Цели: Обобщить знания детей о правильном, безопасном поведении на воде, на льду. Рассказать о значении воды для людей, об опасности загрязнения воды, об охране воды в нашей стране. Повторить три состояния воды. Развивать умение пользоваться полученными знаниями. Расширять кругозор. Воспитывать интерес к урокам ОБЖ и окружающего мира, любовь к маме, бережное отношение к воде.
Оборудование: учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", диск с записью "Песенки о мамонтёнке", серия рисунков о поведении на льду, на воде. Ребусы, вещи для игры "На реке родной не будь дурной!", плакат на тему: "Берегите воду!", табличка со словом фарватер, карта Республики Татарстан, выставка книг.
Ход урока
I. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня наш урок будет необычным. Он совместит в себе два предмета: ОБЖ и окружающий мир. А начнём его с известной всем вам песенки "Песенки мамонтёнка".
1. Слушание песенки.
- О ком эта песенка? (о маме).
- Как вы думаете, почему урок мы начали с этой песенки? (27 ноября день Матери).
- Поздравьте своих мам в этот день, скажите, как сильно вы их любите и, конечно, помогите в домашних делах. В этой песенке говорилось не только о маме. Угадайте, о чём мы сегодня побеседуем?
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я,
Кто такая? (вода).
- Сегодня мы вспомним всё, что узнали о воде, и поговорим о том, как надо беречь воду.
III. Сообщение новых сведений о воде.
- Что же такое вода?
- Послушаем выступление ваших одноклассников.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наестся, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без неё нельзя прожить!
Что особенного в ней?
Сообщение ученика: Вода - самое удивительное и полное тайн вещество. Наш организм в основном состоит из воды: она содержится в крови; с помощью воды из организма удаляются вредные вещества. Человек несколько дней может прожить без еды, но без воды не обойдётся.
Я и туча и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
- Как это понять? (здесь говорится о трёх состояниях воды).
- Где мы можем наблюдать воду в твёрдом состоянии? (зимой - снег, лёд).
- При какой температуре замерзает вода?
- Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии?
- Где мы можем наблюдать воду в жидком состоянии?
- Какие реки нашего края вы знаете?
- Татарстан называют республикой 4-х рек. По её поверхности протекают крупные реки Волга, Кама и два её притока - река Белая и Вятка. Кроме этих рек на территории протекают 500 малых рек и речушек. Крупных озёр нет. Правда, в центре Казани находится довольно-таки большое озеро Кабан. (Показ рек и озера на карте).
IV. Закрепление пройденного материала о правилах поведения на воде.
- Ребята, я прочитаю вам стихотворение, а вы попробуйте догадаться, о чём мы будем говорить дальше.
Ваня шёл купаться с другом И с большим красивым кругом Ваня плавал на кругу Друг стоял на берегу. Думал друг: "А если вдруг |
Лопнет круг - утонет друг! Подниму-ка лучше лай: "Далеко не заплывай!" "Не волнуйся, Дружок, Выхожу на бережок!" (М.Бартенёв) |
- Так о чём мы будем говорить? (О правилах поведения на воде).
- В старину все города строили на берегах рек. Реки были главными торговыми дорогами. Летом по рекам плавали на кораблях и лодках, а зимой ездили по льду на санях. Поэтому и в старину, и сейчас люди стараются выполнять правила безопасного поведения на водоёмах.
- Какие правила безопасного поведения на воде вы знаете?
- Самое главное правило - рядом должны быть взрослые.
- Нельзя стоять и играть в тех местах, откуда можно свалиться в воду.
- Не нырять в незнакомых местах.
- Нельзя заплывать за буйки, потому что есть опасность угодить под какой-нибудь катер.
- Когда купаешься вместе с друзьями, обязательно хочется поиграть. Но даже в шутку не стоит тянуть друг друга под воду, бороться, топить.
- Не следует далеко заплывать на надувных матрасах и камерах.
- У С.Я.Маршака есть стихотворение "Три мудреца".
Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу,
Будь попрочнее старый таз,
Длиннее был бы мой рассказ.
- Чем опасны матрасы и камеры?
- Послушайте ещё одно стихотворение, которое называется "Чудаки, или правила безопасности на воде".
У большой и глубокой реки
Жили-были одни чудаки.
