II уровень речевого развития – это начатки общеупотребительной речи. Отличительной чертой является появление в речи детей двух-трех, а иногда даже четырехсловной фразы. Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов.
Дошкольники со вторым уровнем речевого развития значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной речи. У них отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для высказываний (рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, фрагментарность. Низкий уровень употребляемой фразовой речи. Исходя из этого, формирование связной речи дошкольников с ОНР (второго уровня) приобретает большое значение, в общем комплексе коррекционных мероприятий.
Обучение рассказыванию занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей со вторым уровнем речевого развития. Работа по формированию навыков составления рассказов, у детей 4–5 лет со вторым уровнем речевого развития, обязательно осуществляется с опорой на картинный материал. Методика обучения строится с учетом отмечаемых у таких детей речевых нарушений и особенностей психического и познавательного развития. Это касается проведения специальной подготовительной работы, отбора и последовательности использования картинного материала, структуры занятий и приемов коррекционной работы. Уделяется внимание приемам, направленным на развитие внимания, зрительного и слухового восприятия и др.
В целях формирования связной монологической речи у детей со вторым уровнем речевого развития проводятся следующие виды занятий с картинным материалом:
1. Составление коротких рассказов по сюжетным картинам с изображением нескольких действующих лиц, но не более трех ("Семья", "Зимние развлечения" и т.д.).
2. Составление коротких рассказов-описаний по предметным картинам (описание различных предметов, в соответствии с лексическими темами).
Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме “Перелетные птицы”.
“Составление описательного рассказа о граче” для детей 4-5 лет со вторым уровнем речевого развития
Задачи: закрепить, уточнить, активизировать словарь по теме. Учить составлять описательный рассказ с опорой на схему. Закрепить навык употребления в речи предлога “на”.
Оборудование: предметные картинки с изображение грача, ласточки, скворца, схема описательного рассказа, картинки для игры “Где сидит грач?”, указка, 2 мольберта, поднос.
Ход урока
l. Орг. момент.
– Здравствуйте ребята. Посмотрите, какие птицы прилетели к нам на занятие. Это кто? (Скворец, грач, ласточка). Скажите, а как мы можем одним словом назвать этих птиц? (Перелетные птицы). Правильно, молодцы.
– А теперь послушайте загадку:
“Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей”.
– Что это за птица? (Грач). Правильно, молодцы ребята.
– Сегодня на занятии мы с вами поговорим о граче и составим рассказ о нем.
ll.
1. Беседа о граче.
– Какая птица изображена на картинке? (Грач). Скажите, какие части тела есть у грача? (Туловище, голова, хвост, крылья, лапы, клюв, глаза, шея). Чем покрыто тело грача? (Перышками). А какого цвета перышки у него? (Черные). Скажите, а где живет грач? (В гнезде). Чем питается грач? (Червями). Скажите, а грач какая птица, перелетная или нет? (Перелетная).
Физминутка.
“Грачи в гнездах сидят – Дети сидят на корточках.
По сторонам глядят. – Поворачивают голову в разные стороны.
Порезвиться захотели – Машут рукам, как крыльями.
Полетели, полетели.” – Побежали, в рассыпную, махая крыльями.
– А сейчас я составлю рассказ о граче, а поможет мне в этом схема – подсказка. Слушайте внимательно.
Это грач. Он черный. У него есть туловище, голова, хвост, крылья, лапы, клюв. Грач живет в гнезде. Питается он червями.
– Кто бы хотел попробовать составить такой же рассказ о граче? Обращайте внимание на схему, она подскажет вам, о чем нужно говорить.
Составление рассказа детьми.
2. Игра “Где сидит грач?”.
Детям, на подносе, предлагаются карточки с перевернутыми картинками вниз. Дети берут по одной карточке и, по-очереди, произносят: где сидит грач, показывая картинку остальным детям.
(Например: “ – На земле”, “ – На ветке” и т.д.)
lll. Итог занятия.
– О какой птице мы сегодня составляли рассказ? (О граче).
Оценка работы детей на занятии.