Повышение качества обучения детей с ОНР средствами логопедической ритмики

Разделы: Логопедия


На современном этапе развития логопедии под логоритмикой понимается одна из форм кинезотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Она является частью общеобразовательной и коррекционно-развивающей работы в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Опосредованно логоритмика имеет большое значение для развития темпа и ритма, речевого дыхания, орального праксиса, укрепления мимической мускулатуры, формирования фонетической системы и мелодико-интонационных характеристик речи.

Готовность ребенка к школе - не умение читать и писать, а способность детского организма выдержать учебные нагрузки без перенапряжения и утомления. Основная обязанность дошкольного образования - сохранить здоровье ребенка, а значит "привязать"процесс обучения к естественной потребности ребенка в движении и игре. Образование - это труд, а не развлечение, поэтому к нему не надо относиться как к радости. Другое дело, что его надо сделать для детей максимально увлекательным."Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они не будут тупыми, вялыми, рассеянными, скучающими, ленивыми." (Водовозова Е.Н.).

Воспитание лингвистического чутья, умения слышать ритм, темп, интонацию, развитие голосовых возможностей, пространственных ориентировок - логоритмика значительно помогает в обучении детей с ОНР. Ритмические упражнения способствуют активизации различных анализаторных систем. Дети учатся в игровой форме находить ритмическую организацию в музыке и речи. Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов, отсюда устойчивое внимание на протяжении всего занятия и, как следствие, повышение результативности в усвоении знаний.

Как давно практикующий логопед считаю возможным проведение не только одного логоритмического занятия в неделю, но и использование разных средств логоритмики в различных видах логопедических занятий. Поскольку каждую неделю или каждые две недели меняется лексическая тема, я подбираю тематическую песню (в соответствии с программой по музыкальному воспитанию), которую мы разбираем на логопедических занятиях, используя все средства логоритмики. Благодаря всестороннему анализу, обыгрыванию, восприятию детской песни создается ощущение, что все недельные занятия - это одно занятие, целостное и законченное.

Как, например, можно поработать с песней "Почему медведь зимой спит." (Лексическая тема "Дикие животные".)

Раз морозною зимой
Вдоль опушки лесной
Шел медведь к себе домой
В теплой шубе меховой.
Шел он, шел к своей берлоге
По проселочной дороге
И, шагая через мост,
Наступил лисе на хвост
Подняла лисица крик!
Зашумел темный лес.
И медведь с испугу вмиг
На сосну большую влез.
На сосне веселый дятел
Белке домик конопатил
И промолвил: "Ты, медведь
Должен под ноги смотреть.
С той поры медведь решил,
Что зимой нужно спать,
По тропинкам не гулять,
На хвосты не наступать
Он в берлоге безмятежно
Спит зимой под крышей снежной
И доволен неспроста,
Что родился без хвоста.

1 средство: ходьба и маршировка в различных направлениях.

Ходьба - естественный вид движения и достаточно сложный по координации. Во время ходьбы дети учатся ориентированию в пространстве, в право-, левостороннем движении, в движении вперед, назад. Виды ходьбы: а) по дорожке в лесу друг за другом (это медведь, он идет на внешней стороне ступни); б) с заметным приподниманием ног, приставным шагом, осторожно или легкий бег, танцевальный шаг (это лиса); в) прыжки на носочках вперед, вперед - в стороны (это белка); г) ходьба по схемам, под счет, под музыку, в колонне, в шеренге, вперед, назад, влево, вправо.

