Предлагаемая программа элективного курса предназначена для предметного обучения английскому языку в 10-11 классов в объеме 9 часов.
В настоящее время, наряду с традиционным изучением особенностей специфического языка научных публикаций, актуальным представляет собой изучение особенностей научного, научно-учебного стилей. Знания основных лингвистических и экстралингвистических черт коммуникации в научной сфере общения, умение грамотно владеть научным дискурсом как в устной, так и письменной его форме являются необходимыми для всех преподавателей учебных заведений, для студентов и учащихся школ. Поэтому для работников сферы образования важно развивать у учащихся необходимые навыки и умения для подготовки небольших докладов и сообщений, первых выступлениях на школьных конференциях, грамотных и логичных ответов на экзаменах; подготовить студентов не только к написанию аннотаций, рефератов, курсовых и дипломных работ, но и к возможной работе над научными статьями, монографиями, диссертациями.
Данным обстоятельством обуславливается актуальность элективного курса по английскому языку для учащихся 10-11 классов. В старших классах усложняется тематика и проблематика общения. При обучении студентов иностранному языку происходит формирование и развитие межкультурной компетенции на основе языковой, культурной и социальной информации. Текст является источником научной и страноведческой информации, материалом для оформления собственного высказывания. Умение воспроизвести информацию считается важным этапом на пути порождения самостоятельного высказывания, так как, по мнению многих методистов, к порождению собственных монологических высказываний студент может прийти, только научившись свертывать чужое высказывание. [2,c.74]
Современный учитель иностранного языка помогает ученикам не только освоить знания о языке, но и овладеть различными видами речевой деятельности. Речевые навыки учащихся характеризуются умением создавать связные высказывания, в основе которых лежит определенная научная информация. Эти высказывания представляют собой учебно-научную разновидность собственно-научного стиля. Учебно-научные тексты на английском языке с точки зрения содержащихся в них сведений различны. В соответствии с инновационными технологиями обучения иностранному языку можно выделить следующие разновидности: реферат, аннотации, конспектирование, рецензия и т.д. Данные вторичные тексты создаются в результате преобразования исходного первичного базового текста. Следовательно, основной целью элективного курса английского языка является развитие у учащихся навыков создания вторичных научных текстов. В данном курсе решаются следующие задачи:
- помочь учащимся овладеть навыками работы с научными текстами (аннотациями, рефератами);
- дать учащимся знания о стилистических особенностях научного изложения на английском языке
- формировать умения выделять главную (ключевую) информацию, сокращать и реферировать текст;
- акцентировать внимание на формирование умений и навыков различных видов чтения;
- совершенствовать умения учащихся в четырех видах речевой деятельности, а именно в области говорения - обучать аргументировано выражать свое мнение. В области письма - обучать стилистическим особенностям, о функционировании вставных конструкций в научном стиле речи. В области аудирования - совершенствование умения слушать тексты и извлекать конкретную информацию. В области чтения - совершенствовать умения читать научные тексты, с извлечением общей и детальной информации.
По окончании курса учащиеся должны овладеть навыками отбирать и систематизировать необходимые для раскрытия содержания факты, и пользоваться соответствующими лексическими единицами и фразеологическими оборотами для создания вторичных научных текстов.
Учебно - тематический план
№ п/п | Тема. | Кол-во часов. | Вид деятельности. | Форма контроля. |
1 | Текст как носитель научно- культурной информации. | 1 | Чтение поисковое (учащиеся делают выводы, оценивают информацию). | |
2 | Научный стиль. Статьи в журналах, научных трудах, сборниках, диссертации, монографии, научные доклады. | 1 | Работа над лексикой, клише, выражения, соответствующие научному изложению. | |
3 | Реферат и его особенности. | 2 | Упражнения по составлению рефератов. | |
4 | Аннотация и ее структура. | 2 | Упражнения на составление аннотаций. | |
5 | Модели структурирования вторичных текстов. Выражения для начала, середины и завершения аннотации. | 2 | Работа со словарями, справочниками. | |
6 | Конкурс презентаций вторичных текстов. | 1 | Представление учащимися презентаций. | Аннотации на словари издания Longman, Oxford, художественную литературу. |
Список использованной литературы:
- Блюменау, Д.И. Информационный анализ/синтез для формирования вторичного потока документов/Блюменау Д.И.- СПБ.: Изд-во "Профессия",2002.-240С.-(серия "Специалист").
- Ипполитова, Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе/Н.А. Ипполитова.- Учебное пособие.- М.:Флинта, Наука,1998.-170С.
- Гавриленко И.И. Функции и типы вставных конструкций в научных текстах // Вестник МГУ Сер.9 Филология. 2002. №6.
- Мусницкая Е.В. Научно-популярный текст при обучении иноязычной речевой деятельности // ИЯШ №2, 2004.
- М.Ванхала-Анишевски. Чтение русского научного текста студентами-иностранцами // Вестник МГУ. Сер.19 Лингвистика и межкультурная коммуникация 2004 №2.
- Рябцева Н.К. Научная речь на английском языке. Руководство по научному изложению. Словарь оборотов и сочетаемости общенаучной лексики: новый словарь -справочник активного типа (на англ.яз.)- 3-е изд-е испр.- М.: Флинта: Наука.2002. -600 с.
Список рекомендуемой литературы:
- Аннотирование и реферирование: Пособие по англ.яз./Под ред. Г.И.Славиной- М: Высшая школа,1991.-156С.
- Sericova, A.S. A basis for composition and precis writing/A.S. Sericova.- M.: Высшая школа,1980.-67С.
- Солнцева, Н.М. О некоторых универсалиях новой литературы/Н.М.Солнцева//Вестник МГУ.-Сер.19, Лингвистика и межк. коммуникация.2002.-№2.-С.12-16.
- Catalogue ELT. -Express Publishing.-2001.-56pp.
- Catalogue ELT. -Oxford University Press.-2004.-80pp.
- Catalogue ELT. -Oxford University Press.-2009-2010.-136pp.
- Рябцева, В.К. Научная речь на англ. яз.: новый словарь- справочник активного типа/Н.К. Рябцева.- М.: Наука, Флинта, 2000.-597С.