В сегодняшних условиях демократизации и гуманизации общества произошли глобальные изменения в системе общеобразовательных учреждений. Стали создаваться новые типы учебных учреждений, среди которых есть классы с ранним изучением геометрии, углубленным изучением математики.
Учитывая необходимость:
- Развития образного мышления, пространственно-педагогического восприятия реальных трехмерных объектов окружающей действительности в процессе обучения и подготовке школьников к жизни;
- Формирование графических знаний и навыков, необходимых выпускникам школ для дальнейшего образования в ВУЗах, техникумах и лицеях;
- Развития познавательной деятельности школьников, пробуждения у них интереса к конструированию, т.е. созидательной, творческой деятельности.
Данный курс по выбору разработан на основе программы по черчению для общеобразовательных учреждений.
При составлении предлагаемой программы рассматривались, изучались и использовались различные варианты опубликованных программ по черчению, научно-методическая литература, учитывалось наличие реального учебно-методического комплекса.
Оптимальными особенностями данной программы являются:
- усиление внимания к принципу " связи изучаемого с известным", который предусматривает привлечение предметов хорошо известных школьникам;
- осуществление дифференцированного подхода к процессу обучения школьников основам графики, черчению и геометрии;
- позволяет школьникам оформлять чертежи в соответствии с требованиями ГОСТа ;
- ведения в учебный процесс количества графических работ с использованием только чертежных листов формата А3, А4
- соответственно общему количеству уроков по всему курсу черчения позволяет повысить знания, умения и графическую культуру школьников при выполнении чертежей;
- использование достаточного количества часов для выполнения ортогональных и изометрических проекций геометрических тел простейших деталей в связи с тем, что умение выполнять проекции этих тел ускоряет процесс восприятия учащимися последующих изучаемых тем разделов курса черчения;
- введение опережающего обучения по курсу черчения.
Представленная программа состоит из двух больших разделов:
Основы графической грамотности (пропедевтический курс): программа для 2-4 классов, на изучение отводится по 34 часа в учебный год
(всего 102 часа за курс);
Курс черчения: программа для 5-8 классов, на изучение отводится по 34 часа в учебный год (всего 136 часов за курс). Данный курс рассчитан на классы с углубленным изучением математики и соответствует программе по черчению для общеобразовательных учреждений.
Цель и задачи курса.
Цель обучения черчению - научить школьников читать и выполнять чертежи.
Задачи курса:
- Обобщить и расширить знания о геометрических фигурах и телах;
- Развить пространственные представления и воображение, пространственное и логическое мышление, творческие способности учащихся;
- Обучить основным правилам и приемам построения графических изображений;
- Сформировать умения и навыки чтения и выполнения комплексных чертежей;
- Содействовать привитию школьникам графической культуры;
- Сформировать познавательный интерес и потребность к творчеству.
2-й КЛАСС.
(1 час в неделю, всего 34 часа, из них 5 часов - резервное время)
Значение черчения. История чертежа. Современный чертеж, методы выполнения чертежей с применение ЭВМ.
Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Организация рабочего места. Правила техники безопасности. Рациональные приемы работы инструментами.
Общие понятия о Государственных Отраслевых Стандартах: форматы, формат А4, рамка. Линии: сплошная толстая основная, сплошная тонкая, штрихпунктирная. Их начертание и назначение.
Простейшие геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей:
- отрезок, деление отрезка на части с помощью линейки и циркуля;
- окружность, радиус, диаметр;
- построение углов с помощью транспортира;
- построения простейших геометрических фигур: треугольники, четырехугольники, ломанная.
Деление окружности на три, шесть, пять, четыре и восемь частей.
Творческие работы: орнаменты, сочетание различных геометрических фигур для изображения знакомых предметов.
Учащиеся должны знать:
- основы по оформления чертежа (рамка, линии);
- основы деления окружности на три, шесть, четыре и восемь частей;
- основы построения простейших геометрических фигур;
Учащиеся должны уметь:
- рационально использовать чертежные инструменты;
- уметь пользоваться чертежными инструментами;
- выполнять геометрические построения, связанные с делением отрезка, угла и окружности на равные части;
- выполнять построения геометрических фигур.
3-й КЛАСС.
(1 час в неделю, всего 34 часа, из них 6 часов - резервное время)
Повторение: правила оформления чертежа, линии, простейшие геометрические построения.
Существенные признаки геометрических фигур и тел.
Общие представления о прямоугольном проецировании, как основном способе проецирования изображений предметов. Проецирование на одну плоскость. Плоская деталь. Чертеж плоской детали.
Некоторые сведения о нанесении размеров: выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса, указание толщины детали надписью, расположение размерных чисел.
Масштаб.
Сопряжения, выполнение простейших сопряжений.
