Цель: обобщение знаний детей о разнообразии и красоте растений.
Задачи:
- закрепить знания о строении и частях растений,
- показать взаимосвязь растений с живой и неживой природой,
- расширять кругозор, развивать речь,
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Повторение и обобщение материала предыдущих уроков
Сообщение с презентацией.
Текст |
№ слайда |
В ходе изучения материала учебника и
хрестоматии на протяжении нескольких уроков
мы постарались выявить отличительные
особенности, разнообразие форм растительного
мира и значимость Царства растений в
жизнедеятельности человека. Водоросли, колышущиеся под водой, и нарцисс, залитый солнечным светом, и лишайники, похожие на высохшую накипь на камне, кажутся совершенно разными, но все это – растения. В мире их тысячи видов. Это удивительные существа. Растения – живые организмы. Без них люди и животные не смогли бы выжить. Они дают нам пищу, насыщают воздух необходимым для дыхания кислородом и поглощают из него вредный углекислый газ. Растения могут расти в помещении и на открытом воздухе, высоко в горах, в жарких, сухих пустынях и на морском дне. Они питаются солнечным светом, не бродят в поисках пищи, а вырабатывают ее сами. На многих растениях есть цветы. Все цветущие
растения имеют одинаковые части: Зеленый цвет листьев необходим для превращения солнечного света в питательные вещества. Растения тенистого леса обычно имеют большие листья, чтобы уловить как можно больше солнечного света. В очень влажных местах у растений блестящие листья, чтобы дождевая вода стекала с них. У кактусов вместо листьев колючки. Из-за колючек животные не едят кактус, а воду он запасает в толстом стебле. Корни поглощают воду. Она поднимается по стеблю к листьям. Вода нужна для роста растения. Корни растений бывают разные. Проведём опыт. Обернем горшок с цветком чистым сухим целлофановым пакетом и поставим его в теплое место. Через некоторое время на пакете появятся крошечные капли воды. Почему это происходит? Вывод: растения потеют! Таким образом они избавляются от лишней воды. Через крошечные отверстия в листьях выходит вода и поступает в воздух. Новые растения выращивают из семян. У каждого они особенные. Семена по-разному покидают растение и находят себе место, где расти. Семена клёна и одуванчиков летают по воздуху. Птицы клюют ягоды, и семена попадают на землю с птичьими испражнениями. Семена некоторых растений, например, индийского лотоса, могут прорасти даже через тысячу лет. Возраст семян арктического люпина, найденных в мёрзлой почве составляет 15 000 лет. Некоторые из этих семян дали всходы, а на одном из них даже появились цветы. Проведём ещё один опыт. Возьмем
семена гороха или фасоли,
посадим их в землю и польем водой. Через
несколько дней из земли появятся Вывод: внутри любого семени есть зародыш. Когда семечко попадает в почву, и разбухает от воды, зародыш начинает расти и пробиваться к свету – наверх. Новое растение получает питательные вещества из семечка. Позже, когда вырастут листья и начнут вырабатывать пищу для растения, семечко высохнет и сморщится. Когда растение вырастает, оно начинает цвести. Цветок – очень важная часть растения. В нем образуются семена, из которых потом вырастут новые растения. Цветок имеет свои части: чашелистик,
лепестки, тычинки с пыльцой, пестик Сережки – это тоже вид цветка. Ветер переносит пыльцу с одной серёжки на другую. Яркие цвета и запахи привлекают к цветам и птиц. А цветок орхидеи офрис, или шмель цветковый очень похож на самца пчелы, поэтому пчёлы охотно садятся на него. В Боливии обнаружили растение – пуйя раймондии, которое живёт более ста пятидесяти лет, прежде чем на нём распустится одно огромное соцветие. Оно состоит из 8000 цветков и может достигать в высоту 11 метров. После того, как цветок вырастёт и в нём образуются семена для нового растения, старое растение умирает. На месте цветка после опыления появляется плод. Плод – это часть растения, в которой находятся семена. Плоды падают на землю, прорастают – так появляются новые растения. Цветы и листья находятся на стебле. По стеблю из почвы через корень поднимается вода. Стебли бывают тонкие – травянистые и сильные, крепкие – древесные. Древесные стебли у деревьев называют стволами. Они бываюточень толстыми и высокими. Например, ствол гигантской секвойи в Калифорнии такой огромный, что через арку, образованную им, может свободно проехать машина. Каждый год вокруг ствола нарастает новый слой древесины. Если посмотреть на поперечный срез ствола дерева, можно увидеть много колец. Посчитав их, можно определить возраст дерева. Некоторым деревьям по несколько сотен лет. На коре дерева есть особый узор. У каждой породы он свой. Кора деревьев прочная. Она защищает ствол от вредных воздействий окружающей среды. Растения очень хорошо приспосабливаются к окружающим условиям и растут везде, где есть для этого хоть самая маленькая возможность, а именно: солнечные лучи, почва, вода, семена. Способы выживания растений просто удивительные! Высокогорные растения располагаются близко к земле. У них маленькие цветы и листья, которые легко укрываются от ледяного ветра. Некоторые растения пустыни похожи на гальку. Так они обманывают животных, которые их едят. Под горячим песком пустыни ростки прячутся в ожидании дождя. Когда идёт дождь, они очень быстро прорастают и расцветают. А через несколько дней они дают семена и умирают. Перекати-поле похоже на шар. Ветер катит шар при этом семена высыпаются из него. Самое крошечное цветущее растение на Земле – плавучая ряска волффиа аррхиза. Размер его листочков составляет всего полмиллиметра в поперечнике. На ногте пальца человека свободно разместятся 25 таких растений. А вот самый большой в мире цветок у раффлезии – не имеющего листьев растения из тропических лесов Юго-Восточной Азии. Это растение-паразит живёт на лианах. Отдельные цветы достигают одного метра в поперечнике. Красно-белые цветы раффлезии выглядят весьма привлекательно, но имеют отвратительный запах гниющего мяса. Он привлекает мух, которые и опыляют цветок. Гигантская ламинария – это водоросль, образующая настоящие подводные леса в прибрежных водах Калифорнии. Её ветви достигают ста двадцати метров в длину, что позволяет считать ламинарию одним из самых высоких растений в мире. После изучения различных материалов о
растениях, нами сделаны следующие выводы: Использование растений человеком: |
№ 2 № 3
№ 4 № 5
№ 6 № 7
№ 8
№ 9
№ 10 № 11
№ 12
№ 13
№ 14
№ 15
№ 16 № 17 № 18
№ 19
№ 20 № 21 № 22 № 23 № 24
№ 25
№ 26 № 27 № 28 № 29 |
3. Проверка знаний детей
Выполнение заданий в рабочей тетради по окружающему миру ( Т.1, з. 29-33) самостоятельно.
4. Работа с текстами Хрестоматии с. 45-49
5. Подведение итогов урока
6. Домашнее задание
Хр. С. 49-50, Т.1, з.34