Тип урока: КУ (комбинированный урок).
Цель: систематизировать имеющиеся знания и получить новые знания о солях.
Образовательные задачи: закрепить и расширить знания о строении, номенклатуре, классификации и свойствах солей, рассмотреть значение важнейших представителей класса в природе и жизни человека
Познавательные задачи (задачи развития): совершенствовать умения учащихся анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи между строением и свойствами. Обратить внимание учащихся на многообразие неорганических соединений, на постепенное усложнение веществ (комплексные соли, кристаллогидраты).
Воспитательные задачи: особое внимание уделить проблеме физиологического действия солей на организм человека. Развивать творческие способности, социальную активность учащихся через установление межпредметных связей химии с биологией, экологией, медициной, историей, литературой. Воспитывать общую культуру.
Оборудование: образцы важнейших солей (CaCO3, CaSO4 *2H2O, Na2CO3*10H2O, CuSO4, CuSO4*5H2O, NaCl, твердое мыло, жидкое мыло, Ca3(PO4)2; растворы FeCl3, FeSO4, K4[Fe(CN)6]; вещества для определения (растворы NaCl, Na2SO4, NaNO3), AgNO3, BaCl2, пробирки; компьютер, видеопроектор, экран, презентация урока; учебник: Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2009; периодическая таблица, дидактический материал - тест по теме "Соли".
Методы и методические приемы: словесные, наглядные, практические, проектный; демонстрация ответов; лабораторный эксперимент; конспектирование материала учениками; подготовка учениками творческих работ и выступление с ними.
Форма организации работы в классе: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная.
Хронометраж урока
1.Организационный этап | 1 минута |
2.Первичная актуализация имеющихся знаний. | 2 минут |
3.Системная актуализация; повторение и анализ основных фактов, событий, явлений. | 12 минут |
4.Повторение, обобщение и систематизация понятий: усвоение системы знаний, ведущих идей и основных теорий. | 14-15 минут |
5. Проверка знаний учащимися основных понятий. | 4-5 минут |
6.Обобщение и систематизация учащимися результатов работы. | 3 минуты |
7. Окончание, релаксация, мотив на завтра. | 2 минуты |
Содержание урока
Ход урока | Обоснование деятельности учителя | Прогнозируемая деятельность учеников |
I. Организационный момент. Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку. |
Подготавливаю учащихся к работе. | Готовность класса к работе. |
II. Первичная актуализация
имеющихся знаний. На доске и на экране тема урока. Соли. План обсуждения отображен на доске и экране: 1. Понятие о солях. Соли в нашей жизни. Физиологическое действие солей на организм человека. 2. Строение солей, классификация солей. 3. Номенклатура солей. 4. Свойства солей. |
Обеспечиваю мотивацию учащихся на формулирование цели урока. | Формулируют цель урока. Активная работа учащихся показывает их готовность к восприятию темы урока. |
III. Повторение отдельных фактов,
событий, явлений. Расширение знаний по изучаемой
теме. 1.Формируем понятие "соли" и вспоминаем, где применяются соли и в связи с этим, какую роль они играют в жизни человека. Отмечаем физиологическое действие солей на организм человека. |
При обсуждении вопроса демонстрирую натуральные объекты: мел, пищевая сода, костный скелет, поваренная соль, жидкое и твердое мыло, гипс. | Из личного опыта ученики указывают, где применяются соли, их физиологическое действие на организм человека. |
2. Строение солей. Классификация солей. На доске с помощью магнитов размещены карточки с формулами следующих веществ: хлорида натрия, гидрокарбоната натрия, ортофосфата кальция, карбоната кальция, карбоната натрия, стеаратов натрия и калия, малахита, желтой кровяной соли, красной кровяной соли. | Организую фронтальную работу по обобщению строения солей. | Участвуют в обсуждении вопроса. Формируют умение классифицировать, сравнивать, выделять главное, обобщать. В тетрадях изображают схему "Классификация солей" |
3. Номенклатура солей. Продолжаем работу с карточками, размещенными на доске (таблица 1 к уроку). | Предлагаю учащимися в группах, используя готовые схемы "Номенклатура солей" дать названия солям, формулы которых изображены на карточках и с помощью магнитов размещены на доске (кроме комплексных солей и гидратов). Названия этим солям дает учитель, т.к. это элементы дополнительного образования. | 1 группа обобщает информацию по средним
солям; 2 группа - по кислым солям; 3 группа - по основным солям. Заполняют таблицу в группах, а после этого 1 человек от группы вносит информацию в сводную таблицу на доске. Учащиеся заносят таблицу в тетрадь. |
4.Свойства солей: а) физические. Могут ли соли быть жидкими и газообразными? б) химические: - группа учащихся поочередно демонстрирует лабораторные опыты, характеризующие общие химические свойства металлов (их отношение к металлам, щелочам, кислотам и солям). Специфические свойства (Разложение некоторых солей при нагревании, гидролиз и образование гидратов) изучаем с помощью видеоролика из "Виртуальной лаборатории" - Учащимся предлагаю просмотреть фрагмент учебного фильма о взаимодействии соли железа(II) с гексацианоферром(III) калия с целью повторения качественных реакций на ион железа(III). Опыты указывают на использование этих комплексных солей для идентификации катионов Fe2+ и Fe3+. На исследуемых солях учащиеся отрабатывают понятие о качественных реакциях на хлорид - и сульфат - ионы. |
Создаю проблемную ситуацию Концентрирует правильность оформления записей на слайдах, правильность изложения теоретической части ответа, правильность выполнения эксперимента, соблюдение техники безопасности.
