Использование комнатных растений кабинета биологиии на уроках

Разделы: Общепедагогические технологии


Введение

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, загрязнители воздуха представляют угрозу для здоровья человека и ответственны за 1,6 млн. смертей ежегодно. Воздух в помещении в 12 раз грязнее наружного воздуха. Особенно опасными для здоровья являются испарения лаков, красок, стройматериалов и даже водопроводной воды.

Современный человек большую часть жизни проводит в помещении, поэтому важно позаботиться о его экологическом благополучии. Многие комнатные растения служат не только для эстетического оформления помещений, но и улучшают их гигиеническое состояние. Они увлажняют воздух, возвращая до 90% влаги. Испаряя воду, растения способны снизить температуру воздуха на несколько градусов в летнее время. В процессе фотосинтеза поглощают углекислый газ, выделяют кислород. Комнатные растения уничтожают микроорганизмы, выделяя фитонциды, очищают от вредных газообразных примесей, способствуют звукопоглощению. Микроклимат помещений (благодаря комнатным растениям) благоприятно действует на физиологическое и психологическое состояние человека.

Пояснительная записка

Основываясь на личном опыте, могу сказать, что коллекция комнатных растений кабинета биологии является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. На уроках они могут служить демонстрационным материалом при изучении морфологии и систематики растений, их приспособленности к среде обитания, для иллюстрации взаимосвязи строения и функций растительного организма. Комнатные растения незаменимы при формировании многих биологических понятий по всем курсам предмета биологии. (Презентация). Эти живые объекты – раздаточный материал при проведении лабораторных работ, материал для работы экологических кружков. Растения используются для постановки опытов, проведения наблюдений. При выращивании комнатных растений у ребят вырабатываются навыки правильного ухода: рыхление, полив ,подкормка, пересадка. Они учатся размещать растения в соответствии с их биологическими особенностями, знакомятся с разнообразными способами вегетативного размножения и методами борьбы с вредителями и болезнями. В процессе работы с натуральными объектами у учащихся углубляются и расширяются знания о практической значимости конкретных комнатных растений. Общение с комнатными растениями облагораживает человека, стимулирует присущую ему от рождения способность чувствовать и воспринимать прекрасное , развивает потребность беречь и самим создавать красоту.

И что еще особенно важно – комнатные растения всегда под рукой, независимо от погодных условий и времени года (да еще в условиях дефицита наглядности).

Задачи, решаемые на уроках с использованием растений кабинета биологии:

Знакомить учащихся с многообразием комнатных растений.

Формировать знания о приспособлениях растений к факторам среды.

Устанавливая межпредметные связи, способствовать развитию познавательной и творческой активности учащихся.

Развивать навыки исследовательской работы.

Воспитывать экологическую культуру и этичное отношение к окружающему миру.

Использование комнатных растений при изучении биологии

Изучение биологии не должно сводится к рассматриванию изображений объектов на таблицах и заучиванию терминов. Каждый ребенок интуитивно стремится к познанию окружающей его естественной среды. Умелое использование комнатных растений на разных этапах урока в сочетании с другими средствами обучения пробуждает у учащихся интерес к предмету.

Приложение 1

Установление межпредметных связей

Думаю, что нет необходимости доказывать важность межпредменых связей. Между предметами, преподаваемыми в школе, не должно быть резких границ. Учебные дисциплины с разных сторон и каждая своим методом изучают материальный мир. А совокупность полученных результатов и дает общее представление об окружающем мире. Межпредметные связи нужно рассматривать как отражение в учебном процессе межнаучных связей, составляющих одну из характерных черт современного научного познания. Одна из целей современной школы – формирование у школьников целостного представления о мире, поэтому интеграция уроков – реальная потребность времени.

Во всем многообразии видов межпредметного взаимодействия выделяются три направления:

  1. Комплексное изучение разными науками одного и того же объекта.
  2. Использование методов одной науки для изучения разных объектов в других науках.
  3. Привлечение различными науками одних и тех же теорий и законов для изучения разных объектов.

Цели, которые ставит учитель в процессе обучения учащихся использованию межпредметных связей:

Познавательные. Учить искать связи между фактами и явлениями, делать выводы и обобщения.

Развивающие. Учить сравнивать, сопоставлять, анализировать. Обучать переносу знаний из предмета в предмет.

Практические. Учить применять понятия, законы для доказательства единства мира.

Межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании. Это делает возможным применять полученные знания и умения в конкретных ситуациях (как в учебной, так и во внеучебной деятельности). Интеграция позволяет выйти за рамки одного учебного предмета и наглядно показать, как все в мире взаимосвязано. В.А.Сухомлинский считал, что нужно знакомить детей с каждым предметом в его связи с другими, “открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги”. Блестящим примером проведения интегрированных уроков был опыт В.А. Сухомлинского, его “уроки мышления в природе”, которые он проводил в Павлышской школе. “Кроме специальных знаний, принадлежащих каждой науке в особенности, есть понятия, общие многим, а иные всем наукам”, – утверждал К.Д.Ушинский.

