Внеклассная работа в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Происходящие в последние годы изменения отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела, требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем.

Обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком.

Современные педагоги отходят от традиционных методов подачи учебного материала. Задача современного педагога научить детей думать, анализировать, ориентироваться в огромном потоке информации.

Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность - нормальное естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Дети очень любят задавать вопросы взрослым и сверстникам, а если их от этого не отучать, то они достигают высоких уровней в этом искусстве. Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения:

  • задать вопросы тому, кто изображен;
  • ответить, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на рисунке;
  • задания, предполагающие исправления чьих-то ошибок, логических, стилистических и др.

Проектная деятельность применяется на разных этапах обучения. Проекты готовятся в группах и индивидуально.

Исследовательский проект - это исследование какой-либо проблемы по правилам научного исследования.

Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт - альманахи, видеофильмы, театрализации, совместная газета и сочинение, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т. п.

Ролево-игровые проекты - это литературные, ролевые игры и др., результат которых остается открытым до самого конца. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.

Межпредметный (интегрированный) - это проект, интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие две-три предметные области, а могут быть достаточно объемные, продолжительные. Разделы (темы) программ по разным учебным предметам группируются вокруг проекта. Интегрированный проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами; сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

По мере взросления дети пишут научно-исследовательские работы.

Исследовательские работы детей могут быть как индивидуальными, так и выполненными детьми совместно, кратковременными и протяженными во времени, проблематика их может быть бесконечной и разнообразной.

Эта деятельность разворачивается в нашем классе вне уроков и обычной учебной работы как дополнительная, внеклассная, внеучебная работа.

Вся работа детей выстраивается по основным этапам:

  1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
  2. Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).
  3. Выбор темы исследования (попытаться, как можно строже обозначить границы исследования).
  4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные провокационные идеи)
  5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
  6. Определить последовательность проведения исследования.
  7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания)
  8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).
  9. Подготовка отчёта (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
  10. Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

В зависимости от темы и ряда условий какой-то из моментов доминирует, какой-то несколько сворачивается.

Темы детских исследований могут быть разными. Но всё бесконечное разнообразие тем для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы:

1. Фантастические темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.

2.Эмперические темы тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

В качестве предметов детских наблюдений и экспериментов могут выступать практически все объекты: и сами люди, и домашние животные, и явления природы, и самые разные неодушевленные предметы. Готовя эти работы, дети проводят наблюдения в течение длительного времени и фиксируют результаты.

3. Теоретические темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.

Ребенок ведет поиск в различных источниках: в Интернете, в справочной литературе, в энциклопедиях, в научных статьях, в библиотечных каталогах и библиографических списках. Это создаёт прекрасные условия для проведения теоретических исследований даже с детьми младшего школьного возраста.

С большим желание ребята участвуют в сетевых телекоммуникационных проектах. Учебный телекоммуникационный проект - это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая, игровая деятельность учащихся-партнёров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности. Телекоммуникационные проекты предоставляют возможность не только передавать ученикам сумму тех или иных знаний, но и научить приобретать эти знания самостоятельно с помощью огромных возможностей глобальной компьютерной сети Интернет, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем. Исследуя проблему с ребёнком, можно приобретать знания вместе с ним, помогая друг другу, мы можем открывать для себя новые горизонты.