Цели урока:
- Научить учащихся рассказывать об их виртуальном путешествии на необитаемый остров, используя в речи и письме форм глаголов в Futur simple.
- Расширить словарь по теме “Путешествие”.
- Подготовить ребят к использованию форм глаголов в Условном наклонении.
- Сопоставить простое будущее с Условным наклонением настоящего времени.
- Повторить правила употребления артиклей французского языка (или случаи их отсутствия).
Ход урока
I. Оргмомент и начало урока.
Появляется на экране первый слайд с изображением острова. Учитель предлагает учащимся сделать предположение, о чем они будут говорить на уроке. Чему они должны научиться, чтобы рассказ получился интересным, ярким?
II.
Предположение оказалось верным, тогда учитель беседует по содержанию фотографии и опрашивает домашнее задание: (Надо было составить синквейн на выражение “Необитаемый остров”):
– что ребята видят на фотографии;
– что значит “необитаемый остров”;
– есть ли на острове что-нибудь примечательное,
какие объекты (гора, пляж…) они могут назвать;
– в какой части света расположен этот остров
(судя по растительности).
– ученики зачитывают свой синквейн, например:
1. Тема: Необитаемый остров.
2. Качества, которыми может обладать данный
предмет или объект: Обитаемый (необитаемый),
тропический, далекий, неизвестный…
3. Что там можно делать? Отправиться, жить в дикой
природе, ловить рыбу, разводить огонь, найти
друга Пятницу…
4. Фраза: “Мечтаю отправиться на необитаемый
остров” “Я не хочу оказаться на острове, потому
что не люблю быть один, это опасно”…
5. Синоним: Небольшая часть земли, которая
находится далеко в море или в океане.
III.
Итак, учащиеся настроились на “французскую волну”. Теперь можно идти дальше.
Работа со слайдами презентации.
Слайд 2. На слайде возникает фотография мальчика, который сообщает о себе некоторые сведения и приглашает класс совершить виртуальное путешествие.
Учитель ставит уточняющие вопросы
- Кто приглашает нас в путешествие? Как его зовут?
- Сколько ему лет?
- Почему он решил отправиться на остров?
- Понимает ли опасность такого предприятия?
- Готовы ли ребята помечтать вместе с героем урока? Готовы – тогда давайте готовиться к путешествию!
Слайд 3. На экране – записка родителям. Учитель раздает каждому ученику копию такого документа (Если группа работает медленно, тогда можно предложить сделать эту работу вдвоем). Ребятам предлагается прочитать послание, постараться понять его содержание. Затем надо обратить внимание, что это обычный мальчик, правила образования простого Будущего он не усвоил, поэтому письмо содержит много ошибок на эти формы. Исправьте их!. В контрольных листах дети исправляют ошибки.
Работа окончена, учитель предлагает назвать их. За “грамматическую зоркость” каждый получает специальный жетон. (Задача учащихся набрать максимальное количество таких красных картонных квадратиков. Скажем, что на “отлично” надо набрать 14 баллов, на оценку “хорошо” – 8-10, и т.д. Критерии оценки ребята знают, эта работа проводится из урока в урок. Соревнование активизирует внимание, в конце урока каждый знает, за что ему поставили “5” или “3”).
Учитель: А теперь правильный вариант!
Слайд 4. Учащиеся сравнивают данные своей работы и образца. Учитель: – Вот теперь мы можем прочитать это письмо вслух! Один из учеников зачитывает письмо вслух.
Слайды 5-6-7-8. Учитель: – Ну что же, послание написано, давайте вместе с Жаном подготовимся к путешествию. Посмотрим, что Жан собирается взять с собой? На экране появляются фотографии предметов, без которых жизнь на острове будет очень трудной.
Учитель произносит эти слова, учащиеся проговаривают, записывают в словарь.
Слайд 9. “Для чего это нужно?”
Задание: ознакомься с содержанием двух колонок, соедини правильно части двух колонок. Работа выполняется в паре. (Например: “Удочка – это для того, чтобы ловить рыбу” и т.д. ( У каждого есть копия этого задания, которую они потом возьмут с собой домой).
Примечание: половину ключевых слов ребята усвоили на предыдущих уроках, большую часть новых глаголов они определят по контексту, 1 глагол останется (методом исключения ему найдется пара).
За правильные и быстрые ответы учитель раздает новые жетоны.
Слайд 10. Учитель: – А теперь посмотрите, что это за новый документ? Постарайтесь понять его, прочитав заголовок. Переведите предложения! (за каждое предложение – 1 жетон). На слайде есть подсказка на русском языке “Если бы, если бы…)
Как называется эта форма глаголов? Есть ли такая форма в русском языке? А в английском? Выясняется, что есть. Посмотрите теперь внимательно на формы глаголов, если ли что-либо известное для вас, а что появилось нового?
После наблюдения за новым явлением, ребята выясняют, что Условное наклонение настоящего времени очень похоже на Простое Будущее, только окончания другие.
Слайд 11. При более близком наблюдении, кто-то обязательно заметит, что и окончания им знакомы, это окончания Прошедшего незаконченного! Каков вывод – кто не усвоил Imparfait, тому труднее пришлось, а кто быстро узнал эти окончания, сделал правильное заключение – грамматические формы могут быть похожими, возникать одно из другого, и вообще надо быть очень внимательным к деталям.
Учитель: Молодцы! За хорошую работу вы получите от меня подарок!
Слайды 12-13. Рецепт марсельской ухи, которой славится все средиземноморское побережье Франции и Корсика. Читают рецепт, в списке ингредиентов выделяют артикли и объясняют их написание. (Хорошая работа поощряется новыми жетонами).
IV. Применение новой технологии при обучению говорению.
А теперь рисуем схему, с помощью которой мы сможем рассказать о виртуальном путешествии на остров. Разбиваются на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает задание: 1 группа – схему логических цепочек “Я отправляюсь на необитаемый остров”, 2 – Жан отправляется на необитаемый остров, 3 – Жан и его новый друг Пятница рассказывают о своей жизни на острове. (Пересказ от разных лиц, можно и в разных временах).
Учащиеся рисуют овалы и заполняют их: Жан – 1) отправляется на остров– 2) пишет записку родителям – 3) возьмет с собой палатку (топор, спички, гитару…) – Спички, чтобы разводить костер – гитару, чтобы играть и петь вечером, – ведро, чтобы готовить уху … 4) будет ловить рыбу 5) построит себе домик 6) научится разводить огонь 7) познакомится с новым другом 8) назовет его Пятницей , 9) будет вести дневник ….
V. Опрос.
По одному от группы рассказывают о том, что будет (будут) делать на острове. За хороший рассказ – 5 жетонов!
VI. Итог урока.
Подсчет баллов. Самооценка. Что узнал нового? Чему научился? Оценка учителя. Домашнее задание.