Анализ литературы по проблемам интегрированного обучения показывает, что в современной педагогике этому вопросу придается большое значение. По мнению И.М.Фролова именно интегрирование обучения является целью образования будущего.

Проведение интегрированного урока требует от учителя тщательной подготовки. Такой урок больше похож на театральную постановку. И не нужно злоупотреблять этим. Нужно чаще включать в содержание уроков элементы интеграции. Какие результаты при этом достигаются:

Углубление представления о предмете.

Нахождение новых связей между фактами в различных областях. Знания в одной дисциплине облегчают понимание процессов, изучаемых на других предметах.

Повышение мотивации учения, эмоционального настроя учащихся.

При создании коллекции комнатных растений должны соблюдаться санитарно-гигиенические требования, техника безопасности. Нужно отбирать растения, не вызывающие какие-либо аллергические реакции. С целью демонстрации на уроках в лаборантской можно выращивать 1-2 ядовитых растения (например, паслен, олеандр).Каждый учитель при подборе комнатных растений учитывает площадь помещения и микроклимат в нем (освещенность, температуру, влажность).

Растения в кабинете биологии – это инструмент, который стимулирует учащихся и является помощником учителя.

Использование растений кабинета биологии на уроках. Элементы интеграции с географией

Н.Верзилин не зря сравнивал “окно со своеобразной растительной картой”, так как по ней тоже можно путешествовать на уроках.

Приложение 2.

Использование растений кабинета биологии на уроках. Элементы интеграции с химией

Великий дидакт Ян Амос Каменский говорил: “Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи”.

Приложение 3.

Использование растений кабинета биологии на уроках. Элементы интеграции с физикой

Мир един, и он пронизан бесчисленными внутренними связями. Связь биологии и физики стала более тесной с возникновением таких наук как бионика и биофизика. Испарение, отдача растениями воды в окружающую атмосферу происходит по тем же законам, что и с поверхности любого смоченного тела. Гравитация, диффузия, корневое давление, осмос, капиллярные явления – законы физики универсальны для живой и неживой природы.

Растения чувствительны ко всем факторам электрических и магнитных воздействий. Они способны воспринимать звуки, недоступные для слуха человека; различать цветовые длины волн (инфракрасное излучение и ультрафиолет). Растения особенно чувствительны к рентгеновскому излучению и телевизионному ВЧ-излучению.

Растение – настоящий генератор электрического тока. Оно полностью себя электрифицировало: мембраны клетки, группы клеток, органы – все пронизано электричеством.

Изучение электрических явлений в растениях имеет не только научное, но и практическое значение – можно сделать вывод о качестве продукции.

Более высокий электрический потенциал из комнатных растений имеют фикус, монстера, молочай. Это обьясняется хорошим развитием проводящей ткани в листьях растений. А в листьях толстянки и бриофиллюма развита паренхима, накапливающая воду, что снижает способность растений к генерации импульсов и их проведению.

Приложение 4.

Использование растений кабинета биологии на уроках. Элементы интеграции с историей.

История рассматривает все стороны жизни человеческого общества на разных ступенях его развития. Использование комнатных растений на уроках позволяет учащимся эмоциональнее соучаствовать в изучаемых событиях, развивает личностное отношение к прошлому.

Приложение 5.

Использование растений кабинета биологии на уроках. Элементы интеграции с литературой.

К.Д.Ушинский говорил: “Недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали”. А воздействовать на чувства учащихся возможно максимально связывая изучаемый материал с реальной жизнью.

Комнатные растения можно использовать при изучении биографии писателей. Много стихов, сказок и рассказов о растениях. Комнатные растения упоминаются и в произведениях известных писателей.

Приложение 6.

Есть пословицы, поговорки, загадки о комнатных растениях.

Приложение 7.

Мифами, сказаниями, легендами о комнатных растениях богат фольклор многих народов.

Приложение 8.

Использование растений кабинета биологии на уроках. Элементы интеграции с математикой

“Вся природа… – не что иное, как материализованные числа”,– доказывал О.М. Айванхов.

Математика сопровождает нас по жизни. Математические знания имеют большую ценность тогда, когда они подкреплены определенными познавательными умениями, позволяющими пользоваться ими в жизненной практике.

Приложение 9.

Использование растений кабинета биологии во внеурочной работе

Широкие возможности использования комнатных растений на занятиях кружка, факультатива, во время летней оздоровительной работы. Именно там реализуются практические навыки, происходит формирование экологически ориентированного мировосприятия, закладываются основы исследовательской деятельности.

Приложение 10.

Приложение 11.

Приложение 12.