казань, победили астраханских ханов, расширялись границы государства российского, строившиеся храмы нуждались в богослужебной литературе. Государству нужны были грамотные люди для управления землёй русской.
А где найти грамотных людей без книг?
- Как бы вы поступили в то время на месте государя всея Руси?
- Какой выход предложили из создавшейся ситуации?
2. Изучение нового материала.
КАДР 3
- Прочитайте тему урока. Мастера печатных дел.
- О чём вам говорит эта тема?
- Какой вопрос вы зададите по этой теме?
- Попробуем найти ответ на этот вопрос в произведении Н. Кончаловской "Наша древняя столица". Перенесёмся в Москву 16 века.
Перед вами на листе 1 отрывок из произведения. Прочитайте его друг другу.
Царь спешил на стройку. Там умело Возводили стены мастера
Для большого, для живого дела - Первого печатного двора.
Вот они! Пока еще без крыши, Меж лесами прорези окон.
И заметно с каждым днем все выше Становится дом со всех сторон.
Царь Иван стал будто ростом ниже, С мастером Иваном говорит.
Молодой, широкоплечий, статный, Перед Грозным Федоров стоит.
О палате рассуждал печатной: Где поставит он печатный стан;
Пояснял он царственному тезке, Как сушить печатные листы,
Как хранятся для печати доски Да какие буквы отлиты:
Ребята, перед вами художественное произведение - стихотворная поэма. Какую важную для нас информацию мы можем оттуда почерпнуть?
- О каком великом для России деле идёт речь в стихотворении?
- Кто такой мастер?
- Но тема нашего урока мастера печатных дел, а не мастер.
Откройте учебники и найдите уже в научном произведении - учебнике, что говорится об Иване Фёдорове.
- Читая параграф, вам необходимо заполнить таблицу.
- Рассмотрите её внимательно. Прочитайте параграф жужжащим чтением.
- Давайте проверим, как вы заполнили таблицу.
КАДР 4
- Почему рядом с Иваном Фёдоровым нарисован ещё один прямоугольник.
- Вернёмся к теме урока. Как вы считаете, почему название темы начинается со слова "мастера"?
- Что интересного вы заметили?
- Что объединяет этих людей?
- Какой современный смысл вкладывается в значение слова "мастер"?
- Сегодня я хотела бы особо остановиться на имени одного из мастеров - Карионе Истомине.
КАДР 5
Он наш земляк - курянин. Родился в г. Курске в 1650 году. Выдающейся по своему значению книгой является "Букварь" Кариона Истомина. Он вышел в Москве в 1694 году. Автор впервые создал иллюстрированный букварь. Составленный по принципу наглядности и занимательности, "Букварь" Кариона Истомина далеко опережал все подобные руководства не только своего времени, но и XVIII века. По этому букварю учился 11-летний Пётр 1.
- Прочитайте слова, обращённые к нему. "Учися ныне, прилежно учися В младости твоей царь мудр просветися".
- В каком возрасте Карион Истомин советует набираться мудрости?
- Каким образом можно набраться мудрости?
- Для любого мастера главная награда остаться в памяти народа, в своих трудах, в своем искусстве. Ведь книги читали до нас, читаем мы и будут читать наши дети - вот вам мостик из прошлого в будущее и этот мостик книга.
Я в таинство святое книг
Вхожу с надеждой и таким волненьем,
Как путник, вдруг увидевший родник,
И испытавший счастье исцеленья.
- Какие чувства вызывает у вас это четверостишие?
- Через годы, века вид книги менялся, книга стала доступнее, легче, меньше, но она всегда оставалась книгой.
- Посмотрите на мой стол, что здесь лишнее? Для чего мне перчатки?
- Давайте с вами рассмотрим первые книги.
- Передо мною книга 1882 года. Сколько ей лет? Какой это век? 138 лет
- Изменилось ли что-то в оформлении книги?
- Рассмотрите свой учебник - кто его автор, когда он выпущен, где?
