Цели:
Образовательные:
- научиться правильно и красиво писать заглавную букву "П";
- научиться писать соединения букв Па, Пу, Пе;
- научиться писать слова с заглавной буквой "П" - Полина, Павлик, Петя.
Развивающие:
- обогащать словарный запас, работать над многозначностью слов;
- развивать речь, внимание, память, мелкую моторику;
- способствовать развитию логического мышления при выполнении творческих заданий.
Воспитательные:
- создать положительную мотивацию учения:
- воспитывать интерес к изучаемой букве.
Оборудование:
- презентация;
- прописи В.Г.Горецкого;
- Использование доски, компьютер, проектор, изображение петуха, рисунок пенала, карточки, образец написания буквы, пенал, карточка со словом пенал, звуковая схема, элементы буквы Т, книги для оформления выставки (сказки о петушке).
Ход урока
1 Оргмомент.
С добрым утром начат день
Первым делом гоним лень
На уроке не зевать,
А работать и писать. (1 слайд)
2. Целеполагание и мотивация.
- К нам на урок пришел из сказки Петя-петушок. Наверное, вам уже читали сказки о петушке. Давайте вспомним какие сказки вы знаете . (Дети перечисляют знакомые им книги).
- Вот здесь вы видите выставку книг о Пете-Петушке. Вы можете взять их из библиотеки и прочитать. (Учитель показывает выставку книг).
- А сейчас попробуйте отгадать из какой сказки прилетел наш Петя.
Ах, ты Петя-простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
("Петух, Кот и Лиса")
(Ответы детей).
3. Актуализация опорных знаний. Объявление темы урока.
- Посмотрите, ребята, как обрадовался Петушок, что вы его узнали.
Петя, Петя-петушок
Вмиг расправил гребешок.
Просит Петя букву "п"
Написать красиво.
Почему он выбрал "п"
Отгадать смогли вы?
(ответы детей)
(петушок - начинается с "п".)
- А какую "П" ему надо научиться писать? (заглавную)
- Почему? (Петя - кличка, имя петушка)
- Значит какую букву мы будем сегодня учиться писать?
-Ребята, Петя даже букву взял с собой, но по дороге буква рассыпалась. Давайте поможем ему ее собрать. (дети собирают букву Т)
-Ребята, Петушок так торопился, что что-то перепутал и принёс не ту букву. Какую букву он нам принёс? (букву т)
- Как же так получилось, что он перепутал буквы?
- Чем похожи буквы?
- А чем они отличаются?
- Что же сделать, чтобы получилась буква П? (убрать один элемент)
- А сейчас посмотрим, как же пишется эта буква. (2 слайд)
4. Работа в прописях.
1) Показ учителем на доске.
2)Письмо в воздухе.
3) - А теперь приготовимся писать в прописи.
(хоровое проговаривание)
Я тетрадочку открою и как надо положу
Я друзья мои не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь,
За работу я примусь.
(Дети пишут П)
-Что мы знаем о букве П?
(твердая и мягкая, парная, глухая)
5. -Найдите и прочитайте слоги с твердой П, каких слогов ещё нет? С мягкой П?
(показ, письмо слогов)
6. Физминутка.
Потрудились - отдохнём.
Встанем - глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
7. А сейчас предлагаю поиграть. В этом слайде спрятались имена, попробуйте найти их.
(слайд 3)
- Какое из этих имён написано у вас в прописи?
8. Показ и письмо имени Павлик.
9. Работа над предложением: Папа купил Пете :.
- Прочитайте, что написано на следующей строчке.
- Можно ли назвать это предложением?
(ответы детей)
- Чтобы узнать, что папа купил Пете и закончить предложение нужно отгадать загадку:
В этом маленьком в футляре
Ты найдешь карандаши,
Ластик, ручку, треугольник-
Что угодно для души. (пенал)
(слайд 4)
(учитель показывает карточку со словом пенал)
10. Словарная работа.
-Прочитайте хором слово.
-Что такое пенал?
(Ответы детей. Это коробочка, футляр для хранения ручек, карандашей и т.д.)
- В этом слове есть опасное место, найдите его.
(ответы детей)
- Это словарное слово. Написание этого слова надо запомнить. А чтобы вам было легче запомнить, я расскажу откуда произошло это слово.
- В старину писали гусиными перьями затем металлическими перьями. А перо по латыни -пенна. Перья хранили в специальной коробочке, которую так и назвали - пенал, т.е. название произошло от слова пенна. (слайд 5)
- А теперь найдите предложение в прописи и допишите слово.
(учитель диктует)
11. Работа со схемой в прописи.
- Ребята, выберите схему к этому слову.
(на доске 2 схемы)
з\к | с\к | с |
с\к | с\к | с |
(дети выбирают схему и объясняют свой выбор)
- Раскрасьте схему в прописи.
12. Физминутка для глаз.
13. Работа над многозначностью слова.
- Ребята, папа еще купил кисти и краски. Как вы понимаете значение слова кисти? (ответы детей)
- Какие еще значения этого слова знаете? (слайд 6) (ответы детей)
- Какие же кисти купил папа? (для рисования)
14. Работа с текстом.
-Вспомните рассказ "Покупки" (слайд 7) (из "Азбуки" В.Г.Горецкого с.85)
(дети читают текст)
- Кому же папа купил краски и кисти?
(Павлику)
-Спишите это имя в пропись.
-Прочитайте предложение.
15. Работа с ребусом.
- Ребята, у нас в классе есть очень красивая девочка с очень красивым именем на букву П. Угадайте, кто это? (Полина)
- Посмотрите в прописи, как образовано это имя. (дети объясняют образование данного слова, повторяют правило как пишутся имена людей).
-Запишите это слово.
16. Итог урока.
- Ребята, вы очень хорошо поработали на уроке, молодцы. Петя-петушок в благодарность приготовил вам сюрприз. Он просит вас отгадать ребусы и тогда вы узнаете, что же он приготовил
Дети получают в подарок-плитку шоколада.
17. - Спасибо за урок.