Был у них непослушный характер:
Выплывали они на фарватер
В незнакомых ныряли местах,
На непрочных катались плотах
И дырявую лодку качали,
И не знали тревог и печали.
А однажды во вторник
Разноцветный надули матрас
И поплыли на нём за буйки.
Больше нет чудаков у реки!
Фарватер - часть водного пространства, достаточно глубокая для прохода судов и свободная от навигационных опасностей.
V. Правила поведения на льду.
- Мы уже сегодня говорили, что вода в твёрдом состоянии - это лёд. Скоро зима. Наши речки, водоёмы покроются льдом. Наверное, многие из вас любят зимой кататься на коньках. Существуют правила безопасности на льду.
- Какие правила вы знаете?
- Какой лёд считается прочным? (Если его толщина 7 см - для одного человека, для группы - не менее 12 см. Очень прочным считается лёд, если его толщина 20-25 см)
- Какой лёд считается непрочным?
В тех местах, где бьют ключи,
И бегут в реку ручьи,
Или где стоит завод -
Значит, там непрочен лёд.
- Опасен лёд во время оттепели. Следует взять с собой крепкую палку и с её помощью проверять прочность льда. Если после удара появляется вода, надо возвращаться к берегу. Надо скользить ногами, не отрывая подошв ото льда.
VI. Закрепление пройденного материала.
Игра "На реке родной не будь дурной". На столе лежат различные предметы (шарф, лыжная палка, верёвка и т.д.)
- Какие предметы вы возьмёте с собой при переходе через реку по льду. (С каждого ряда выходит один человек, выбирает предмет и объясняет, почему он его выбрал).
- А как надо действовать, если вы провалились в прорубь?
- Как спасти человека, который провалился в прорубь?
- Как быть, если вы идёте по льду на лыжах?
- Я думаю, теперь вам не страшно будет переходить по льду. А мы снова возвращаемся к теме: "Вода. Как её беречь".
VII. Физкультминутка.
К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись. 1-2-3-4 - вот как славно оживились! А теперь поплыли дружно Делать так руками нужно |
Вместе раз - это брасс! Одной, другой - это кроль. Все как один плывём как дельфин. Дружно спустились на берег крутой И отправились домой! |
VIII. Работа по учебнику.
1. С.41 (читают 2-3 ученика).
- Почему чистой воды остаётся всё меньше?
- Кто страдает от грязной воды?
- Для того чтобы вода была чистой строят очистные сооружения.
2. С.42 (чтение текста учебника об очистных сооружениях).
- О чём вы узнали? Что такое очистные сооружения?
3. С.44 (чтение про себя).
- Как вы можете сберечь воду?
- Как её экономить?
4. С.45 (чтение вывода).
- Вода - это драгоценный дар природы и мы должны беречь её.
Бежит вода, струится
И прямо в домик твой.
К ней надо относиться,
Как к ценности большой.
Закрывай покрепче кран,
Чтоб не вытек океан
Воду попусту не лей,
Дорожить водой умей.
- Это наш итог урока по окружающему миру. Чтобы подвести итог по ОБЖ, расшифруйте выражение. Из каждого слова надо взять только тот слог, который указан в коде, а затем полученные слоги сложить.
1-1
Творог, ящик (твоя)
1-1-1-2
Берег, зола, пастух, крайность (безопасность)
В
2
Натворил + их (твоих)
1-3
Руины, закладках (руках).
ТВОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ТВОИХ РУКАХ.
- Как вы понимаете это выражение?
IX. Итог урока. Оценивание.
- Что мы сегодня повторили?
- Что узнали нового?
- Молодцы, вы хорошо работали на уроке.
Используемая литература:
- Горбунова Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс. - Волгоград, 2002.
- Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир". 3 класс.- Москва "ВАКО", 2008.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы в двух частях. Часть 1. - Москва "Просвещение", 2006.
- Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу "Окружающий мир". 1 - 4 классы. - "ВАКО" Москва, 2004.
- Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Безопасность детей на воде. - Волгоград, 1995.
- Гостюшкин А.В. Основы безопасности жизнедеятельности. - Москва Астрель АСТ, 2001.
- С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова Толковый словарь русского языка, Москва, 2002.
- А.Дитрих, Г.Юрмин, Р.Кошурникова Почемучка,М. "Педагогика-Пресс", 1993.