У детей с ОНР недостаточность слухо-зрительной координации связана с нарушением общей моторики и зрительно-пространственного анализа и синтеза. Развитие этих функций составляет основу для освоения детьми чтения и письма. Звуки и слоги в слове, слова во фразе находятся во временной последовательности, она переходит в пространственную, когда буквы, слоги и слова записываются в тетрадь. Ребенок должен научится определять левую и праву стороны пространства, чтобы понимать расположение элементов в букве, направление буквы и строки в пространстве. Графика письма предполагает хорошую ориентировку в пространстве. Можно использовать игры"Гусеница"(движение детей гусеницей в пространстве), "Дирижер", "Умный мелок"(прописывание букв в воздухе). Затруднения в работе по фонемному анализу неизбежны, если у детей нет представления о ряде. Отрабатываем это понятие по порядку появления героев песни в тексте: медведь, лиса, дятел, белка. Это подготовка к фонемному позиционному анализу (первый звук, последний звук, середина слова). Слово - это пространственно-временная последовательность звуков. Играем в игры "Веселый поезд", "Очередь", инсценируем сказки"Репка", "Теремок". Параллельно ввожу наречия и предлоги с пространственным значением: слева, справа, перед, после, за, над, под, между, вверху, внизу; понятия - начало, середина, конец; инструкции - который по счету, на каком месте. Возвращаясь к тексту песни, действующим и предполагаемым героям (другие звери в лесу), предлагаю: барсуку - походить на пятках, зайчику - попрыгать большими прыжками, ежику - потопать, белке - побегать на цыпочках, лисе - потанцевать или помышковать, лосю - важно походить и т.д.

2 средство: дыхание, голос, артикуляция.

Цель - нормализация деятельности периферических отделов речевого аппарата. Пение дает детям возможность настроить дыхание на "более длинный единый ритм"(Г.А. Волкова). Пение тренирует дыхательный, артикуляционный и голосообразовательный отделы. Практикую пропевание гласных звуков, слогов, слов, фраз, песенок. Вокализы: в нижнем регистре (медведь), в верхнем регистре (белка, лиса), в среднем (дятел) - хорошо тренируют голос и дыхание. Учим голос звучать по-разному: низко, протяжно при пении фразы 'зашумел темный лес'; высоко, резко - "подняла лисица крик"; весело - "на сосне веселый дятел"; громко, звонко, выразительно -"Ты, медведь, должен под ноги смотреть":

Артикуляционный аппарат укрепляем, выполняя упражнения"Дятел", "Оближем губки" (это лиса мышкует), "Вкусное варенье" (лиса следы заметает), "Зайчик", "Сердитый волк", "Ежик фыркает" и"Лосенок". Скороговорки развивают не только артикуляцию, но и являются действенным средством воспитания интонации. Их можно произносить по-разному: c целью порадовать, возмутить, сообщить, предостеречь и т.д.; голосом различной громкости, шепотом, , беззвучно; пропеть, инсценировать:

Добудем меда - дадим медведю, не обидим. Лиса по лесу ходила, звонки песни выводила, лиса лычко драла, лиса тапочки сплела. Дятел дуб долбил-долбил, да недодолбил. Волк на лужайке - задрожали зайки. Волчата ворчат, медвежата визжат, ежата лежат, бельчата молчат. Дятел на дубу сидит, дятел дерево долбит. День долбил, два долбил, в небо носом угодил.

3 средство: регуляция мышечного тонуса.

Эти упражнения позволяют овладеть своими мышцами, научитья управлять своими движениями. Отрабатываем шаги медведя, лисы, прыжки белки, (на ступне, на носках), учимся по звуковому сигналу приседать, останавливаться, кружиться, подпрыгивать, перешагивать через препятствия. (упражнения"Медведь идет по узкому мостику", "Медведь перешагивает через сугробы", "Медведь утаптывает снег под елкой".) Предлагаю детям игру "Ягоды" (как звери, герои нашей песни, могут поиграть в летнем лесу?). На акцент в музыке дети (звери) превращаются в ягоды: малина - присесть, свернувшись в маленький комочек, крыжовник - растопырить пальцы, напрячься, клюква - сморщить лицо, земляника - пригнутся к земле, арбуз - широко расставить руки и ноги, надуть щеки, облепиха - все дети сбегаются и плотно"прилипают", замерев, друг к другу.

