Цели:
- Представить творчество М. Цветаевой в поэтической анталогии “Поэзия 20 века”.
- Знакомство с особенностями лирики М. Цветаевой.
- Знакомство с биографией М.Цветаевой, выявление жизненного пути поэтессы, которые могли бы повлиять на характер её творчества.
- Обучение аналитическому чтению и комментированию стихотворений.
- Обучение работе в парах.
- Воспитывать чувство читателя, внимательного к слову, умеющего сопереживать лирическому герою стихотворения.
Форма работы: анализ поэтического текста, самостоятельная работа учащихся, работа в группах, сообщения учеников, чтение поэтического текста.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Подготовка к изучению нового материала
Учитель: Напишите в тетради слова
“стихи” и “стихия”.
Подберите ассоциации к этим словам (ассоциации
записываются в 2 колонки).
Проверяем.
А теперь прослушайте отрывок из книги Марины
Цветаевой “Мой Пушкин” (см. Приложение
1)
При повторном чтении записывайте понятия и
эпитеты, связанные со словами “стихи” и
“стихия”. Затем проверяются записанные
варианты.
Примерные записи к слову “стихи”: буквы, строки,
говор от души, Александр Сергеевич Пушкин, поэт,
свободная стихия стиха.
Примерные записи к слову “стихия”: море, гром,
вода, свободная стихия, волна, шум, плеск, говор
волн, поэт, друг, что-то зовущее, жгучее.
Найдите общие понятия, записанные в одну и другую
колонки (поэт, свободная стихия стиха).
– Что общего между словами-понятиями “стихи” и “стихия”? Ответ на вопрос запишите и прочитайте соседу по парте. (Лучшие ответы по рекомендации учителя зачитываются вслух.)
Послушайте, что значат для Марины Цветаевой эти слова. “И больше скажу: безграмотность младенческого отождествления стихии со стихами оказалась прозрением: “свободная стихия” оказалась стихами, то есть единственной стихией, с которой не прощаются никогда”.
– Какую формулу мы можем записать?
СВОБОДНАЯ СТИХИЯ = СТИХИ
– Как вы понимаете слова М.Цветаевой?
3. Сообщение темы урока
– Сегодня мы с вами познакомимся с поэзией Марины Цветаевой, которая так же стихийна, как и сама жизнь поэтессы
– Ваша задача: на протяжении всего урока записывать в тетрадь на отдельную страницу, которую мы озаглавим “СТИХИЯ”, факты биографии, строчки из стихотворений, которые подтверждают данную мысль. Чтобы вам было понятнее, запишите на эту страницу вопрос: “Что в поэзии и жизни М.Цветаевой стихийно?”
Стихийно вошла Марина в литературу. Учащийся читает наизусть стихотворение “Моим стихам, написанным так рано” (см. Приложение 2)
– Выпишите строки, характеризующие стихи Цветаевой.
Итак, стихи – это “брызги из фонтана”, “искры из ракет”, “маленькие черти”.
О чём стихи поэтессы? (О смерти и о юности)
– Какое пророчество слышится в строчках стихотворения? (Моим стихам…настанет свой черёд.)
Это пророчество сбылось. Стихам Цветаевой действительно пришло время. Сегодня в нашу жизнь входят М.Цветаева и её поэзия.
– А как всё начиналось? Сообщение ученика. (см. Приложение 3)
– Что стихийно в рождении Марины? Ждали мальчика, а родилась девочка.
– Как это передано в стихотворении? (Рябина зажглась, падали листья, я родилась, спорили сотни колоколов.)
– В каких словах передана горечь? (Мне и доныне хочется грызть жаркой рябины горькую кисть.)
Вывод: Этими словами определяется тема стихотворений М.Цветаевой. Через всё её творчество проходят символы грусти, тревоги, счастья.
Работа со стихотворениями
– У вас на партах распечатки со стихотворениями Цветаевой “Душа и имя”, “Семь холмов – как семь колоколов”, “Рябину рубили”
(Класс делится на 3 группы.)
1-я группа выписывает слова-символы грусти;
2-я группа – символы тревоги;
3-я группа – символы счастья.
4. Самостоятельная работа учащихся
Проверка. При проверке дописывайте слова в свою и другие колонки.
ГРУСТЬ: тоска, судьбина, горька.
ТРЕВОГА: не уснёт в покое, вой в печке, жаркий сон.
СЧАСТЬЕ: манящее, счастье
– Каких символов больше в поэзии М.Цветаевой?
Почему?
– Почему счастье манящее? Объясните эпитет.
Слово учителя: Жизнь не баловала Марину. Она была обездолена и страшно одинока. Трудна была дорога к счастью, которое она так и не увидела. Свою душевную муку Цветаева прятала глубоко под бронёй гордыни и презрительного равнодушия. На самом деле она тосковала по простому человеческому счастью. Вот ещё одно стихотворение, в котором раскрывается душа поэта. Чтение учителем стихотворения “ Пригвождена” (Далее идёт беседа с элементами анализа стихотворения.)
– Какие чувства владеют лирическим героем? Марина переосмысливает свою жизнь. Поэтесса ищет счастья, но её счастье – горстка пепла. Она не понимает, за что наказана всевышним.
– Определите образ мира. Её окружают люди, которые не могут её понять – “я выпросила у счастливых”. Итак, тема стихотворения – обречение на несчастье.
– Проследите за интонацией и синтаксисом стихотворения. В третьей строфе много вопросительных предложений, подчёркивающих неопределённость. В предложении частый для Цветаевой знак предложения-тире, которое говорит о недосказанности чего-то важного.
А. Эфрон так сказал о поэзии Цветаевой: “ Особенности поэтического языка Цветаевой: повышенная экспрессия слова, образа, ритма – “безмерность”.
– Проследите за лексикой стихотворения. Повторяются ли слова, корни слов? Зачем? (В стихотворении повторяется фраза “я утверждаю”, что позволяет выделить слово. Встречаются однокоренные слова: причастницы – причастьем, счастьем – счастливые.) Сама Цветаева определила свою поэзию так: “ Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да!”
5. Итог урока
– Вернитесь на страницу, которую мы оставили для самостоятельной работы. Итак, что же в поэзии и жизни Цветаевой стихийно? (Учащиеся читают свои записи.)
Слово учителя: Для Марины Цветаевой стих – что-то струящееся, стихийное – “невосстановимо хлещет стих”. Минуты вдохновения приходят легко, но поэтесса ощущает ненужность стихов. (Красота – ненужная в семье.) Стихи Цветаевой – это дар для неё самой. К сожалению, этот талант не был оценён современниками поэтессы.
6. Домашнее задание
Ответ на вопрос: Чем поразило вас творчество Цветаевой? Подготовить чтение стихотворений поэтессы, доказывающих стихийность творчества.