До просмотра фрагмента предлагаю учащимся внимательно просмотреть фрагмент и объяснить результат просмотренного эксперимента. |
Устанавливают причинно-следственные
связи, между ионным строением солей и
возможностью превращаться в пар или в жидкость.
Формируют умение доказывать. Химический эксперимент помогает учащимся повторить, систематизировать и закрепить имеющиеся знания о химических свойствах солей. Формируют исследовательские умения. Устанавливают причинно-следственные связи между строением и химическими свойствами солей. Внимательно смотрят фрагмент и объясняют причину образования осадков берлинской лазури и турнбулевой сини. Усваивают использование комплексных солей в аналитической химии. |
5. Символом медицины издавна является
змея, обвивающая чашу. Символом алхимии была
змея, пожирающая свой хвост. Так в аллегорической
форме алхимики изображали бесконечные
превращения веществ друг в друга. Представления
алхимиков о взаимопревращениях веществ зачастую
опирались только на интуицию. Вы об этом знаете
значительно больше. Примените свои знания и напишите уравнения реакции ,указав условия их протекания к схеме б) в упр.5, с.199 учебника. Превращение 1 рассмотрите как окислительно - восстановительную реакцию, а превращение 5 - в ионной форме, т.к. превращения 1 и 5 отображают два из одиннадцати возможных способов получения солей. (задание включаю при наличии "свободного" времени с учетом хронометража урока. |
На магнитной доске размещаю рисунок с изображением "алхимической змеи" и карточек с химическими формулами веществ, отображающих генетическую связь, о которой идет речь в задании. Создаю проблемно - поисковую ситуацию. | Один ученик (или одна ученица) у доски предполагает решение предложенной проблемы в соответствии с заданием. |
IV.Проверка знаний учащимися
основных понятий. У нас есть возможность проверить, насколько хорошо вами усвоены основные понятия (задания на листах с тестами) Проверяем тест. Ответы приведены на доске. Исправляем допущенные ошибки. Учащиеся выставляют себе отметку сами, а учитель имеет возможность подтвердить достоверность выставленной отметки (использую листочки с копировальной бумагой) |
Выявляю качество и уровень овладения учащимися знаниями и способами действий. Проверка знаний с помощью теста. | Самостоятельное выполнение заданий. Взаимопроверка. |
V.Обобщение и систематизация
учащимися результатов работы. Из ваших рассуждений мы поняли, что хлорид натрия - консервант, соли высших карбоновых кислот - основа мыла, ортофосфат кальция - основа костного скелета, карбонат кальция используется, например, в строительстве, как полировочный материал и для скульптуры и т.д. На основании генетической связи между простыми веществами металлами (неметаллами) и сложными веществами - солями можно и дальше проследить развитие от простого к сложному: от неорганических веществ к органическим, к углеводородам, а дальше - к белкам, к живым организмам и к высшей форме существования живого - к человеку. Предлагаю каждому ученику оценить свою работу, а внутри группы оценить работу друг друга. Благодарю учащихся за "научный подвиг на почве экспериментальной педагогики". Отмечаю особо отличившихся, подбадриваю остальных. |
Выводы после опроса учеников. Констатация достижения поставленных целей. | В надпредметном плане успешно шло формирование весьма важного умения - понимать и искать понимание. Самое важное, что удалось сделать в соответствии с проектом - это прояснить для учеников сам механизм построения оценочного суждения. |
VI. Сообщение и комментирование домашнего задания. | Нацеливаю учащихся на изучение генетической связи между классами соединений. | Заканчивают работу по зачетным листам, предусматривающих дифференцированный подход к контролю и учету знаний по теме. |
Таблица к уроку. Номенклатура солей
Соли |
||||
Средние | Кислые | Основные | Комплексные | Кристаллогидраты |