- Посмотрите сколько веков прошло с начала книгопечатания на Руси, а основы, заложенные Иваном Фёдоровым в 16 веке, есть и в наших современных книгах.
3. Краеведение
- Рассмотрите эту фотографию. Что здесь вам знакомо?
В Курске в 1792 году генерал-губернатор А. А. Беклешов распорядился о создании типографии, назначив ее начальником директора Главного народного училища А.Н. Арсеньева.
Располагалась эта типография от Пятницкой церкви до нынешней улицы Сонина.
Посмотрите на современный вид этого места. Это было массивное двухэтажное правительственное здание, крытое железом. Состав работников первой Курской типографии был любопытным: начальник ее - он же директор Главного народного училища А. Арсеньев, корректор - учитель того же училища С. Зубков; печатники братья Люби. Христиан Люби даже не знал русский язык, поэтому работал только печатником, а его брат Петр производил набор.
4. Закрепление
- К сожалению, наш урок подходит к концу и мне хотелось бы услышать ответ на вопрос - что дало книгопечатание Руси?
- Какие отрасли экономики, по вашему мнению, стали наиболее успешнее развиваться, благодаря книгопечатанию?
- Действительно 16 век стал переломный рубежом в развитии книгопечатания: книгопечатание дало толчок и экономике, и торговли, и дипломатическим отношениям между странами, способствовало грамотности, просвещения. Но у книги и сегодня остаётся одно из наиболее важных уже для каждого из нас предназначение. Как вы думаете какое?
- Попробуйте соединить исторический текст из деформированного.
Книги суть реки, напояющие мудростью вселенную,
- Прочитайте откуда эти слова, кто их автор.
Книги суть реки, напояющие мудростью вселенную, в книгах - неизмеримая глубина".
Нестер "Повесть временных лет"
- Как вы думаете, какое же предназначение есть в каждой книге для нас с вами?
- Что дало изучение темы каждому из вас?
- Как вы думаете, живо ли дело Ивана Фёдорова?
- По вашему мнению, у него есть будущее?
- Можно ли оцифровать всю печатную продукцию и отказаться от книг?
Ничто не сравнится с волшебным шорохом ее страниц, с запахом типографской краски, с приятной на ощупь обложкой. Ничто не заменит того предвкушения, когда спешишь перевернуть страницу, чтобы узнать, что же там дальше. К тому же, бумажные книги развивают грамотность, словарный запас, воображение.
- Перед вами самая старая книга моей семьи. И я с огромным трепетом перелистываю её страницы, потому, что по ней училась читать моя мама. Мне она безумно дорога и ценна.
5. Домашнее задание.
- Есть ли у вас дома старинные книги? Я предлагаю вам поделиться друг с другом историей самой древней книги вашей семьи.
И выполнить проект "Книга будущего".
На этом наш урок окончен. Ребята, вы выберите различные профессии, будете приносить пользу людям в разных областях производства, но мне хотелось бы пожелать вам, не зависимо от того, кем вы станете, чтобы вы стали настоящими мастерами своего дела, дела, которое останется в памяти потомков на многие поколения также, как дело Кариона Истомина и Ивана Фёдорова.
Список использованной литературы:
- Бунеев Р. Н., Бунеева О. В. В океане света. Учеб. для 4 кл.- М.: "Баласс", 2002. (Серия "Свободный ум").
- Дмитриева О. И., Мокрушина О. А. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 4 кл. М.: "ВАКО", 2004, 368с.- (В помощь учителю). - ISBN 5-94665-085-8.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 стр. ISBN 5-89285-003-X.
- Плешаков А. А.. Мир вокруг нас. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. М.: Провсещение, 2006. - 223 с.: ил. - (Зелёный дом). - ISDN 5-09-014955-0.
- Ян В. Г. Никита и Микитка: Исторический рассказ/ Рис. Т. Прибыловской. - Переиз. - М.: Дет. лит., 1988. - 64 с., ил. - (Читаем сами).