Информационные технологии на уроках обучения грамоте

Разделы: Начальная школа


Цели:

Образовательные:

  • научиться правильно и красиво писать заглавную букву "П";
  • научиться писать соединения букв Па, Пу, Пе;
  • научиться писать слова с заглавной буквой "П" - Полина, Павлик, Петя.

Развивающие:

  • обогащать словарный запас, работать над многозначностью слов;
  • развивать речь, внимание, память, мелкую моторику;
  • способствовать развитию логического мышления при выполнении творческих заданий.

Воспитательные:

  • создать положительную мотивацию учения:
  • воспитывать интерес к изучаемой букве.

Оборудование:

- Использование доски, компьютер, проектор, изображение петуха, рисунок пенала, карточки, образец написания буквы, пенал, карточка со словом пенал, звуковая схема, элементы буквы Т, книги для оформления выставки (сказки о петушке).

Ход урока

1 Оргмомент.

С добрым утром начат день
Первым делом гоним лень
На уроке не зевать,
А работать и писать. (1 слайд)

2. Целеполагание и мотивация.

- К нам на урок пришел из сказки Петя-петушок. Наверное, вам уже читали сказки о петушке. Давайте вспомним какие сказки вы знаете . (Дети перечисляют знакомые им книги).

- Вот здесь вы видите выставку книг о Пете-Петушке. Вы можете взять их из библиотеки и прочитать. (Учитель показывает выставку книг).

- А сейчас попробуйте отгадать из какой сказки прилетел наш Петя.

Ах, ты Петя-простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
("Петух, Кот и Лиса")

(Ответы детей).

3. Актуализация опорных знаний. Объявление темы урока.

- Посмотрите, ребята, как обрадовался Петушок, что вы его узнали.

Петя, Петя-петушок
Вмиг расправил гребешок.
Просит Петя букву "п"
Написать красиво.
Почему он выбрал "п"
Отгадать смогли вы?

(ответы детей)

(петушок - начинается с "п".)

- А какую "П" ему надо научиться писать? (заглавную)

- Почему? (Петя - кличка, имя петушка)

- Значит какую букву мы будем сегодня учиться писать?

-Ребята, Петя даже букву взял с собой, но по дороге буква рассыпалась. Давайте поможем ему ее собрать. (дети собирают букву Т)

-Ребята, Петушок так торопился, что что-то перепутал и принёс не ту букву. Какую букву он нам принёс? (букву т)

- Как же так получилось, что он перепутал буквы?

- Чем похожи буквы?

- А чем они отличаются?

- Что же сделать, чтобы получилась буква П? (убрать один элемент)

- А сейчас посмотрим, как же пишется эта буква. (2 слайд)

4. Работа в прописях.

1) Показ учителем на доске.

2)Письмо в воздухе.

3) - А теперь приготовимся писать в прописи.

(хоровое проговаривание)

Я тетрадочку открою и как надо положу
Я друзья мои не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь,
За работу я примусь.

(Дети пишут П)

-Что мы знаем о букве П?

(твердая и мягкая, парная, глухая)

5. -Найдите и прочитайте слоги с твердой П, каких слогов ещё нет? С мягкой П?

(показ, письмо слогов)

6. Физминутка.

Потрудились - отдохнём.
Встанем - глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

7. А сейчас предлагаю поиграть. В этом слайде спрятались имена, попробуйте найти их.

(слайд 3)

- Какое из этих имён написано у вас в прописи?

8. Показ и письмо имени Павлик.

9. Работа над предложением: Папа купил Пете :.

- Прочитайте, что написано на следующей строчке.

- Можно ли назвать это предложением?

(ответы детей)

- Чтобы узнать, что папа купил Пете и закончить предложение нужно отгадать загадку:

В этом маленьком в футляре
Ты найдешь карандаши,
Ластик, ручку, треугольник-
Что угодно для души. (пенал)

(слайд 4)

(учитель показывает карточку со словом пенал)

10. Словарная работа.

-Прочитайте хором слово.

-Что такое пенал?

(Ответы детей. Это коробочка, футляр для хранения ручек, карандашей и т.д.)

- В этом слове есть опасное место, найдите его.

(ответы детей)

- Это словарное слово. Написание этого слова надо запомнить. А чтобы вам было легче запомнить, я расскажу откуда произошло это слово.

- В старину писали гусиными перьями затем металлическими перьями. А перо по латыни -пенна. Перья хранили в специальной коробочке, которую так и назвали - пенал, т.е. название произошло от слова пенна. (слайд 5)

- А теперь найдите предложение в прописи и допишите слово.

(учитель диктует)

11. Работа со схемой в прописи.

- Ребята, выберите схему к этому слову.

(на доске 2 схемы)

з\к с\к с
с\к с\к с

(дети выбирают схему и объясняют свой выбор)

- Раскрасьте схему в прописи.

12. Физминутка для глаз.

13. Работа над многозначностью слова.

- Ребята, папа еще купил кисти и краски. Как вы понимаете значение слова кисти? (ответы детей)

- Какие еще значения этого слова знаете? (слайд 6) (ответы детей)

- Какие же кисти купил папа? (для рисования)

14. Работа с текстом.

-Вспомните рассказ "Покупки" (слайд 7) (из "Азбуки" В.Г.Горецкого с.85)

(дети читают текст)

- Кому же папа купил краски и кисти?

(Павлику)

-Спишите это имя в пропись.

-Прочитайте предложение.

15. Работа с ребусом.

- Ребята, у нас в классе есть очень красивая девочка с очень красивым именем на букву П. Угадайте, кто это? (Полина)

- Посмотрите в прописи, как образовано это имя. (дети объясняют образование данного слова, повторяют правило как пишутся имена людей).

-Запишите это слово.

16. Итог урока.

- Ребята, вы очень хорошо поработали на уроке, молодцы. Петя-петушок в благодарность приготовил вам сюрприз. Он просит вас отгадать ребусы и тогда вы узнаете, что же он приготовил

Дети получают в подарок-плитку шоколада.

17. - Спасибо за урок.