После каждой фигуры (напряжение) - расслабление.

Письмо по-прежнему самый сложный предмет для младшего школьника, так как для двигательного акта письма требуется тонкая координация движений. Развитие тонкой моторики подготавливает графо-моторный навык письма. Тренируем пальцы (кисть, предплечье) упражнениями"Дятел" и"Мишка и Елка"("вдруг в лесу раздался стук: это дятел долбит сук. Он деревья не калечит, он деревья клювом лечит";"Вот стоит большая елка, а на ней растут иголки. Есть на елке также шишки, а внизу - берлога мишки".)

4 средство: музыкальный размер и метр.

a) восприятие неожиданного акцента:": И шагая через мост (медленно), (пауза) наступил лисе на хвост (быстро)";": И доволен неспроста, (пауза) что родился без хвоста".

б) восприятие метрического акцента: хлопаем текст песни с выраженным акцентом;

в) восприятие переходного акцента: в отличие от метрического не всегда падает на счет"раз", а последовательно переходит на 2, 3, 4:

Дятел стучит: ТА-та-та; та-ТА-та; та-та-ТА.

Можно включать отстукивание, маршировку, дирижирование акцента. Подобные упражнения помогают усвоить слоговую структуру слова и логическое ударение в предложении.

5 средство: развитие чувства музыкального темпа.

Темп - скорость следования звуков. У каждого ребенка свой темп движения. Коррекция темпа важна для детей с заиканием, тахилалией, брадилалией, спотыканием, дизартрией.

Нормализация двигательного темпа помогает восстановить речевой темп. Одно из направлений развития темпа - ориентация на внешний темп. Дети должны научиться подчинять темп собственных движений темпу музыки и речи. Для этого можно использовать игры, в которых темп музыкальных отрывков регулирует скорость выполнения детьми однотипных движений: под музыку с быстрым темпом дети идут по кругу быстрым шагом, под музыку с медленным темпом идут медленным шагом. В нашем случае под медленную музыку под медленную музыку идет медведь, под быструю - лиса, белка (можно использовать шаг польки), заяц (прыжки), еж (топающий шаг). Выполнение подобных упражнений позднее нужно сопровождать речевыми звуками, словами, фразами, стихами. Хорошо формирует у детей умение соотносить темп речи и движений с темпом музыки игра "Карусели". (Н.В. Микляева "Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ", 2004 г.)

Смену темпа прослеживаем и в песне "Почему медведь зимой спит". Выбор нужного темпа дети осуществляют только после осмысления содержания песни.

6 средство: ритмические упражнения.

Ребенок, начиная говорить, прежде всего усваивает ритмический контур слова, понимая его смысл, но не умея его правильно произнести. У детей с ОНР трудности слогового оформления слов являются стойким проявлением в структуре речевого дефекта. Важным условием овладения слоговой структурой слова является сформированность ритмической способности детей. В устной речи ритм реализуется как следование друг за другом сильных и слабых долей, из которых и складывается слоговая структура слова. При делении слова на слоги правильнее ориентироваться на понимание слога как звука (или группы звуков), произнесенных на одном толчке воздуха.

На начальных этапах дети воспроизводят ритм отраженно, за педагогом: правой, левой рукой, одновременно обеими руками (хлопки, удары по предмету), удары ногами (попеременно левой и правой), руками и ногами одновременно. Далее - с опорой на слова. Для ритмов с выраженным ударением придумываем слова, подходящие для заданного ритмического рисунка (слова - рифмы):

a) "медведь" - сидеть - гудеть - :

б)"зашумел" - посидел - погудел - побелел -:

в) "опушка" - лягушка - кукушка - подушка - :

г) "лисица"- сестрица - водица - куница - :

Перенос сформированных ритмических рисунков на речевой материал провожу по следующей схеме: прослушиваем ритм текста песни, прохлопываем ритм, протопываем ритм, хлопаем и топаем одновременно, хлопаем, топаем и проговариваем ритм, слушаем текст песни, воспроизводим текст с движениями, воспроизводим текст без движений.

