Время является регулятором жизни и
учебной деятельности школьника, начиная с 1-го
класса. Под руководством Б.Г. Ананьева была
проведена серия психолого-педагогических
исследований умственного развития детей в
процессе начального обучения. Эти исследования
доказали, что нет ни одного вида деятельности
детей в процессе обучения в школе, в котором
пространственно-временная ориентировка не
являлась бы важным условием усвоения знаний,
умений и навыков развития мышления.
Много дополнительных трудностей приходится
преодолевать тем детям, у которых к периоду
поступления в школу не развиты временные
различения. Буквально с первых уроков в классе
дети должны уметь работать в одном темпе и ритме,
укладываться в отведенное время, уметь управлять
своими действиями во времени, беречь время.
Ученики 1-го класса должны научиться не
опаздывать на занятия, начинать вовремя
приготовление уроков дома, все успевать.
Ко всем этим требованиям, которые предъявит ребенку школа, его надо готовить еще в дошкольном возрасте. Для этого прежде всего необходимо развивать у детей чувство времени — умение определять и чувствовать определенные отрезки времени.
По нашим наблюдениям, у детей старшего дошкольного возраста, возможно, формировать навык регуляции деятельности во времени. Для этого необходимо создавать специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительности различных жизненно важных временных интервалов, показывать им, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучать в процессе деятельности измерять, а потом и самостоятельно оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время.
Одним из факторов, на основе которых формируется чувство времени, является знание временных эталонов (обобщенное представление о них). Для того чтобы ребенок мог понять, о какой временной длительности ему говорят, или определить самостоятельно длительность временного интервала, он должен знать меры времени на часах и научиться пользоваться часами.
С этой целью мы предлагаем вам конспект занятия из цикла “Знакомимся с часами”.
“Путешествие в страну точного времени”
Программное содержание:
- познакомить детей с часами и их назначением;
- учить ориентироваться в днях недели;
- упражнять в ориентировке в пространстве по плану;
- закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой;
- упражнять в ориентировке на листе бумаги.
Оборудование: план маршрута, посылка, часы, аудиозапись, листы тетрадные, карандаши простые, кроссворд, часы – планшеты по количеству детей, карточки с кружками, цифры, картинки с часами.
Ход занятия
1часть. Дети заходят в группу, находят план. Ориентируясь по плану, проходят 10 шагов вперёд, 5 шагов вправо, 3 шага вперёд, 8 шагов влево. Направление проговаривают дети. Находят посылку с остановившимися часами и кассетой.
– Ребята, эта посылка из страны точного времени. (Прослушивание записи).
“Дорогие ребята, помогите! У нас случилась беда. Потерялся ключ от главных часов города, поэтому в стране произошла путаница. Время бежит то быстро, то медленно. Дни недели поменялись местами: утро наступает за вечером, а ночь – за днём. Просим вас, помогите найти ключ, пожалуйста!”
Поможем жителям волшебной страны?
2 часть. Поедем мы в волшебную страну на необычном автобусе. Места в нём обозначены цифрами. А на какое место надо сесть, вам подскажут карточки. Нужно найти такую цифру, сколько кружков на карточке.
Д/и “Найди своё место”.
Вот мы на месте. Посмотрите, сколько много картинок. Что же на них изображено? Правильно, это часы. Зачем нужны часы? (Ответы детей).
Может быть, кто-нибудь догадается, какие часы самые первые появились на свет?
(Солнечные). Солнечный луч попадал на стержень, и он давал тень, показывая сколько времени. Как вы думаете, почему они не очень точные?
Люди придумали много видов часов. Как одним словом назвать часы, которые висят на стене. (Настенные). На картинке они находятся где? (Справа). Стоят на столе? (Настольные). На картинке они…(Слева). Носят на руке? (Наручные). Стоят на полу? (Напольные). Чем отличаются часы? Чем похожи? Положите картинки на стол, возьмите часы.
3 часть. Цифры на часах нанесены на циферблат. Движущиеся стрелки показывают, сколько времени в данный момент. Стрелки разные: одна длиннее, другая короче. Длинная большая стрелка движется быстрее. Она показывает минуты. Маленькая короткая проходит по кругу очень медленно. Она показывает часы. Минута – короткий промежуток времени, а час – длинный. Если большая длинная стрелка прошла весь путь по циферблату, значит, прошел один час. Короткая за это время передвинется от одной цифры до следующей. Чтобы узнать, сколько сейчас времени, надо посмотреть, как расположены стрелки. Поставьте обе стрелки на 12. Сделайте это, как у меня. Сейчас они показывают ровно 12 часов. Теперь короткую часовую стрелку поставьте на цифру 1, а длинную минутную на цифру 12. Часы показывают ровно час. Мы будем вращать короткую часовую стрелку, минутную длинную установим на 12. Поставьте минутную стрелку на 12, а часовую на 2. Это значит, сейчас ровно 2 часа. Который час показывают часы? (Ровно 2 часа). Когда мы говорим, что на часах ровно 2, 3, 4, 7, 9 часов, длинная стрелка часов всегда находится на цифре 12, а короткая около той цифры, которая показывает данный час. Поставьте на своих часах стрелки так, чтобы они показывали ровно 5 часов. Который час показывают часы? (5 часов). Как расположены стрелки? (Минутная стрелка длинная стоит на цифре 12, а короткая часовая на цифре 5). Поставьте стрелки так, чтобы часы показывали ровно 7, 9, 12 часов. Как расположены стрелки? Какой вопрос мы задаем, когда спрашиваем о времени? (сколько времени, который час). Мы узнали о часах. А идут ли волшебные часы? Нет.
Жители страны точного времени переживают, что у них перепутались дни недели. Поможем им.
Д/и “Живая неделя”.
Если вы помните, в стране точного времени поменялось местами всё, в том числе и время суток: утро наступает за вечером, а день за ночью. Разгадаем кроссворд и узнаем, какое главное слово в неё спрятано.
Кроссворд.
По горизонтали:
1. Чтоб скорей дождаться
Завтрашнего дня,
Дети спать ложатся
Рано, без огня. Когда? (Вечер).2. Что за гость, что прогоняет ночь прочь? (Утро).
3. Протянулся мост на семь вёрст.
А в конце моста золотая верста. (Неделя).4. Шестьдесят секунд промчались и (минутой) оказались.
5. Ходит по небу Луна,
То ущербна, то полна.
Как Луну мы звали встарь,
Вам поможет календарь. (Месяцы).
По вертикали выводится слово ВРЕМЯ.
4 часть. Почему остановились часы в стране точного времени? (Потерялся ключ). Кажется, я знаю, как мы поможем жителям волшебной страны. Возьмите карандаши и листы бумаги.
Графический диктант.
6 клеток вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 2 влево, 5 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 3 влево, 6 вверх, 2 влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 1 вправо, 1 вверх.
Вот мы нарисовали волшебный ключ и помогли жителям волшебной страны. Волшебные часы снова идут. И, чтобы помочь нам вернуться в нашу группу, жители придумали, как сэкономить наше время.
Глаза закрой, повернись
В нашей группе окажись.
5 часть. О чём мы говорили сегодня? Как мы помогли жителям страны точного времени?