Учащиеся должны знать:
- основы по оформления чертежа (рамка, линии);
- основы построения простейших геометрических фигур;
- основы проецирования на одну плоскость;
- правила нанесения размеров на чертеже и соблюдения масштаба;
- алгоритм построения чертежа плоской детали:
- правила выполнения простейших сопряжений.
Учащиеся должны уметь:
- рационально использовать чертежные инструменты;
- уметь пользоваться чертежными инструментами;
- анализировать геометрическую форму предметов
- выполнять чертеж плоской детали в соответствии с заданным масштабом;
- выполнять построения простейших сопряжений.
4-й КЛАСС.
(1 час в неделю, всего 34 часа, из них 6 часов - резервное время)
Повторение: правила оформления чертежа, линии чертежа, правила нанесения размеров, чертеж плоской детали.
Шрифт.
Развертки геометрических тел.
Проецирование. Способы проецирования: центральное и параллельное проецирование. Основные плоскости проекций. Проецирование на одну, две, три взаимно перпендикулярные плоскости проекций. Виды, расположение видов на чертеже.
Простейшие геометрические тела. Проекции геометрических тел. Необходимое количество видов для изображения простейших геометрических тел.
Анализ геометрической формы предмета. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела.
Порядок выполнения чертежа детали в трёх видах. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов.
Нахождение на чертеже вершин, ребер и граней тел, составляющих форму предмета.
Чтение чертежа детали.
Учащиеся должны знать:
- основы по оформления чертежа (рамка, линии);
- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;
- алгоритм построения чертежа, представленного одним, двумя и тремя видами;
- Знать основные плоскости проекций.
Учащиеся должны уметь:
- рационально использовать чертежные инструменты;
- анализировать геометрическую форму предметов;
- анализировать графический состав изображений;
- выполнять геометрические построения, связанные с делением отрезка, угла и окружности на равные части, построение сопряжений;
- выбирать главный вид и выполнять построение чертежа, представленного тремя видами.
- читать и выполнять комплексный чертеж детали;
- определять виды и плоскости проекций.
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ "ОСНОВЫ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ".
2-й класс (34 часа)
Учебный предмет "Черчение". История чертежа.
1. Современный чертеж. Инструменты и принадлежности для выполнения чертежа. 1 час.
2. Общие понятия о ГОСТах:: формат А4, рамка. 1 час.
3. Линии чертежа: сплошная толстая основная линия, сплошная тонкая, штрихпунктирная. 4 часа
4. Простейшие геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей: 9 часов
а) отрезок, деление отрезка на части с помощью линейки, циркуля;
б) построение углов с помощью транспортира;
в) окружность, радиус, диаметр;
г) построение простейших геометрических фигур: ломаная, треугольник, прямоугольник, квадрат.
5. Деление окружности на три, четыре, пять, шесть и восемь частей. 9 часа
6. Творческая работа: орнаменты. Сочетание различных геометрических фигур для изображения знакомых предметов.6 часов
7. Творческих графических работ на повторение пройденного материала за учебный год 4 часов
ПРИМЕРНОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ "ОСНОВЫ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ".
3-й класс (34 часа)
Учебный предмет "Черчение". История чертежа.
1. Современный чертеж. Инструменты и принадлежности для выполнения чертежа. 1 час.
2. Построение параллельных и перпендикулярных прямых, простейших геометрических фигур. 1 час.
3. Геометрические фигуры и тела, существенные признаки. 3 часа.
4. Линии чертежа. 2 часа.
5. Шрифты. 2 часа.
6. Правила нанесения размеров. Выносные и размерные линии, размерные числа. 5 часов.
7. Масштабы. 1 час.
8. Проецирование на одну плоскость. Порядок выполнения чертежа плоской детали. 2 часа.
9. Графические работы "Чертеж плоской детали". 9 часов.
10. Сопряжение. 1 час.
11. Выполнение простейших сопряжений. 5 часов.
12. Творческие графические работы на повторение пройденного материала. 2 часа.
ПРИМЕРНОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ "ОСНОВЫ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ".
4-й класс (34 часа).
1. Повторение: предмет "Черчение", техника безопасности, правила оформления чертежей. Организация рабочего места 1 час.
2. Построение параллельных и перпендикулярных прямых, простейших геометрических фигур. 1 час.
3. Сопряжение. 2 часа.
4. Чертеж плоской детали. 1 час.
5. Способы проецирования (центральное и параллельное). 2 часа.
6. Выбор главного вида. 1 час.
7. Графические работы на построение главного вида. 3 часа.
8. Проецирование на две взаимно-перпендикулярные плоскости. 1 час.
9. Графические работы на построение чертежа детали, представленного двумя видами. 5 часа.
10. Проецирование на три взаимно-перпендикулярные плоскости. 1 час.
11. Графические работы: чертежи геометрических тел в трех видах. 9 часов.
12. Проецирование вершин, ребер и граней предмета. 3 часа.
13. Чертежи разверток поверхностей геометрических тел. 4 часа.