Далее: педагог отхлопывает ритм - дети подбирают подходящую строчку (и наоборот); соблюдая ритм, дети произносят текст песни (без музыкального сопровождения); поют фразы из песни, чередуя с пением без слов (удержание ритма + активизация внимания) и другие приемы.

7 средство: пение.

Это сложный процесс звукообразования, где требуется координация слуха и голоса, певческой интонации, слухового и мышечного ощущений. Пение хором является важным лечебным средством. Что предъявляет это средство логоритмики? Напевность, отсутствие крика, быстрый вдох и медленный выдох, четкую и ясную дикцию, диапазон в пределах первой октавы.

Условия выбора песни: соответствие возрасту детей, простота и запоминаемость мелодии, ударность звуков, содержательность текста, возможность инсценирования, коррекционная направленность.

Соблюдение певческих правил: протяжное, отрывистое пение, включение мимики, интонирование. Последнее подразумевает повышение или понижение голоса, его полетность, паузы, тембр (эмоциональная окраска), логическое ударение (на важном по смыслу слове).

У детей с ОНР имеется недостаточность интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Нарушение просодики выражается в замедленном или ускоренном темпе речи, аритмии, неверном употреблении ударений и пауз в потоке речи, нарушении силы, высоты, тембра голоса.

Наиболее значимым просодическое оформление становится в случае чтения стихов, текстов изучаемых песен.

Работа над выразительным чтением (и далее - пением) формирует базу для правильной расстановки знаков препинания на письме в школе. Интонация зависит от знаков препинания: голос понижается на последнем слове перед точкой, голос повышается на последнем слове перед запятой, пояснительная интонация и небольшое повышение голоса перед тире, перечислительная интонация и повышение голоса на последнем слове перед двоеточием, интонация недосказанности и сильное повышение голоса на последнем слове перед многоточием.

Иллюстрирую примерами: а)"на сосне веселый дятел белке домик конопатил и промолвил (повышение голоса):"Ты, медведь, :"; б)"С той поры медведь решил (повышение голоса), что зимой :"; в)"И доволен неспроста (повышение голоса), что родился:"

Использование интонационных навыков, полученных дошкольниками во время пения, является важной предпосылкой успешного овладения не только устной, но и письменной речью в школе.

8 средство: игровая деятельность.

В дополнение к изучаемой песне можно предложить игры.

1) "Зайцы и медведь". Цель: различать характер музыки в соответствии с движениями, верхний и нижний регистры.

Зайцы делают подскоки на двух ногах, на носках, медведь идет медленным шагом.

2) "Догонялки".

Педагог:

"Медведь в берлоге крепко спит,
И его нельзя будить.
Он с осени свой жир копил,
Много ел и много пил.
У него зимой одна забота:
Крепко спать и весны ждать.
Но мы попросим мишку с нами поиграть."

Дети:

"Мишка, мишка, хватит спать,
Выйди с нами поиграть
(подходят, громко топая ногами)
Нас тут много,
(разводят руки в стороны)
Ты один
(показывают указательный палец)
Спать тебе мы не дадим.
(грозят пальцем).

3) "Гости" (подбор и объяснение значений родственных слов).

- медведь и его"гости": медведица, медвежонок, медвежий, медвежатник, мед:

- лиса и ее"гости": лисица, лисичка, лис, лисенок, лисий:

- белка и ее"гости": белочка, бельчонок, беличий, бельчатник.

(дети стоят в кругу, произносят слово и объясняют его значение).

Объем логоритмических средств варьируется на занятиях в зависимости от речевых нарушений детей, состояния двигательной сферы, коррекционных задач каждого этапа логопедической работы.

Логопедическая ритмика обеспечивает коррекционную направленность речевого и музыкального развития, повышает качество обучения дошкольников с ОНР.